Конспект по русскому языку на тему «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Румянцева Е.В.

Конспект урока по русскому языку в 7 «а» классе.


На тему «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова».


Цель урока: закрепление у учащихся знаний о звуках и буквах алфавита русского языка; закрепить понятия о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании; развивать жизненные компетенции.

Задачи урока:

Образовательная - закреплять умения и знания о звуках и буквах, применить эти знания на практике, о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании.

Коррекционная - развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Воспитательная - развивать жизненные компетенции (как нужно начинать утро, чтобы «зарядить» день положительными эмоциями, где нужно искать адрес кого-либо и чего-либо, номер телефона) .




Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Работа по теме урока.

Слово учителя

Сегодня на уроке мы закрепляем полученные знания, полученные в 5-6 классах по теме «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова», и закрепляем их в упражнениях.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка.

Орфография - раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.


























Звуки русского языка.

Звуки и буквы

Гласные

Согласные (21 буква)

ударные

безударные

звонкие

глухие

10 букв:

Ё, У, Е, Ы, А, О, Э, Я, И, Ю.

6 звука:

[а] - а, я

[о] - о, ё

[э] - е, э

[и] - и, е

[ы] - ы

[у] - у, ю

2 звука:

Ё - [й],[о]- Ёлка

Е - [й],[э] - Ель, съЕл

Я - [й],[а] - Яма

Ю - [й],[у] - Юла, вьЮн, таЮт

  1. В начале слова

  2. После ь - ъ

  3. После гласной.

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

[б]

,]

[п]

[п,]

[в]

,]

[ф]

,]

[г]

,]

[к]

,]

[д]

,]

[т]

,]

[ж]

-

[ш]

-

[з]

,]

[с]

,]

-

,]

-

-

[л]

,]

-

-

[м]

,]

-

-

[н]

,]

-

-

[р]

,]

-

-

-

-

[х]

,]

-

-

[ц]

-

-

-

-

,]

-

-

,]

Ь -Ъ звука не обозначают!!!!

  1. Закрепление пройденного материала. Выполнение упражнений.


  1. Прочитать стихотворение Сергея Александровича Есенина «С Добрым утром!» (сначала учитель)

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского поэта С. Есенина, представителя новокрестьянкой поэзии и лирики.

С. Есенин «С Добрым утром!».


Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона*,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня* заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром*

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(потом читает ученик)


  1. Какое настроение передаёт автор стихотворения?

(радостное)

Как нужно начинать утро, чтобы день начался хорошим?


  1. Работа с толковым словарём С. Ожеговым

* брезжит - рассветает, слабо светит.

*затон - 1. Вдавшийся в берег речной залив, заводь. 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

*перламутр - твёрдый внутренний слой раковин некоторых моллюсков - ценное вещество с переливчатой радужной окраской.

*плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.


  1. Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и выделяя их на письме.

(но перед этим работа с толковым словарём*).

Если мы не знаем значение слов, то ищем значение слов в «Толковом словаре», а в жизни, если что-то нужно найти - адрес кого-то или чего-то, номер телефона, где это можно найти?

(справочная)

  1. Проверка пропущенных орфограмм

Задр..мали - дрём

Задр..жало - дрожь

Се..ку - сеть

Берё..ка - берёза

Серё..ка - серёжечка

Ше..чет - шёпот

Ш..ловливо - шалость


  1. Фонетический разбор выделенных слов

Звёзды, серёжка, яркий.


  1. Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.


  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких понятиях, как звуки и буквы алфавита русского языка; закрепили понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании, применили знания на практике.

Познакомились с творчеством С.А. Есенина «С добрым утром!» и выяснили, как начать утро, чтобы день «зарядил» нас положительными эмоциями.

Также поняли, если что-то нужно найти, то нам в этом поможет справочная.

Домашнее задание - придумать небольшой текст на тему «С добрым утром!», мой лучший друг.



Приложение. Раздаточный материал.

Звуки русского языка

Звуки и буквы

Гласные

Согласные (21 буква)

ударные

безударные

звонкие

глухие

10 букв:

Ё, У, Е, Ы, А, О, Э, Я, И, Ю.

6 звука:

[а] - а, я

[о] - о, ё

[э] - е, э

[и] - и, е

[ы] - ы

[у] - у, ю

2 звука:

Ё - [й],[о]- Ёлка

Е - [й],[э] - Ель, съЕл

Я - [й],[а] - Яма

Ю - [й],[у] - Юла, вьЮн, таЮт



  1. В начале слова

  2. После ь - ъ

  3. После гласной.

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

[б]

,]

[п]

[п,]

[в]

,]

[ф]

,]

[г]

,]

[к]

,]

[д]

,]

[т]

,]

[ж]

-

[ш]

-

[з]

,]

[с]

,]

-

,]

-

-

[л]

,]

-

-

[м]

,]

-

-

[н]

,]

-

-

[р]

,]

-

-

-

-

[х]

,]

-

-

[ц]

-

-

-

-

,]

-

-

,]

Ь -Ъ звука не обозначают!!!!

С. А. Есенин «С Добрым утром!».

Задр..мали звёзды золотые,

Задр..жало зеркало затона*,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит се..ку небосклона.

Улыбнулись сонные берё..ки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серё..ки,

И горят серебряные росы.

У плетня* заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром*

И, качаясь, ше..чет ш..ловливо:

«С добрым утром!»





Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.

______________________________________________________________

Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.

______________________________________________________________

Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.
__________________________________________________________________

Имя существительное - обозначает предмет. Кто? что?

Имя прилагательное - обозначает признак предмета. Какой? Какое? Какая? Какие?

Глагол - обозначает действие предмета. Что делать? Что сделать?



© 2010-2022