- Преподавателю
- Начальные классы
- Поурочные планы по технологии 3 класс УМК Гармония
Поурочные планы по технологии 3 класс УМК Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ЖУВАК Е.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3 класс
ФОРМЫ ПРИРОДЫ И ФОРМЫ ВЕЩЕЙ Урок 1
Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цели: познакомить с планом работ на учебный год, с новым учебником, повторить правила работы с учебником, правила организации рабочего места, правила безопасной работы, материалы и инструменты для работы на уроке технологии; воспитывать мотивацию к учебной деятельности. Демонстрационное оборудование: материалы и инструменты для уроков технологии; коробка, образцы изделий, которые будут выполняться на уроках технологии в течение года; учебник; линейка, лист бумаги; для учащихся - учебник, линейка, лист бумаги. Словарь: материалы и инструменты, технология, рукотворный и нерукотворный мир.
Ход урока I. Вступительное слово учителя.
КТО ОН, КАК ЕГО ЗОВУТ?1
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
С. Чертков Да, без труда не прожить на свете и дня. Поэтому человек учится трудиться всю свою жизнь, постоянно осваивая что-то новое. Вот и вы каждый год поднимаетесь на новую ступеньку знаний и умений. Вы уже многое знаете, многое умеете. Но впереди еще масса открытий, освоение новых приемов работы с новыми материалами. Что же нового вы узнаете на уроках технологии в этом учебном году? Вы так же, как и в прошлые годы, будете учиться создавать удобные красивые вещи, тот рукотворный мир, в котором мы живем. Но в этом году мы постараемся разобраться, как нерукотворный мир природы влияет на то, что мы создаем своими руками. Станут ли наши изделия более удобными и привлекательными оттого, что мы будем при их создании опираться на природные формы? Вот один из главных вопросов, на который нам предстоит найти ответ. А поможет нам в этих поисках новый учебник технологии. Автор назвал его: «Наш рукотворный мир». Возьмите учебник в руки. Я думаю, что многие из вас уже не раз пролистали его страницы и увидели, какой он красочный, сколько в нем разных схем, рисунков. Учебник - наш друг и помощник. В нем вы найдете ответы на вопросы, которые будут возникать в процессе работы над изделием. Учебник познакомит вас с разнообразием предметного мира, его гармонией, с современными требованиями, предъявляемыми к дизайну разных вещей. Изучив все это, вы сможете делать такие изделия, которые принесут радость и вам, и близким вам людям. II. Просмотр выставки поделок. Учащиеся вместе с учителем рассматривают изделия, которые будут выполняться в этом учебном году. II. Повторение изученного материала. 1. Материалы для уроков технологии.
- На уроках технологии мы будем работать в основном с теми же материалами, что и в прошлом году. Давайте вспомним их. У меня на столе коробка. В ней лежит один из известных вам материалов (ткань, картон, бумага цветная). Отгадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить либо «да», либо «нет».
- Отгадайте загадку2:
Не похожи на иголки, А упали тоже с ёлки.
(Шишки.)
- Какое отношение к рассказываемому имеет вот эта картинка? Правильно, из березовой коры получают бересту - один из видов природного материала. Знаете ли вы такой материал? (Учитель показывает.)
- Покажите изделие, которое изготовлено из него.
- Какие материалы используются нами для соединения отдельных деталей? (Клей, нитки.)
- Свойства материалов.
- Назовите самый хрупкий материал, который мы будем использовать для наших поделок.
- Есть ли среди названных материалов твердые?
- Какому материалу можно придать любую форму из-за его пластичности?
- Назовите материалы, про которые можно сказать, что они мягкие.
- Какие материалы можно отнести к упругим?
- Какие материалы легко мнутся?
- Зачем нам нужно знать свойства материалов?
при их подборе для конкретного изделия.
- Инструменты для уроков технологии.
- Инструменты, которыми вы будете работать на уроках технологии, уже хорошо вам знакомы. Поэтому я предлагаю определить их с закрытыми глазами на ощупь.
- Организация рабочего места.
- Вы уже знаете, что качество изготавливаемого вами изделия во многом зависит и от правильной организации рабочего места. Вспомним, какие правила нужно при этом соблюдать.
Правила безопасной работы с ножницами
- Не оставляйте ножницы на столе раскрытыми.
- Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе.
- Передавайте ножницы кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.
- Не приближайте пальцы рук к лезвиям.
- Нельзя размахивать ножницами, отвлекаться во время работы с ними.
- Клей очень опасен, поэтому при работе с ним будьте осторожны.
- Перед началом нанесения клея на детали, закройте стол клеенкой или сухой макулатурой.
- При работе с клеем пользуйтесь кисточками.
- Кисточки во время работы ставьте на специальную подставку.
- Лишний клей нужно промокнуть салфеткой.
- Не оставляйте емкость с клеем открытой.
Правила безопасной работы с клеем
Физкультминутка
-
Практическая работа.
Задание 1: подготовить рабочее место для работы с бумагой. Задание 2: оформить коллекцию материалов, используемых на уроках технологии.
-
Итог урока.
Учитель.
ТРУДИТСЯ ЗЕМЛЯ3
Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос, За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых Учат грамоте ребят. Кто-то нефть в тайге качает Из глубин земных пластов, А другие листья чая Аккуратно рвут с кустов. Ежедневно дел в достатке Для тебя и для меня. Будет все всегда в порядке, Если трудится Земля. Вот и мы с вами открываем новый учебный год с надеждами узнать что-то новое, научиться делать многие вещи своими руками. Пусть это будет не просто, но интересно. И тогда в конце учебного года мы сможем организовать, как и прежде, прекрасную выставку ваших работ. Успехов вам на пути познания нового! Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Для чего я изучаю предмет "Технология"?».
