- Преподавателю
- ОБЖ
- Образовательная программа военно-патриотического клуба
Образовательная программа военно-патриотического клуба
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Легенза Р.А. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Негосударственное образовательное учреждение «Школа-интернат №18
среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»
на ст. Барабинск Новосибирской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«БАРС»
Авторский коллектив:
Легенза Роман Александрович
учитель 1 квалификационной категории
Евсюков Денис, ученик 11 класса;
Павлов Владимир, ученик 11 класса
ст. Барабинск, 2012
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании». В Национальной доктрине образования в Российской Федерации дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности к судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской Армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе школы-интерната №18 ОАО «РЖД» создан военно-патриотический клуб «БАРС» (будущие Армии Российской сыны), в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Всё это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:
-
имеет военно-патриотическую направленность;
-
отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования - воспитание россиянина, гражданина и патриота;
-
способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
-
поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
-
поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
-
обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).
При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Цель программы - создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.
Основными задачами программы являются:
-
Подготовка подрастающего поколения к военной службе;
-
Воспитание патриотизма и любви к Родине;
-
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
-
Содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военной службе, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
-
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
-
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
-
непрерывности образования и воспитания;
-
воспитывающего обучения;
-
учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
-
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего обучения;
-
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
-
Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
-
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
-
Использование отечественного и зарубежного опыта;
-
Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 17 лет. Набор обучающихся в группы - свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных.
Прогнозируемые результаты реализации программы
1-й год обучения:
-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;
- выполнение нормативов «Юный стрелок»;
- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.
2-й год обучения:
- укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;
- выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- выполнение упражнений учебных стрельб из АКС-74;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил и силовых структур России.
3-й год обучения:
- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- выполнение упражнений контрольных стрельб из АК-74 и ПМ;
- умение провести ночь в лесу зимой без туристского снаряжения, марш-бросок 30 км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся тесты на ОФП:
- бег 30, 60, 100 м;
- прыжки в длину;
- подтягивание на высокой перекладине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
- подъемы корпуса.
Итоговый контроль:
- контрольные занятия;
- зачет;
- собеседование;
- показательные выступления.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.
Контроль и механизм оценки по разделу
«Общефизическая подготовка».
Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала.
Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка»
Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета.
Контроль по разделу «Основы выживаемости».
Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае и в условиях летних выездов. Во время проведения экспедиции обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п.
Контроль по разделу «Ориентирование, топография»
Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы по ориентированию в заданном направлении.
Контроль по разделу «Стрелковая подготовка».
Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях, посвященных годовщине Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества.
Контроль по разделу «История Вооруженных Сил
и силовых структур России».
Форма контроля - зачет по теоретическому материалу в конце учебного года.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо иметь
-
Спортзал.
-
Стрелковый тир.
-
Открытую специально оборудованную спортивную площадку.
-
Спортивный инвентарь.
-
Тренажёрный зал.
-
Учебный класс.
-
Туристический инвентарь.
-
Военное обмундирование.
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков.
Раздел 1. Общефизическая подготовка.
Год обучения
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
1-й
Основы гигиены и закаливания.
Основы здорового образа жизни.
Основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п.
Формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит и т.д.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
Сила, силовая выносливость:
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) - 25 раз.
Подтягивание на высокой перекладине - прирост в результате за учебный год - 6 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, руки у подбородка - 40 раз.
Приседания на двух ногах на всей стопе, руки за головой - 80-100 раз.
Общая выносливость.
Кросс 1000 м. - 4 мин. 30 сек.
Ловкость, координация.
Акробатические упражнения:
Кувырок через голову вперед и назад.
Переворот разгибом (бланш).
Стойка на голове 10 сек.
«Колесо». Сальто вперед с подкидного мостика.
Форма отслеживания результатов:
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения акробатических упражнений оцениваются по пятибалльной шкале.
2-й
Физиологическое воздействие гигиенических и закаливающих процедур и их значение в процессе физической подготовки.
