- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка в 1 кл Тема «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»
Конспект урока русского языка в 1 кл Тема «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева М.В. |
Дата | 25.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.
Цель: Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения -развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию -воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
Ход урока
I.Орг.момент
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Сегодня как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже.
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадки.
1)Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (роса)
- Сколько слогов в слове роса?
-Сколько букв в слове?, звуков?
2) Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
-Сколько слогов в слове ёж?
Сколько букв? Сколько звуков? Назовите их.
-Почему звуков больше, чем букв?
3) Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лёжа. (Тень)
- Сколько слогов в этом слове?
Сколько букв? Звуков?
Почему букв больше, чем звуков?
III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Сколько гласных букв в алфавите? (10 букв.)
- А сколько гласных звуков в речи? (6 звуков.)
- Почему? Какие гласные буквы не обозначают звуков? (Е, Ё, Ю, Я.)
Назовите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук.
Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, пенал, юла, ключ
-Что вы заметили? (буквы е,ё,я,ю в начале слова обозначают два звука)
-Разделите эти слова на две группы.
-Как вы разделили слова?
- Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке?
-- Как по-другому называют эти буквы? (хитрые) Почему?
Чему будем учиться на уроке? Какую цель ставим себе на урок.
IV. Работа по теме урока.
Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт.
Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт
Катер, яхта, поезд. В бортовых журналах (тетрадях) запишите число и слово «яхта» и выполните транскрипцию.
([й`ахта]).
Чтобы путешествие проходило весело, давайте выполним задание. 1. Наблюдение на доске. На доске слова, записанные в четыре столбика: карточки село ел БОЕЦ ОТЪЕЗД ПОЛЁТ ЁЛКА ПРИЁМ СЪЁМКА КЛЮВ ЮГ КАЮТА ВЬЮГА МЯСО яма СТОЯТ ОБЕЗЬЯНА - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных.) - После каких согласных? (Мягких.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? - Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.) - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах третьего столбика? (После гласных.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах четвертого столбика? (После разделительных Ь и Ъ.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? 2. Вывод. - Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)
V. физминутка - (электронная)
VI. Закрепление изученного материала.
Мы причалили к острову Звуков, и здесь новое задание
-
Работа в парах .
- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.) - Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.) - Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.) - А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.) - Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А]) - Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.) выполните разбор, составьте транскрипцию этого слова
VII. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается и на следующем уроке его продолжим. Давайте подведём итоги.
Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я
-
Сегодня на уроке я учился ……
-
Сегодня на уроке я научился….
-
Сегодня на уроке я запомнил …..
-
Сегодня на уроке мне понравилось…..
Оцените свою работу. Наполните сосуд успеха.