Уроки 2-3 Тема: ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ И ТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Цели: формировать знания учащихся о стилизации природных и других форм, повторить виды природных материалов, их свойства; учить новым приемам работы с природным материалом, выполнять стилизацию образа лебедя; развивать творческое воображение; формировать умение работать с хрупким материалом аккуратно. Демонстрационное оборудование: картинки или слайды с изображением лебедей и произведений живописи и декоративно-прикладного творчества с образами этих птиц; образцы природных материалов (листья, шишки, солома, пух, семенарастений, желуди и т. п.), образец педагогического рисунка; клей, кисть, картон; учебник; для учащихся - виды природного материала, картон, клей, карандаш, рабочая тетрадь, учебник. Словарь: природный материал.
Ход урока I. Сообщение темы урока. - Сказочна и богата наша природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Каждый из нас имел счастье однажды замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет свое тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается легким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть. Ты идешь домой не спеша, ни о чем не думая. Вокруг лужи воды от подтаявшего снега и небольшие проталины, начинающие зеленеть. И вдруг на одной из таких проталин ты видишь нежный и хрупкий цветок - первый подснежник, фиалку. Встретив такое чудо, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок.' Огорчению нет предела! Но можно все-таки частичку природ- , ной красоты перенести домой, сохранив при этом красоту каждого листочка, веточки и т. п. и не нанося окружающей нас среде вреда. Так, из опавших листьев можно сделать аппликацию, из шишек - скульптурку, а можно несколько видов природного материала объединить на одном панно, создав оригинальную композицию. Вот и мы на этом уроке должны создать такую композицию из самых разных природных материалов, которая была бы оригинальна и украсила бы наш дом.
- Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала. 1. Виды природного материала.
Плоды дуба (желуди) бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их собирают, когда они созреют и начинают падать с дерева.
Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Фантазия поможет в изогнутых корнях увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо помнить, что корни живых деревьев неприкосновенны. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек, различных панно являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, кораблика. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Ценным дополнением к поделкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолну-ха, крупных семян таких цветов, как зарянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Приятно работать с соломой: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной. При изготовлении игрушек, поделок мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Из ракушек можно делать фигурки животных: белочки, собачки, кошки, зайца, курицы, крокодила и др. Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у Чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.). 2. Природа и фантазия.
- Природа - великолепный художник и скульптор, а фантазия ее безгранична. Именно у природы мастера живописи, декоративно-прикладного творчества черпают вдохновение и создают из древесного и растительного материала неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. Посмотрим, как в творчестве разных мастеров переплетаются природа и фантазия.
- Насколько точно произведения живописи или декоративно-прикладного творчества передают образы лебедя?
- Что в этих изделиях, картинах создано фантазией художников?
- Вот так живописец, взяв за основу образ птицы-лебедя, создал сказочную композицию.
- Вот и мы сегодня создадим свою композицию под названием «Сказочная птица», но не красками, а с использованием природного материала. Как же надо изменить образ, например лебедя, чтобы у нас получилась жар-птица? Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 28, 32, 33, 34).
- Соответствуют ли созданные образы описанию Жар-птицы?
- Какие материалы использованы для создания данных композиций?
- Какими средствами авторы создали сказочный образ птицы?
- В какой технике выполнены представленные на рисунках работы?
- Какие из показанных композиций можно отнести к симметричным?
- Какая из композиций, по вашему мнению, лучше передает ощущение сказочности?
- Вам предстоит не только придумать образ птицы, но и создать свою выразительную композицию, которая может быть как симметричной, так и асимметричной. Главное, чтобы при этом был правильно выбран размер листа основы, то есть изображение было и не большим для данного листа, и не маленьким. Очень важно правильно расположить лист: вертикально или горизонтально. Не выполнив эти требования, вам вряд ли удастся получить в итоге выразительную композицию.
Работа по учебнику (с. 34-35). Обсуждение по вопросам:
- С чего вы начнете работу над композицией? На каком этапе подбирают засушенные листья и другие материалы для композиции? Можно ли сразу приклеивать листья к основе?
- Какие правила надо соблюдать при наклеивании листьев и других засушенных материалов? Как правильно выполнить сушку изделия?
Физкультминутка
Упражнения
- Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову.
- - резко повернуть таз вправо;
- - резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
-
Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - сделать круговое движение тазом в одну сторону;
- 6 - то же в другую сторону;
7-8 - опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- Исходное положение - стойка ноги врозь.
1-2 - сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая - вдоль тела вверх; 3-4-и. п.;
-
8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Бог создал мир из ничего. Учись, художник, у него, - И если твой талант крупица, Сделай с нею чудеса, Взрасти безмерные леса И сам, как сказочная птица, Умчись высоко в небеса, Где светит вольная зарница, Где вечный облачный прибой Бежит по бездне голубой.
Константин Бальмонт Действительно, ваше творческое воображение создало из самого обычного материала удивительные композиции. У многих из вас сделан очень удачный подбор материала по цветовой гамме, работа выполнена аккуратно. Домашнее задание: учебник, с. 28-35.
