- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Как возникают слова (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Как возникают слова (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершова М.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема: «Как возникают слова»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Лицей «МОК № 2» Ершова М.Н.
Цель: показать, как возникают слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении слова и его происхождении; анализировать и делать выводы; аргументированно отвечать; познакомятся с этимологией некоторых слов.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Чистописание. (На доске написаны гласные буквы)
Учитель:
Что общего у этой записи? Сколько букв? Сколько звуков они обозначают?
-
Актуализация знаний.
(Ученики пишут под диктовку словарные слова, один человек у доски, взаимопроверка.)
Словарь: пловец, болото, колыбель, четверг, восток, металл, экскурсия, бассейн.
Учитель:
Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Что такое слово?
Что еще мы интересное узнали о понятии «слово»?
(Слово можно сравнить с орехом. Звуко-буквенная форма - это «скорлупа», оболочка слова, лексическое значение слова - это «ядрышко» слова).
(Слайд 1)
-
Самоопределение к деятельности.
(На листе бумаги нарисовано животное, части тела которого принадлежат разным животным.)
Учитель:
А теперь посмотрите на доску. На рисунке изображено фантастическое животное. Давайте попробуем дать ему название. (Ответы детей с объяснением)
Мы с вами нарекли животное: слоноверблюдолягушкотигро…
Какое непонятное слово я произнесла? - Нарекли.
Что оно означает?
Где мы можем узнать лексическое значение слова?
Что такое словарь?
(Один ученик дает определение слову «словарь»)
(Слайд 2)
Учитель:
Откройте учебник на стр.70 и прочитайте в рубрике «Из толкового словаря» значение слова наречь. (Слайд 3)
И сегодня на уроке мы с вами будем нарекать, называть какие-то предметы, объяснять, почему мы их так назвали.
Тема нашего урока? - «Как возникают слова»
(Слайд 4)
-
Работа по теме урока.
Ученики читают сообщение профессора И.И. Самоварова из учебника стр.70, устно выполняют упр.107. (Слайд 5)
Следующее задание - работа в группах - упр.108. (Слайды 6, 7)
1 - 5 группы берут названия грибов и растений и составляют предложения, которые объясняют смысл названий (мухомор, подберезовик, подосиновик, сыроежка, подорожник)
6-я группа - работает со словарями, выписывает лексические значения этих слов.
Затем представители каждой группы из 5 зачитывают получившиеся предложения, а ученики из 6 группы сравнивают ответы с записями из словарей. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12)
-
Физкультминутка. (Слайд 13)
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.
Головкой покачали: раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали.
И совсем мы не устали.
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
-
Продолжение по теме урока.
Учитель:
Послушайте и отгадайте загадки.
-
Ловит мух она в полете:
Клювом цепким птица ловко
Муху ловит. Вы зовете
Эту птицу … . (Мухоловка)
-
Муравьев клевала страстно.
Чуть заметила опасность
Вся взъерошилась, дугой хвост,
Шипит и вертит шейкой,
Притворяется змеёй. (Вертишейка)
-
В чаще, где сосна и ель,
Свист, серебряную трель
Начинает спозаранку
Рыжегрудая … . (Зарянка)
-
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(Слайд 14)
Затем ученики открывают рабочую тетрадь «Словарная работа» на стр.68. (Слайд 15)
Один ученик как домашнее задание рассказывает краткую информацию о снегирях, затем весь класс выполняет фонетический разбор слова снегирь (другой ученик у доски).
Учитель:
И для закрепления нашей сегодняшней темы выполним задание в парах из рабочей тетради на печатной основе упр.96 на стр.58. (Слайд 16)
-
Рефлексия. (Слайд 17)
Закончите предложения.
- Я сегодня узнал(а) о том, что…
- Больше всего мне понравилось…
- Было трудно…
- Хочу узнать…
- Я хочу сказать комплимент… за то, что…
-
Подведение итогов урока.
Учитель:
Давайте сделаем вывод:
Как возникают слова?
Что помогает определению, «нареканию» нового слова?
Домашнее задание - Слайд 18
Спасибо за внимание! (Слайд 19)
Используемая литература:
-
Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, учебник «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2013 г.
-
Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2014 г.
-
О. Е. Жиренко, Е. А. Шестопалова, рабочая тетрадь «Словарная работа» 3 класс, Москва. «ВАКО», 2014 г.
-
Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко, поурочные разработки по русскому языку 3 класс, Москва. «ВАКО», 2014 г.
-
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс. Москва. «Просвещение», 2013 г.
-
Интернет - ресурсы по теме «Как возникают слова, урок русского языка в 3 классе».