Основы спортивной тренировки - физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.
Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
Физические кондиции
Скорость:
Бег 100 м - 15 сек.
Сила, силовая выносливость:
сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) - 40 раз.
Подтягивание на высокой перекладине - 10 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка - 70 раз. Приседания на одной ноге « пистолетиком» - по 5 раз.
Общая выносливость:
Кросс 3000 м. - 14 мин. 30 сек.
Ловкость, координация:
Акробатические упражнения:
Подъем разгибом. Стойка на руках - 10 сек.
Форма отслеживания результатов:
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения приемов оценивается по пятибалльной шкале).
3-й
Основы спортивной тренировки - физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.
Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Физические кондиции
оцениваются по четырёх бальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Бег 100 м:
отл.-13,5 сек, хор.-14 сек., удовл.-15 сек.
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) отл.-50 раз, хор.-40 раз, удовл. - 30 раз.
Подтягивание на высокой перекладине:
отл.-14 раз, хор.-10 раз, удовл.-8 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка:
отл.-80 раз, хор.-60 раз, удовл.-50 раз.
Кросс 3000 м:
отл.-13 мин., хор.-13 мин. 30 сек., удовл.-14 мин. 30 сек.
Ловкость, координация:
Акробатические упражнения.
Форма отслеживания результатов.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения акробатических упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
Раздел 2. Строевая подготовка
Год обучения
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
1-й
Понятие строя, фланги, шеренга, колонна.
Форма
отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
Строевые упражнения на месте. Отработка строевого шага.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
2-й
Строевые упражнения в движении. Подход к командиру. Отдание чести. Отработка строевого шага.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
3-й
Строевые упражнения в движении. Рапорт командиру. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
Раздел 3. Основы выживаемости.
Год обучения
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
1-й
Источники возникновения возможной опасности в условиях города.
Основы здорового образа жизни.
Первая медицинская помощь при отравлениях, обморожениях, тепловых ударах, ожогах.
Добывание пищи и воды в условиях средней полосы.
Приготовление снаряжения для похода.
Форма отслеживания результатов: устный зачет в конце учебного года.
Оказание первой помощи при порезах, ожогах - остановка кровотечения, обеззараживание, наложение повязок.
Использование ватно-марлевой повязки, противогаза, ОЗК.
Разведение костров для приготовления пищи, оборудование стоянок, постройка шалаша, вигвама.
Однодневный поход 10 км.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях однодневного похода.
2-й
Чрезвычайные и экстремальные ситуации техногенного и криминогенного характера в условиях города.
Характеристика состояний, требующих первой помощи.
Первая помощь при переломах и инфекционных заболеваниях.
Добывание пищи.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Остановка венозного и артериального кровотечения; первая помощь при переломах; транспортировка пострадавших.
Использование войскового прибора химической разведки, индивидуального дозиметра.
Обустройство ночлега в лесу в зимних условиях.
Обеззараживание воды, приготовление пищи.
Марш-бросок 20 км.в условиях двухдневного похода.
Форма отслеживания результатов:
Зачет в условиях двухдневного похода.
3-й
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Оружие массового поражения.
Особенности выживания в различных географических и климатических условиях.
Ядовитые растения и животные.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
Спасения и первая помощь утопающим.
Поведение при применении оружия массового поражения: использование ОЗК, противогазов, противочумных комбинезонов. Добывание воды в условиях засушливого климата; добывание пищи.
Марш 30 км в условиях двухдневного похода.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Год обучения
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
1-й
Стороны света; азимут и дирекционный угол; определение расстояний до ориентира по видимому размеру.
Условные обозначения, применяемые в топографии.
План местности.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Умение выйти в заданную точку по азимуту и расстоянию.
Умение проложить маршрут и составить схему движения по азимуту и расстоянию.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях однодневного похода.
2-й
Ориентирование по окружающим предметам: понятие ориентира.
Ориентирование по солнцу.