Уроки 4-5 Тема: ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В КОЛЛАЖЕ ИЗ ТКАНИ Цели: познакомить с понятиями «коллаж» и «фактура»; учить различать аппликацию и коллаж, создавать образы природы в технике коллажа, используя в качестве материала кусочкиткани разных сортов; развивать умение строить многоплановую композицию, эстетический вкус; воспитывать интерес к предмету; формировать у учащихся представления о гармонии предметного мира. Демонстрационное оборудование: образцы изделий, выполненных в техниках аппликации и коллажа, образцы материалов для коллажа, образцы тканей с разной фактурной поверхностью; рисунки с изображением цветов, пейзажа и т. п.; предметно-технологическая карта; ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник; для учащихся - кусочки ткани, разных видов тесьмы, кружев, ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник, рабочая тетрадь. Словарь: коллаж, фактура, аппликация.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке вы создали замечательные аппликации, используя природный материал. Ранее вы делали аппликации из бумаги. Сегодня вы создадите образы природы из кусочков ткани в новой для вас технике коллажа. Вы не знаете, что это такое? Сегодня вы познакомитесь с этой техникой и создадите выразительную композицию из обыкновенных лоскутков ткани.
- Изучение нового материала.
- «Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Делают коллаж и из камушков, битого стекла, синтетической верёвки, раковин, морских звёзд. Засушенные растения в коллаже тоже прелестны - у них особый приглушенный цвет и даже сохраняется аромат. В общем, в качестве материалов для коллажа может служить практически всё, что может найтись в доме: цветная бумага для аппликаций, фантики от конфет, нитки и пряжа, обрезки ткани и кружев, старые почтовые открытки, фольга, коробочки из-под йогурта, макаронные изделия, бобы, горох, пуговицы. В качестве основы для коллажа можно взять картон или толстую ткань, например вельвет или бархат. Ткань тоже часто используется. Она имеет богатую цветовую гамму и разнообразную фактуру поверхности (ворс, складочки, блеск и т. п.), что позволяет добиваться в изделии необыкновенных эффектов. К л е й. Хорошо использовать клей ПВА, он не оставляет следов и блестящих потеков на бумаге и ткани. Можно также использовать клей марки «дракон» - это такой прозрачный, вязкий, продается на хозяйственных рынках, изначально предназначен для приклеивания всяких пенопластовых панелей и плинтусов на потолок. Годится и клей-карандаш. Только имейте в виду, что почти все клеи подобного типа не очень прочные, и то, что вначале казалось прочно приклеенным, через месяц другой начинает рассыпаться. Для создания коллажей прекрасно подходит двусторонний скотч, только если бумага не слишком тонкая. Ножницы. Тупые ножницы могут испортить удовольствие от работы. Поэтому очень важно иметь хороший инструмент с остро заточенными лезвиями. Для вырезания особо мелких деталей прекрасно подходят маникюрные ножницы. Если необходим очень ровный край - вы вряд ли добьетесь этого с помощью ножниц. Для этого вам понадобится макетный или переплетный нож - таким ножом пользуются, например, строительные мастера для разрезания обоев, линолеума и пр. У них пластиковая ручка и выдвижное лезвие. Резать таким ножом лучше всего под металлическую линейку, можно использо- вать и пластмассовую, но из-за неловких движений с нее срезается стружка. III. Актуализация знаний учащихся. 1. Выбор образной основы для коллажа. - Что такое «замысел»? (Задуманный план действий, намерение создать что-либо.) Непременно ли нужен он для создания произведения? Как вы думаете? (Ответы учащихся.) Если с самого начала не продумать весь процесс изготовления какого-то изделия от идеи до воплощения, то вряд ли оно получится качественным. Поэтому начнем работу над панно с продумывания того, что мы хотели бы изобразить на нем. Откуда мы можем почерпнуть идею? (Ответы учащихся.) Чаще всего от просмотра различных журналов, книг, фотографий. Но если вы умеете неплохо рисовать, то вполне можете сделать эскиз своего панно самостоятельно. Важно только помнить, что, как и при работе в технике аппликации, так и при выполнении коллажа рисунок нужно стилизовать, то есть упрощать его, убирая несущественные детали. Стилизация реального мира была распространена еще в каменном веке. Вы можете увидеть это на рисунках людей первобытного общества (рис. З)5. Что на них изображено? (Ответы учащихся.) Чем стилизованный рисунок отличается от реалистического? (Ответы учащихся.) Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Посмотрите на рисунок (рис. 4)6. Какие основные характерные черты были отобраны художником для изображения птицы? (Ответы детей.) - Как вы думаете, что изображено на рисунке (рис. 5)!1 (Ответы детей.) Трудно ли по этому рисунку догадаться, что это бабочка? Вот такую же работу по стилизации рисунка должны проделать и вы. 2. Порядок работы над коллажем. Учащиеся под руководством учителя составляют последовательность работы над панно по предметно-технологической карте или образцу изделия.
- Разработка рисунка.
- Рисование эскиза.
- Подбор материалов.
- Заготовка деталей коллажа.
- Раскладывание деталей на основе.
- Проверка композиции.
- Наклеивание деталей дальнего плана.
- Наклеивание деталей среднего плана.
- Наклеивание деталей переднего плана.
- Наклеивание дополнительных элементов (бусинок, пуговок т. д.).
- Просушивание изделия.
Физкул ьтминутка
-
Практическая работа.
Урок 4. Задание: разработать эскиз рисунка для коллажа. Урок 5. Задание: выполнить коллаж.
-
Практическая работа.
Задание: изготовить фигурки рыбок в технике оригами. Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказываеп-i помощь учащимся, испытывающим затруднения.
-
Итог урока.
Беседа с учащимися по вопросам:
-
Понравился ли вам урок?
