Конспект урока по русскому языку на тему Как возникают слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: «Как возникают слова»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Лицей «МОК № 2» Ершова М.Н.

Цель: показать, как возникают слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении слова и его происхождении; анализировать и делать выводы; аргументированно отвечать; познакомятся с этимологией некоторых слов.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Чистописание. (На доске написаны гласные буквы)

Учитель:

Что общего у этой записи? Сколько букв? Сколько звуков они обозначают?



  1. Актуализация знаний.

(Ученики пишут под диктовку словарные слова, один человек у доски, взаимопроверка.)

Словарь: пловец, болото, колыбель, четверг, восток, металл, экскурсия, бассейн.

Учитель:

Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Что такое слово?

Что еще мы интересное узнали о понятии «слово»?

(Слово можно сравнить с орехом. Звуко-буквенная форма - это «скорлупа», оболочка слова, лексическое значение слова - это «ядрышко» слова).

(Слайд 1)



  1. Самоопределение к деятельности.

(На листе бумаги нарисовано животное, части тела которого принадлежат разным животным.)

Учитель:

А теперь посмотрите на доску. На рисунке изображено фантастическое животное. Давайте попробуем дать ему название. (Ответы детей с объяснением)

Мы с вами нарекли животное: слоноверблюдолягушкотигро…

Какое непонятное слово я произнесла? - Нарекли.

Что оно означает?

Где мы можем узнать лексическое значение слова?

Что такое словарь?

(Один ученик дает определение слову «словарь»)

(Слайд 2)

Учитель:

Откройте учебник на стр.70 и прочитайте в рубрике «Из толкового словаря» значение слова наречь. (Слайд 3)

И сегодня на уроке мы с вами будем нарекать, называть какие-то предметы, объяснять, почему мы их так назвали.

Тема нашего урока? - «Как возникают слова»

(Слайд 4)


  1. Работа по теме урока.

Ученики читают сообщение профессора И.И. Самоварова из учебника стр.70, устно выполняют упр.107. (Слайд 5)

Следующее задание - работа в группах - упр.108. (Слайды 6, 7)

1 - 5 группы берут названия грибов и растений и составляют предложения, которые объясняют смысл названий (мухомор, подберезовик, подосиновик, сыроежка, подорожник)

6-я группа - работает со словарями, выписывает лексические значения этих слов.

Затем представители каждой группы из 5 зачитывают получившиеся предложения, а ученики из 6 группы сравнивают ответы с записями из словарей. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12)



  1. Физкультминутка. (Слайд 13)

Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Ножками потопали: раз, два, три.

Головкой покачали: раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали.

И совсем мы не устали.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.


  1. Продолжение по теме урока.

Учитель:

Послушайте и отгадайте загадки.

  1. Ловит мух она в полете:

Клювом цепким птица ловко

Муху ловит. Вы зовете

Эту птицу … . (Мухоловка)

  1. Муравьев клевала страстно.

Чуть заметила опасность

Вся взъерошилась, дугой хвост,

Шипит и вертит шейкой,

Притворяется змеёй. (Вертишейка)

  1. В чаще, где сосна и ель,

Свист, серебряную трель

Начинает спозаранку

Рыжегрудая … . (Зарянка)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

(Слайд 14)

Затем ученики открывают рабочую тетрадь «Словарная работа» на стр.68. (Слайд 15)

Один ученик как домашнее задание рассказывает краткую информацию о снегирях, затем весь класс выполняет фонетический разбор слова снегирь (другой ученик у доски).

Учитель:

И для закрепления нашей сегодняшней темы выполним задание в парах из рабочей тетради на печатной основе упр.96 на стр.58. (Слайд 16)


  1. Рефлексия. (Слайд 17)

Закончите предложения.

- Я сегодня узнал(а) о том, что…

- Больше всего мне понравилось…

- Было трудно…

- Хочу узнать…

- Я хочу сказать комплимент… за то, что…


  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

Давайте сделаем вывод:

Как возникают слова?

Что помогает определению, «нареканию» нового слова?

Домашнее задание - Слайд 18

Спасибо за внимание! (Слайд 19)



Используемая литература:


  1. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, учебник «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2013 г.

  2. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2014 г.

  3. О. Е. Жиренко, Е. А. Шестопалова, рабочая тетрадь «Словарная работа» 3 класс, Москва. «ВАКО», 2014 г.

  4. Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко, поурочные разработки по русскому языку 3 класс, Москва. «ВАКО», 2014 г.

  5. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2013 г.

  6. Интернет - ресурсы по теме «Как возникают слова, урок русского языка в 3 классе».



© 2010-2022