Чтение топографических карт.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Прокладка маршрута, нахождение тайников.
Составление плана местности.
Ориентирование по карте с помощью окружающих предметов и по солнцу.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.
3-й
Ориентирование по звездному небу.
Географические координаты.
Снятие крок, выкопировок.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Ночное ориентирование.
Составление топографических карт.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Год обучения
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен уметь
1-й
Правила и меры безопасности при обращении с оружием и стрельбе. (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности).
Правила прицеливания.
Форма отслеживания результатов:
зачет в конце учебного года.
Выполнение норматива «Юный стрелок» - 40 очков в стрельбе из пневматической винтовки на контрольных соревнованиях в конце учебного года.
2-й
Понятие баллистики.
Внесение поправок при прицеливании.
Форма отслеживания результатов:
зачет в конце учебного года.
Выполнение норматива «Меткий стрелок» - 43 очка в упражнении МВ-6 из малокалиберной винтовки лежа с упора, дистанция 25 метров на контрольных соревнованиях в конце учебного года.
3-й
Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Сборка-разборка АК-74 - 30 сек.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Выполнение контрольных стрельб из АК-74 (на базе войсковой части).
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Год обучения
Обучающий должен знать
1-й
История Вооруженных Сил России.
Войны и боевые действия племен, живших на территории бывшего СССР до образования Российского государства; войны Древней Руси; княжеские дружины и ополчение; Александр Невский; татаро-монгольское иго; завоевание новых земель при Иване Грозном; войны XVI-XVII веков; реформы Петра Великого; Российская армия XVIII - начала XX веков.
Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России.
Конституционные положения о воинской обязанности.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
2-й
Символы воинской чести.
Назначение и состав Вооруженных Сил и силовых структур России.
Основные положения военной доктрины РФ.
Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды вооруженных сил и рода войск.
Боевые возможности, техника и вооружение ВС России.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
3-й
Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе»;
Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды вооруженных сил и рода войск.
Структура и назначение силовых структур и правоохранительных органов РФ.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела программы
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Всего часов
Теория
Практика
Всего часов
Теория
Практика
Всего часов
Теория
Практика
1
Общефизическая подготовка
80
18
62
80
18
62
80
18
62
2
Строевая подготовка
64
15
49
64
15
49
64
15
49
3
Основы выживания
50
11
39
50
11
39
50
11
39
4
Ориентирование топография
30
9
21
30
9
21
30
9
21
5
Стрелковая подготовка
24
5
19
24
5
19
24
5
19
6
История Вооруженных Сил и силовых структур России
24
24
-
24
24
-
24
24
-
Итого
272
80
192
272
80
192
272
80
192
7
Выездные мероприятия
По специальному плану
Содержание программы
1 Раздел. Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
-
Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
-
Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Теоретические занятия
1
Основы гигиены и закаливания
18
2
Методы развития выносливости:
1) интервальный;
2) повторно-переменный;
3) сопряженных воздействий;
4) соревновательный;
5) круговой.
18
3
Внутреннее состояние бойца
18
4
Итого:
18
18
18
Практические занятия
1
Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения).
31
31
31
2
Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика.
31
31
31
3
Итого:
62
62
62
Примечание: обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП и технике выполнения приемов рукопашного боя.
Раздел 2. Строевая подготовка.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Теоретические занятия
1
Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.
15
15
15
2
Итого:
15
15
15
Практические занятия
1
Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия).
3
2
Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием).
3
3
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия).
3
4
Итого:
49
49
49
Раздел 3. Основы выживаемости
Задачи раздела:
-
Осознание учащимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.
-
Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
-
Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
-
Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Теоретические занятия
1
Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность.
2
2
Чрезвычайные ситуации локального характера.
2
3
ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС.
3
4
Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита.
3
5
Здоровье и здоровый образ жизни.
2
6
Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи.
3
7
Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах).
2
2
8
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях.
3
9
Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
2
3
10
Выживание в различных географических и климатических условиях.