-
Что нового вы узнали?
-
Что вы с удовольствием делали на уроке?
-
Что вызвало у вас затруднения?
-
Как вы преодолели эти трудности?
-
Какая из работ, по вашему мнению, наиболее выразительна?
-
Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: учебник, с. 26-27.
Уроки 6-7
Тема: СТИЛИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В ВЕЩАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ ПОСУДЫ Цели: расширить знания учащихся о материалах для лепки, способах лепки посуды, использовании природных формв вещах; учить приемам стилизации реальных природных форм, лепки посуды и ее росписи; развивать творческое воображение, самостоятельность, мелкую моторику; воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Демонстрационное оборудование: образцы изделий (посуды) или слайды с их изображениемматериалы для лепки (глина, пластилин), стеки, дощечка, салфетка; учебник; для учащихся - пластилин, стеки, дощечка, салфетка; учебник. Словарь: стилизация, лепка, роспись.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- А как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? И т. д.
- Сегодня вы будете и дизайнерами, и мастерами, которые решили придумать и изготовить самую чудесную вазу или какой-то другой вид посуды. С чего вы начнете работу над изделием? (Ответы учащихся.) Сначала надо выбрать, какой чудо- сосуд вы будете проектировать. Потом надо обдумать, какую форму он будет иметь. Может быть, ваш сосуд будет иметь форму еловой шишки, а может быть, яблока. А конфетница
- Практическая работа.
- Итог урока.
Выставка работ учащихся. Анализ выполненной работы. Обсуждение по вопросам:
- Какую природную форму вы выбрали в качестве прототипа?
- Какие детали в процессе стилизации вами были убраны?
- Какой способ лепки вы выбрали?
-
Почему вами был выбран именно такой вариант росписи елия?
-
Оцените качество выполненной вами работы. Домашнее задание: учебник, с. 128-129.
Урок 8
Тема: ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ ИЗ ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ц е л и : познакомить учащихся с волокнистыми материа- которые используются на уроках технологии, их видами и свойствами; учить способам изготовления поделок из волокнистых материалов, выполнять фигурку петушка из разных волокнистых материалов в соответствии со своим замыслом; формировать умение выполнять стилизацию природных форм; развивать эстетический вкус, умение подбирать материалы по цвету, создавая гармоничные композиции; воспитывать умение работать самостоятельно. Демонстрационное оборудование: изображения животных (картинки или слайды), образцы материалов, образцы изделий; предметно-технологическая карта; картон, клей, кисть, салфетка; учебник; для учащихся - волокнистые материалы (нитки, шнуры и т. д.), картон, клей, кисть, салфетка; учебник. Словарь: волокнистые материалы.
Ход урока I. Сообщение темы урока.
- Вы уже знаете, что хороший мастер идеи для своих новг работ черпает у природы. И это вовсе не означает, что он должен увидеть нечто необычное. Иногда простая с виду роман -а вдохновляет мастера на интересную работу, ведь природ \я форма служит лишь отправной точкой для его собственной ф тазии. Сегодня вы тоже сможете воплотить свою творчес* фантазию в жизнь. Вам предстоит изобразить ... отгадайте, кого.
Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный. Конечно же, это петушок. А вот для его изготовления нам сегодня потребуются волокнистые материалы. Давайте сначала познакомимся с ними. II. Изучение нового материала.
- Понятие «волокнистые материалы».
- Использование волокнистых материалов для поделок.
- Какие еще поделки можно выполнить из волокнистых материалов? (Из пряжи можно связать игрушку, из ниток можно вышить изображение, можно изготовить поделку из клубков.)
- А из чего изготовлена фигурка вот этого петушка (рис. б)?12 (Ответы учащихся.) Для изготовления этой поделки использовалась упаковка от киндер-сюрприза и пряжа.
- Как видите, некоторые поделки вы сможете изготовить самостоятельно. Я говорю об аппликации. Давайте вспомним последовательность работы над аппликацией. (Ответы учащихся.) Правильно, сначала необходимо нарисовать эскиз своей картинки. Лучше это сделать в цвете, тогда будет легче выбрать материал.
Физкультминутка
Упражнения для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Цовторить 4-5 раз.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Жил на свете Петушок - Золотые перышки, Ярко красный гребешок На шальной головушке.
Громко, звонко голосил, Крылья раскрывая, На рассвете всех будил, Новый день встречая...
Т. Чернышева
- Вот такие озорные петушки получились у вас. Есть ли среди выставленных работ одинаковые? (Ответы учащихся.)
- Как вы думаете, почему петушки у всех разные? Ваше творческое воображение позволило вам создать такие оригинальные поделки.
Урок 9
Тема: ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ОРИГАМИ Цели: расширить знания учащихся о материалах, используемых на уроках технологии, о технике оригами; учить выполнять образы животных в разных материалах - пряжа, нитки, бумага; развивать мелкую моторику; воспитывать мотивацию трудовой деятельности. Демонстрационное оборудование: образцы материалов, образцы изделий; предметно-технологическая карта; схемы складывания оригами; ножницы, цветная или белая бумага, пряжа; учебник; для учащихся - ножницы, цветная или белая бумага, пряжа; учебник. Словарь: оригами.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Как видите, все фигурки хорошо узнаваемы, но повторяют ли они полностью модель? (Ответы учтцихся.) Посмотрите, например, на изображения животных в учебнике (с. 6-9). Скажите, какие детали природного образа мастер сохранил в своих фигурках, а какие отбросил? Выделяя главное в образе, все второстепенное мастер отбрасывает. Так, в фигурке белки будет подчеркиваться самая узнаваемая в ней часть тела (что?) - хвост, у кролика или зайца - уши.
