Конспект урока по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 , класс Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Сорокина Р.Ф.

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО РОВЕСНИКОВ, ОТРАЖЕННОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ

Цели деятельности учителя: указать на черты сходства и различия со сверстниками задолго до нас; познакомить с картинами Николая Богданова-Бельского «Ученицы» и «У дверей школы»; расширить читательский кругозор.

планируемые результаты:

предметные: научатся участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные: участвуют в обсуждении плана выполнения заданий. познавательные: обобщают учебный материал; формулируют несложные выводы.

коммуникативные: адекватно воспринимают содержание высказываний одноклассников.

личностные: демонстрируют эмоциональное отношение к поступкам героев произведения,отзывчивость на жизненные события.

Ход урока

Организационный момент.

прочитайте пословицы (слайд): Корень учения горек, да плод его сладок. Чему учился, тому и пригодился. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

проверка домашнего задания.

.

составленного плана рассказа. Назовите основные эпизоды рассказа.

  1. Петька в городе.

  2. Поездка на дачу. (Со слов «Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал»

  3. На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву».)

  4. Возвращения с дачи.

второй эпизод самый большой по объему? (Центральный эпизод самый важный, возможность почувствовать, как жизнь распадается на два разных мира - в город парикмахерской и на даче.)

.Постановка целей урока.

:как вы думаете, персонаж Петька реальный или вымышленный? Так ли тяжела была жизнь сверстников 100 лет назад? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос и обратимся к миру живописи, узнаем, как художники в своем творчестве смогли передать исторические события в жизни людей, загадку:

Стоит веселый светлый дом, Ребят проворных много в нем, Там пишут и считают,

Рисуют и играют! (Школа.)

г- Введение в тему.

Сколько радости. сколько тревог

Снова дарит нам школьный звонок! - Каждый год 1 сентября школьный звонок приглашает миллионы ребят в школу. Прочитайте в учебнике (с. 150) разговор Евдокии Васильевны со своими учениками. Какой вопрос задал Миша? Как на него ответила Евдокия Васильевна?

V. Освоение нового материала.

История школы в России.

  • Раньше детских садов не было. Кто же обучал дошкольников и готовил их к дальнейшему обучению? (Домашние учителя - гувернеры и гувернантки.)
  • Кто мог себе позволить нанимать домашних учителей? (Дворяне и купцы.)

Слайд: изображения дворянского и купеческого домов, семей. Дворянин - знатный гражданин на службе при государе. Купцы - представители сословия, занимавшиеся торговлей, владельцы частных торговых предприятий.

  • Где продолжали обучение дети из дворянских и купеческих семей? (В гимназии.)

  • А как же Петька и другие дети, у которых родители не были богаты? Прочитайте, что об этом говорит Евдокия Васильевна.

Посмотрите на портрет (слайд). Кто это? (Л. Толстой.) Что вы о нем знаете?

Слайд: фотографии Ясной Поляны, местной школы для крестьянских детей. - Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя -во флигеле, который сохранился до наших дней. Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки... Порядок у нас был образцовый за все три года». Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками, в ходе которой дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божию, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению.

Их обучали также рисованию, пению. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науки он излагал в форме рассказа. Ни за плохую успеваемость, ни за поведение детей не наказывали. Но таких, как Лев Толстой, было немного. Гораздо больше было несчастных мальчишек, таких как Петька. Не многие ребята имели возможность учиться, ведь для этого нужны одежда и обувь, чтобы дойти до школы, а кроме того - книжки, тетрадки, карандаши. Далеко не все родители имели на это деньги. Не зря пишет поэт о детях крестьян:

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь. Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош...

Н. Некрасов

  • Рассмотрите репродукцию картины Николая Богданова-Бельского «У дверей школы». Сравните внешний вид вашего ровесника из XIX века и внешность современного школьника. (Ответы учащихся.)
  • В классе видны только мальчики. Никто из ребят не поднял голову, не удивился, увидев в дверях нового ученика. Как вы думаете, почему? (Все ребята, которые приходят издалека, одеты примерно так лее: на ногах лапти, в руках посох, на который удобно опираться в дороге, подранная одежда, вместо портфеля - котомка.)
  • Опишите классную комнату. Есть ли предметы, которые роднят ее с современным классом? (Парты, доска и карта, которая висит на стене.) Что хотел сказать своей картиной художник? (Свободные высказывания учащихся.)

Историческая справка. Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Первые два года он проучился в селе, где в школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского. Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, говорил художник, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, чистота восприятия мира, искренность -эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока.

- Рассмотрите репродукцию картины Николая Богданова-Бельского «Ученицы».
Опишите девочек, которых видите на картине. Как они одеты? Чем занимаются? (Девочки в длинных ситцевых сарафанах, в платочках сидят на скамье возле шкафа. У них в руках книги. Старшая задумалась о чем-то, может, что-то прочитала. Младшая девочка внимательно смотрит в книгу.)

  • Ребята, поразмышляйте, вот девочки умеют читать, примут их в школу или нет? (Ответы учащихся.)
  • В то время девочек, как правило, в школу не принимали. Учение было «не их делом».

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Мы еще не раз встретимся с картинами Н. Богданова-Бельского и его героями.

VI. Закрепление пройденного. - Какое впечатление произвели на вас картины Н. Богданова-Бельского? Почему тема кре
стьянских детей была основной в его творчестве? Художнику посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С. А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование. Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету. - Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. 1 - й вопрос. Как вы думаете, как сложится судьба маленького Петьки? (По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны его поглотить, он должен потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Может, ему улыбнется удача, он встретит своего учителя, который направит его, научит.) (Начинает тот, у кого волосы длиннее.) (Ученики делятся своими партнерами по 20 секунд. Timed Pair Share.)

  • Поблагодарите своего партнера.
  • А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 2 - й вопрос. Как созданы образы детей, их трудное детство в литературе? (Писатель дает описание их жизни, внешности, внутреннего состояния.) Как показано трудное детство художником? (Через описание внешнего вида.) (Начинает тот, у кого волосы светлые.) - Подумайте 3 секунды. (Ученики делятся своими партнерами по 20 секунд. Timed Pair Share.) Поблагодарите своего партнера. - А теперь на этот вопрос ответит… (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
Вывод: художник и писатель разными средствами передали одинаковые исторические события в жизни крестьянских детей. - Прочитайте, какой вывод сделала Евдокия Васильевна. Какие общие проблемы вы можете назвать? (Взаимоотношения со сверстниками, формирование умений не сдаваться в сложных
ситуациях и не бояться трудностей.)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Школа, школа! Ты начало

Всех профессий и дорог.

Ты нам другом верным стала, Чтобы по сердцу занятье

В жизни каждый выбрать смог!

- В чем вы увидели отличие школы прошлого от современной? Что в них общего? На листе Что нового вы открыли на уроке? (Свободные высказывания учащихся.) С помощью чего вы сделали такие открытия? Что вас особенно взволновало? Домашнее задание: рассмотреть на обложке тетради для самостоятельной работы иллюстрацию школьников- полыновцев, о которых написал Юрий Коваль; прочитать отрывок сказки о полынном языке и выполнить задание к тексту. Парковка. - Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. - Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы

© 2010-2022