3
3
11
Итого:
11
11
11
Практические занятия
1
Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении.
2
2
2
2
Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах.
2
2
2
3
Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях.
2
2
2
4
Защита от оружия массового (радиационного) поражения.
2
2
2
5
Защита от оружия массового (химического) поражения.
2
2
2
6
Защита от оружия массового (бактериологического) поражения.
2
2
2
7
Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров.
5
8
11
8
Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи.
10
5
3
9
Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство.
6
8
3
10
Походная, маршевая подготовка.
1
6
10
11
Приёмы самообороны
3
12
Что делать, если драка неизбежна?
2
13
Итого:
39
39
39
Примечание: в приведенной таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня, профильных лагерей и экспедиций в период летних каникул.
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Задачи раздела:
-
Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.
-
Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас, план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Теоретические занятия
1
Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру.
2
2
Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением.
2
3
Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца».
2
4
Планирование маршрута.
2
5
Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов.
2
6
Определение расстояния при движении.
2
7
Ориентирование по солнцу.
2
8
Ориентирование по луне.
2
9
Ориентирование по звездам.
2
10
Карта, топографические обозначения, выкопировки, планы. Азбука карт.
3
11
Линии равных высот, третье измерение. Признаки перемены неясной погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную.
3
12
Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность масштаба, точность карты.
3
13
Итого:
9
9
9
Практические занятия
1
Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию.
3
2
Определение времени по компасу.
3
3
Определение точки стояния в лесистой местности.
3
4
Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию.
3
5
Ориентирование по окружающим предметам.
3
6
Определение расстояния до источников звука (ночью, днем).
4
7
Ориентирование по светилам.
2
8
Чтение карт, ориентирование по ним.
3
5
3
9
Правильная организация движения (темп движения, хронометраж движения).
2
1
10
Как измерить площадь, сколько древесины в лесу.
1
1
1
11
Составление планов, карт, снятие крок, выкопировок.
1
4
3
12
Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке.
2
13
Прокладка маршрута.
4
4
7
14
Итого:
21
21
21
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Задачи раздела:
-
Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
-
Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
Теоретические занятия
1
Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.
1
1
1
2
Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость.
2
2
3
Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку.
2
2
2
4
Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия.
2
4
Итого:
5
5
5
Практические занятия
1
Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации).
10
7
4
2
Тренировка в стрельбе на кучность. Результат.
9
12
15
3
Итого:
19
19
19
Примечание: в таблице не учтены занятия по стрелковой подготовке, проводимые в условиях летних выездов.
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Задачи раздела:
-
Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
-
Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.
-
Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России.
-
Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.
№ п/п
Тема
Количество часов по годам обучения
I год
II год
III год
1
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство)
6
2
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.
6
3
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.).
6
4
Основы обороны и безопасности государства.
6
5
Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности Вооружённых Сил России на современном этапе.
6
6
Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства.
6
7
Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе.
4
8
Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-Морского Флота Российской Федерации.
4
9
Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.
4
10
Структура, боевые возможности, техника и вооружение Сухопутных войск Российской Федерации.
4
11
Структура, боевые возможности, техника и вооружение Космических войск Российской Федерации.
4
12
Структура, боевые возможности, техника и вооружение Воздушно-десантных войск Российской Федерации.
4
13
Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США)
4
14
Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ)
4
15
Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай)
4
16
Итого:
24
24
24
Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях профильного лагеря и экскурсий в восковой части.
Раздел 7. Выездные мероприятия
Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного процесса и проводятся в течение учебного года.
Задачи:
-
Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.
-
Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.
-
Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.
Основные формы выездных мероприятий:
-
Экспедиции.
-
Походы.
-
Экскурсии.
-
Соревнования.
-
Профильные лагеря на базе школы, с посещением войсковых частей и военных вузов.
Как показывает опыт работы с подростками и юношами одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является профильный лагерь.
В таком лагере общественно-полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии.
Почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса.
Вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов.
Идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и готовности к активном участию в деле его укрепления и защиты.
Образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.
Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются по договоренности с представителями местного военкомата, воинских частей и военных вузов. Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их личному заявлению.
Профильный лагерь позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес, стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.
Методическое обеспечение программы
Формы учебных занятий.
-
Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
-
Тематические экскурсии могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
-
Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
-
Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
-
Выездные формы занятий - экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
-
День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
-
походы по знаменательным историческим местам;
-
участие в соревнованиях по традиционным боевым искусствам;
-
учебные семинары;
-
помощь ветеранам войн;
-
вахта памяти;
-
показательные выступления.
Методы, используемые в процессе обучения.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
-
методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-
методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-
методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
-
Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
-
Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
-
Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
-
Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
-
Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
-
Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
-
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа).
Дидактические принципы построения образовательного процесса:
-
Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
-
Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
-
Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
-
Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
-
Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
-
Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
-
Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Досуговые и массовые мероприятия,
проводимые в течение учебного года и в период летних выездов:
- встречи с ветеранами Вооруженных Сил, ВДВ и боевых действий, приуроченные к праздникам и памятным датам;
- экскурсии по памятным местам,
- посещение галерей, музеев и т.д.
-облагораживание памятников и братских захоронений времён Гражданской войны на территории Новосибирской области;
-участие в районных, областных и всероссийских военно-спортивных играх и соревнованиях, сборах допризывной молодёжи, туристических слётах и т.д.
Перечень необходимого оборудования
для занятий в военно-патриотическом клубе
№
п\п
Наименование
Кол-во шт.
Сумма за шт.
Сумма общ.
1
Ноутбук
1
24000
24000
2
Компьютерная мышка
1
300
300
3
USBФлеш-карта
1
450
450
4
Винтовка пневматическая МВ
3
3500
10500
5
Модель массогабаритная автомата АК-74
2
6000
12000
6
Костюм защитный камуфляжный
20
800
16000
7
Форма летняя полевая камуфляжная
20
600
12000
8
Берет чёрный
20
300
6000
9
Ботинки с высокими берцами
20
950
19000
10
Майка-тельняшка
20
150
3000
11
Шевроны, нашивки, кокарды, погоны, галстук форменный (комплект)
20
380
7600
12
Сорочка форменная
20
400
8000
13
Палатка туристическая шестиместная
1
1200
1200
14
Палатка туристическая трёхместная
4
950
3800
15
Вещмешок солдатский
20
300
6000
16
Мешок спальный
10
700
7000
17
Котёл туристический
1
800
800
18
Тренога костровая
1
700
700
19
Шлем боксёрский
2
750
1500
20
Перчатки боксёрские (пара)
2
800
1600
21
Лапа боксёрская
2
500
1000
22
Стропы альпинистские (метр)
30
60
1800
23
Карабин альпинистский
10
400
4000
24
Система удерживающая с наплечными лямками со стропом
2
800
1600
25
Каска защитная альпинистская
5
2000
10000
26
Компас походный
20
100
2000
27
Планшет офицерский
5
700
3500
28
Фляга солдатская
20
200
4000
29
Ремень армейский
20
350
7000
30
Лопатка сапёрная складная
5
250
1250
31
Рюкзак бескаркасный камуфлированный
5
600
3000
32
Бинокль
1
1500
1500
33
Котелок солдатский
10
200
2000
34
Фонарь светодиодный
5
160
800
35
Аптечка индивидуальная
20
150
3000
36
Стяжной ремень
1
400
400
ИТОГО:
188300
Список литературы.
-
Конституция Российской Федерации.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» -
Концепция модернизации российского образования.
-
Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
-
Строевой Устав Вооружённых Сил Российской Федерации.
-
Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.
-
Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - М., 1992.
-
Колядов А.А. В помощь туристу. - М., 1985.
-
Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М., 1985.
-
Военная история России. Учебник для вузов.- М. Воениздат. 1993.
-
На службе отечеству. - МО РФ. 1999г.
25