- Давайте вспомним, как и из чего делаются фигурки в оригами. (В оригами используется белая и цветная бумага.)
- Выставка работ учащихся.
- Заключительное слово учителя.
ХАРАКТЕР И НАСТРОЕНИЕ ВЕЩИ Уроки 10-11
Тема: ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА И НАСТРОЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ И ДЕКОРЕ ВЕЩЕЙ.
ОТКРЫТКА С ОКОШКОМ Цели: познакомить с разнообразием видов открыток; повторить способы разметки деталей разной формы; совершенствовать навыки работы с ножницами; развивать понимание того, что настроение от каждой вещи зависит от ее конструкции и оформления; воспитывать эстетический вкус. Демонстрационное оборудование: слайды или рисунки с изображением различных предметов, образцы открыток; предмет- но-технологическая карта; картон тонкий, цветная бумага, карандаши, шаблон, ножницы, клей, кисть; учебник; для учащихся - картон тонкий, цветная бумага, карандаши, шаблон, ножницы, клей, кисть; учебник. Словарь: открытка.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
Перевернули страницу - и вот
Зимние ветры задули.
Снова к черте приближается год.
Ёлки стоят в карауле.
Л. Сирота
- Какой праздник к нам приближается? (Скоро наступит Новый год.) Пришла пора начать к нему подготовку. Ведь если упустишь хотя бы одну минутку, потом ее вряд ли наверстаешь. А сделать надо многое. Необходимы украшения для елки и дома. Родным и близким надо подготовить подарки. А лучший подарок - тот, который сделан своими руками. А еще потребуются пригласительные билеты для гостей и поздравительные открытки. Вот сколько работы нам надо будет сделать. А это значит, что нам пора открывать новогоднюю мастерскую. И сегодня мы будем работать в цехе, где выпускаются поздравительные открытки.
- Изучение нового материала.
- Новогодний праздник - один из самых древних из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских
- Как вы думаете, одинаковыми ли должны быть официальные открытки-извещения и поздравительные? (Ответы учащихся.) Конечно, они очень разные. Какой характер у официальных открыток? Какой у поздравительных? (Ответы детей.) Правильно, для открыток-извещений можно подобрать такие слова для описания характера: строгие, серьезные. А вот поздравительные можно описать такими словами: веселые, добрые, торжественные, смешные, лиричные и т. д.
- Чем же будет различаться оформление этих открыток? Праздничные поздравительные открытки оформляются очень красочно, ведь они должны приносить людям радость. Поэтому рисунок для открытки может быть как веселым, юмористичным, так и очень торжественным.
- Если вы остановитесь в магазине возле стеллажа с открытками, то увидите, что открытки могут быть как одинарными, так и двойными, динамическими и музыкальными. Посмотрите на выставленные открытки и покажите, какие из них являются одинарными, а какие двойными. Как видите, в продаже мы можем найти самые разные открытки, на все случаи жизни, и поэтому у вас может возникнуть вопрос: а зачем нам нужно делать свою собственную? Может быть, у кого-то из вас есть ответ на этот вопрос? Открытка, сделанная собственными руками, доставит больше радости, потому что сразу покажет, что вы любите своих родных и близких, кроме того, в ней будет учтено, для кого она предназначена. Сегодня вы будете делать двойную поздравительную открытку. Про такую открытку говорят: открытка с окошком. (Показывает образец.)
- Материалы и инструменты для работы по изготовлению открытки с окошком.
- Материал для письма, а также других целей. (Бумага.)
- Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (Клей.)
- Два брата одну работу делают. (Ножницы.)
-
Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке.
- Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой
- Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль.)
-
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь ... (линейка.)
- Последовательность работы.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Добрым словом мы помянем Года старого уход, Начиная утром ранним Новый день и новый год!
С. Маршак Прекрасные новогодние открытки изготовлены мастерами нашей новогодней мастерской. Осталось только найти хорошие, добрые слова для того, чтобы подписать их, придумать пожелания своим близким. Я думаю, это вам нетрудно будет сделать, ведь вы знаете, что хотят ваши родные. Домашнее задание: учебник, с. 36-43, выполнить творческое задание (с. 43).
Уроки 12-13
Тема: НОВЫЕ ПРИЕМЫ БУМАГОПЛАСТИКИ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА Цели: познакомить с новыми приемами техники бумаго- пластики, повторить знания о развертке цилиндра; учить приемам изготовления объемной фигурки; развивать конструктивное мышление; воспитывать желание поздравить своих родных и близких. Демонстрационное оборудование: образцы изделий, картинки с изображением Деда Мороза; предметно-технологичес- кая карта; клей, кисточка, ножницы, бумага белая и цветная, линейка, цветные карандаши или фломастеры; учебник; для учащихся - клей, кисточка, ножницы, бумага белая и цветная, линейка, цветные карандаши или фломастеры; учебник. Словарь: бумажная пластика.
Ход урока I. Сообщение темы урока. - Рассмотрите рисунок, послушайте стихотворение и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке.
Шуба длинная, до пят, А руки - в рукавицах, И звезды в посохе блестят, Снег в бороде искрится!
Он любит холод ледяной, Ему в квартире жарко. Он каждый раз несет с собой ^ Для всех детей подарки.
Его мы ждали целый год, А это очень долго! Он с нами пляшет и поет Под новогодней елкой.
