Конспект урока русского языка в 1 кл Тема «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Цель: Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения -развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию -воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Ход урока

I.Орг.момент

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Сегодня как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже.
II. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

1)Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда -

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (роса)

- Сколько слогов в слове роса?

-Сколько букв в слове?, звуков?

2) Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

-Сколько слогов в слове ёж?

Сколько букв? Сколько звуков? Назовите их.

-Почему звуков больше, чем букв?

3) Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа. (Тень)

- Сколько слогов в этом слове?

Сколько букв? Звуков?

Почему букв больше, чем звуков?

III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Сколько гласных букв в алфавите? (10 букв.)

- А сколько гласных звуков в речи? (6 звуков.)

- Почему? Какие гласные буквы не обозначают звуков? (Е, Ё, Ю, Я.)

Назовите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук.

Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, пенал, юла, ключ

-Что вы заметили? (буквы е,ё,я,ю в начале слова обозначают два звука)

-Разделите эти слова на две группы.

-Как вы разделили слова?

- Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке?

-- Как по-другому называют эти буквы? (хитрые) Почему?

Чему будем учиться на уроке? Какую цель ставим себе на урок.

IV. Работа по теме урока.

Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт.
Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт
Катер, яхта, поезд. В бортовых журналах (тетрадях) запишите число и слово «яхта» и выполните транскрипцию.
([й`ахта]).
Чтобы путешествие проходило весело, давайте выполним задание. 1. Наблюдение на доске. На доске слова, записанные в четыре столбика: карточки село ел БОЕЦ ОТЪЕЗД ПОЛЁТ ЁЛКА ПРИЁМ СЪЁМКА КЛЮВ ЮГ КАЮТА ВЬЮГА МЯСО яма СТОЯТ ОБЕЗЬЯНА - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных.) - После каких согласных? (Мягких.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? - Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.) - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах третьего столбика? (После гласных.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах четвертого столбика? (После разделительных Ь и Ъ.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? 2. Вывод. - Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)

V. физминутка - (электронная)

VI. Закрепление изученного материала.

Мы причалили к острову Звуков, и здесь новое задание

  1. Работа в парах .

Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Мёд, еда, якорь, каюта, лес, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, яма, река, карточки 2.Проверка работы. На острове мы повстречали летучую мышь. Вот какое задание она нам предложила: 1. Упражнение на внимание. Возьмите у себя на парте карточку №2. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их. Карточка №2. (в парах) Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк
- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.) - Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.) - Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.) - А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.) - Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А]) - Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.) выполните разбор, составьте транскрипцию этого слова

VII. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается и на следующем уроке его продолжим. Давайте подведём итоги.

Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я

  • Сегодня на уроке я учился ……

  • Сегодня на уроке я научился….

  • Сегодня на уроке я запомнил …..

  • Сегодня на уроке мне понравилось…..

Оцените свою работу. Наполните сосуд успеха.


© 2010-2022