И. Асеева Конечно, какой же Новый год без Дедушки Мороза! (Показывает картинку или образец изделия.) Это один из главных атрибутов праздника. Поэтому мы и начинаем подготовку к Новому году именно с него.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Описание изделия.
- Какое настроение должна вызывать эта игрушка?
- Как добиться того, чтобы игрушка была праздничной, вызывала у нас радость, веселье?
- Какая геометрическая фигура лежит в основе конструкции Деда Мороза?
- Какую форму имеет заготовка для цилиндра?
- Какими дополнительными деталями украшена фигурка Деда Мороза?
- Какие инструменты и материалы могут понадобиться нам для изготовления поделки?
- Порядок работы над изделием.
- Какие инструменты, с которыми вы сегодня будете работать, опасны? Чем опасен клей?
- Расскажите правила безопасной работы с ножницами?
Физкультминутка
- Практическая работа.
- Итог урока.
На реке искрится лед, Снег кружится нежно. Славный праздник Новый год, Потому что снежный!
Дед Мороз рукой махнет - Запоем мы звонко. Славный праздник Новый год, Потому что громкий !
Анатолий Румянцев Домашнее задание: учебник, с. 48-53, выполнить творческое задание (изготовление фигурки Снегурочки) (с. 53).
Урок 14
Тема: ЕДИНСТВО ВЕЩИ И УПАКОВКИ.
НОВЫЕ ПРИЕМЫ ОРИГАМИ Цели: закрепить представления о стилевом единстве в вещах, приемы работы в технике оригами; учить выполнять изготовление коробки в технике оригами по схеме; формировать предпосылки к проектной деятельности; развивать чувство стиля; воспитывать самостоятельность. Демонстрационное оборудование: разные виды упаковок; цветная бумага, клей, ножницы, ленточки; учебник; для учащихся - цветная бумага, клей, ножницы, ленточки; учебник. Словарь: оригами, схема оригами.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- К новогоднему празднику все готовятся задолго до его наступления. Ведь надо не только поздравить родных и близких, но и подарить им пусть небольшой, но такой желанный подарок. Но к каждому подарку требуется красивое обрамление - упаковка. Вот вы сегодня и научитесь делать такую праздничную упаковку в технике оригами.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Как бы ни был хорош сам подарок, он принесет гораздо больше радости, если будет красиво упакован. Ведь один вид красивой упаковки уже создает праздничное настроение.
- Какой может быть упаковка? (Ответы учащихся.)
Рис. 1 Рис. 2
- Как подбирается упаковка для подарка? Выбор упаковки зависит как от подарка, так и от того, в какой праздник этот подарок будет подарен. Упаковка новогоднего подарка явно должна быть отличной от другого, предназначенного для дарения, например, в день рождения. Как вы думаете, какой характер должен быть у новогодней упаковки? Упаковка должна соответствовать характеру праздника, то есть быть сказочной, зимней. Вспомните, например, упаковки со сладкими новогодними подарками - конфетами, фруктами. Какую форму они имели? (Ответы учащихся.)
- Какую форму имеет заготовка для фигурки оригами?
- Как называется последовательность рисунков, объясняющих порядок складывания фигурки?
- Как можно превратить коробочку в корзинку?
-
Какую форму будет иметь деталь ручки?
-
Чем прикрыты места приклеивания ручек?
-
Каким образом можно украсить упаковку?
-
Какие материалы потребуются для изготовления коробочки?
-
Какая бумага лучше всего подойдет для изделия?
-
Какой инструмент вам нужно подготовить?
-
Что можно положить в такую коробочку-корзинку?
3. Демонстрация приемов работы.
Учитель показывает приемы складывания коробочки.
Физкультминутка V. Итог урока.
- Вот какие замечательные, оригинальные упаковки получились у вас! Посмотрите, в лучших работах аккуратно выполнено складывание коробочки, подобраны соответствующие празднику дополнительные детали. Такую коробочку можно использовать не только как упаковку, но и как самостоятельный подарок. Какой подарок вы предполагаете положить в эту упаковку? Кому он будет предназначен? (Ответы учащихся.)
Уроки 15-16
Тема: ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗМЕТКИ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ.
НАРЯДНАЯ ИГРУШКА ИЗ КРУГОВ Цели: познакомить с новым инструментом - циркулем, правилами безопасной работы с ним, с понятием радиус; учить различать понятия круг и окружность, работать с циркулем, проводить разметку кругов, делить окружность на 3 и 6 частей, производить сборку кругов в шар (фонарик); развивать пространственные представления; воспитывать художественный вкус. Демонстрационное оборудование: картинки с изображением украшенной елки; таблица «Круг и окружность», таблица «Деление окружности на 3 и 6 частей»; предметно-технологиче- ская карта «Изготовление игрушки из кругов»; цветная бумага, циркуль, кисточка, ножницы, линейка, карандаш; учебник; для учащихся - цветная бумага, циркуль, кисточка, ножницы, линейка, карандаш; учебник. Словарь: круг, окружность, циркуль, раствор циркуля, радиус.
Ход урока I. Сообщение темы урока. На прошлых уроках мы с вами в нашей новогодней мастерской изготовили и фигурку Деда Мороза, и открытку, и ко-робочку-корзинку для подарков. Но что мы еще не сделали? У нас нет новогодних игрушек. Вот мы с вами сегодня научимся делать очень красивую игрушку, которую можно будет и на елку повесить, и комнату ею украсить. II. Изучение нового материала.
- Описание игрушки из кругов.
- Какая новогодняя игрушка наиболее любима и распространена? Конечно, это елочные шары. Блестящие и разноцветные, они создают праздничное настроение и украшают наши елки. Сегодня мы тоже будем делать своеобразный шар. Его еще можно назвать фонариком. (Показывает игрушку.) Опишите эту игрушку. (Фонарик имеет форму шара. Он разноцветный. Изготовлена игрушка из плотной цветной бумаги.)
- Какую форму имеют детали, из которых изготовлена игрушка? Почему игрушка вызывает радостное настроение? (Ответы учащихся.)
- Круг и окружность.
- Эта нарядная игрушка не очень сложна в изготовлении, но ее внешний вид во многом зависит от того, насколько точно и аккуратно будут выполнены заготовки - круги. Как вы раньше размечали круги? Для разметки кругов нам раньше был необходим шаблон. Сегодня я вас научу делать разметку кругов с помощью специального инструмента - циркуля. Прочитайте в учебнике (с. 55), почему этот инструмент так называется. (Учащиеся читают текст в учебнике.) Рассмотрите рисунок циркуля в учебнике (с. 55) и найдите все части этого инструмента на своем циркуле. (Учащиеся выполняют задание.) С помощью циркуля мы проводим линию, ограничивающую круг. Эта линия называется окружностью. Круги и окружности различаются между собой размерами: есть большие, есть маленькие. Как же обозначить их размер? Для этого указывают радиус круга.
- Приемы работы с циркулем.
- Вы уже хорошо рассмотрели циркуль. Скажите, этот инструмент опасен в работе? Почему? (Ответы учащихся.) У циркуля есть острая игла, поэтому инструмент требует аккуратного обращения. Циркулем нельзя размахивать. Его нельзя бросать на столе. По окончании работы надо убирать циркуль в пенал или другой футляр. Использовать циркуль можно только по назначению.
- Деление окружности на равные части с помощью циркуля.
-
- Сборка фонарика из кругов.
- Вы уже узнали, как можно разметить круг, как поделить окружность на 3 части. Как же эти круги мы соединим в такой разноцветный шар? Сначала нужно определиться, какого размера будет игрушка. Как вы думаете, от чего зависит ее размер? Для маленького фонарика нужно заготовить 10 кругов, для большого - 20, поделить каждый на 3 равные части, согнуть по размеченным линиям. Сборку «полушарий» производят по рисункам и схеме, изображенным в учебнике (с. 58-59).
Инструктаж - как свод законов: Руководствуйся и знай, И в работе неуклонно Пункт за пунктом выполняй!17
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое круг?
- Что такое окружность?
- Как обозначается размер круга или окружности?
- По каким критериям мы можем оценить качество изготовленного изделия?
- Какой фонарик, по вашему мнению, выполнен наиболее качественно?
КРАСОТА И УЮТ НАШЕГО ДОМА. ГАРМОНИЯ СТИЛЯ
Тема: КРАСОТА И УЮТ НАШЕГО ДОМА.
СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО В ВЕЩАХ.
ПРОСТЕЙШАЯ ВЫКРОЙКА ДЛЯ КУХОННОЙ ПРИХВАТКИ Цели: закреплять представления учащихся о стилевом единстве в вещах; учить выполнять построение простейшихвыкроек; развивать пространственные представления, творческое воображение; формировать умение работать самостоятельно, анализировать проделанную работу; воспитывать аккуратность. Демонстрационное оборудование: образцы изделий, картинки или слайды с изображением убранства комнат различного назначения; бумага для чертежа; образцы выкроек прихваток разной формы; учебник; для учащихся - учебник; бумага для чертежа, карандаш, линейка. Словарь: выкройка, прихватка.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- Каждый из нас хочет жить в красивой и уютной квартире. Но многим кажется, что для создания уютной обстановки достаточно просто купить дорогую и красивую мебель, повесить дорогие шторы. На самом деле это далеко не так. Сегодня на уроке мы разберемся, от чего зависит красота нашей квартиры, и научимся делать выкройку простого предмета, который может быть не только утилитарного назначения, но и служить в качестве украшения.
- Изучение нового материала.
- Как видите, даже небольшая и вроде бы даже не очень красивая деталь преображает весь интерьер.
- Многие из вас видели данный предмет на кухне (показывает прихватку), некоторые, наверное, пользовались им. Знаете, как он называется? (Ответы учащихся.) Это прихватка. Давайте рассмотрим ее внимательно.
Рис. 4 Рис. 5 Обсуждение по вопросам:
- В какой комнате мы ее можем увидеть?
- Для чего она предназначена?
- Какую роль в интерьере кухни играют прихватки, украшенные аппликацией, вышивкой?
- Из какого материала прихватка изготовлена?
- Как вы думаете, почему для прихватки выбрана именно хлопчатобумажная ткань?
- Почему прихватку делают достаточно толстой?
- Какую форму имеет прихватка?
- Каким способом соединяются детали прихватки?
- Практическая работа.
- Работа по теме урока.
- Теперь, когда вы уже знаете, какой вид будет иметь ваша прихватка, можно приступить к изготовлению выкройки, по которой вы и будете вырезать детали. Что такое выкройка? Выкройка - это образец, шаблон для раскроя ткани, кожи и т. п. Но прежде чем начать ее строить, нужно определиться с размером прихватки. Как вы понимаете, она не должна быть ни большой, ни маленькой, так как и в том и другом случаях ею будет неудобно и небезопасно работать. Посмотрите в учебнике (с. 81), какой размер прихватки предлагается автором учебника. (Ответы учащихся.) Расскажите последовательность построения выкройки прихватки квадратной формы с закругленными углами (по рисунку в учебнике на с. 81 или по предметно-технологической карте).
- Как можно построить выкройку круглой прихватки? Какой инструмент для этого потребуется? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка
- Практическая работа.
- Итог урока.
Уроки 18-20
Тема: РАЗМЕТКА И РАСКРОЙ ПАРНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТКАНИ. ШОВ «СТРОЧКА» Цели: познакомить с новым материалом (синтепон, ватин); продолжить учить выполнять разметку деталей с помощью выкройки, делать припуски на швы; учить выполнять шов «строчка»; повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой; развивать умение оценивать качество выполняемой работы; воспитывать аккуратность, интерес к предмету. Демонстрационное оборудование: демонстрационное полотно из картона; большая игла и толстая нить для демонстрации приема выполнения шва, ткань или бумага для демонстрации приема разметки деталей из ткани; образцы тканей и синтепона, ватина; предметно-технологическая карта; наперсток; учебник; для учащихся - ткань, синтепон или ватин, выкройка, мел или карандаш для разметки по ткани, ножницы, иголка, булавки, наперсток, тесьма для петельки, швейные нитки; учебник.
Словарь: синтепон, ватин, шов «строчка», припуск на шов.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке вы придумали, какой будет ваша прихватка, и изготовили выкройку, то есть побывали в роли дизайнеров и конструкторов. Сегодня вам придется перевоплотиться в закройщиков и швей. Ведь именно представители этих профессий из ткани раскраивают детали и из отдельных лоскутков с помощью иглы и ниток шьют изделие.
- Изучение нового материала.
- Сколько деталей из ткани необходимо вырезать?
- Сколько деталей нам необходимо вырезать из синтепона?
- Как нужно сложить ткань, чтобы раскроить детали?
- Почему необходимо прикалывать выкройку булавками?
- Расскажите порядок разметки деталей на ткани и синтепоне?
- Зачем необходимо делать припуск на шов?
- Как будете соединять детали изделия между собой? Конечно, с помощью иглы и ниток. Вы уже умеете выполнять прямые стежки (показ образца). Но прочен ли такой шов? Шов, образованный прямыми стежками, подойдет нам лишь для наметки, то есть временного соединения деталей. А вот для прочного соединения нам необходимо освоить шов «строчка». Этот шов используется как украшающий и как соединительный простой. Иногда он заменяет машинную строчку. Выполняют его по продернутой нитке (если ткань очень тонкая) или по намеченной на ткани линии. «Строчка» напоминает шов «за иголку» и подобным образом шьется. Разница лишь в том, что между стежками на лицевой стороне нет интервалов, стежки вплотную подходят один к другому и они короче, чем стежки шва «за иголку». Равномерно положенные короткие лицевые стежки идут ровно один за другим, напоминая машинную строчку, отсюда и название этого шва (рис.).
- Порядок работы над изделием.
- Правила безопасной работы.
- Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
- Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
- Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
- Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать их в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в изделии.
- Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
- Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
- Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
- Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
- Следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Использовать ножницы только по назначению.
- Практическая работа.
- Опишите свойства синтепона и ватина. (Синтепон мягкий, легкий, пушистый, теплый и т. д.)
- Почему из синтепона нельзя вытянуть нитку, как из ткани? Почему на синтепоне нельзя разметить деталь карандашом?
- Итог урока.
Уроки 21-23
Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ ВЫКРОЙКИ. НОВЫЕ ПРИЕМЫ ШИТЬЯ. ОБЛОЖКА ИЗ ТКАНИ ДЛЯ КНИГИ
Цели: познакомить с обложками разных видов; учить конструировать выкройку обложки, рассчитывать ее размеры, подбирать материал, выкраивать детали, выполнять прямой стежок и шов «через край», оценивать качество выполненной работы; развивать вариативность мышления; воспитывать аккуратность, интерес к творческой работе, бережное отношение к книгам. Демонстрационное оборудование: разные виды обложек, образцы обложек из ткани; картон или ткань для демонстрации приема выполнения шва; сантиметровая лента, нитки, ткань разных видов, ножницы, игла, наперсток; линейка карандаш; учебник; для учащихся - ткань, ножницы, игла, наперсток, линейка карандаш; учебник. Словарь: обложка, ткань, выкройка, припуск на шов.
Ход урока I. Сообщение темы урока.
КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?
Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых повестей?.. Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А ее на полке нет!..
С. Михалков
- Да, книга недолговечна, особенно если ее не берегут. А знаете ли вы способы продления жизни книги? Вот сегодня мы с вами изготовим предмет, который не только защитит книгу, но и украсит ее. Речь идет об обложке.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Обложка: виды, материалы.
- Какие обложки для книг есть у вас? Из какого материала они изготовлены? (Ответы учащихся.) Есть обложки из бумаги, есть из полиэтиленовой пленки. Все они хорошо защищают книгу от грязи, но у них есть немало недостатков. Так, например, бумажные обложки достаточно быстро мнутся, полиэтиленовые расползаются по швам. А вот эта обложка (показ образца) не только очень красива, но и практична, так как при загрязнении ее можно постирать, а при разрыве швов отремонтировать. А сколько вариантов украшения обложки может быть! Тут и разные виды аппликаций, и вышивка нитками, бисером, роспись красками, настрачивание тесьмы.
-
- Снятие мерок.
- Вы рассмотрели устройство обложки из ткани. Сможете ли вы теперь сказать, какие размеры необходимо снять с книги, чтобы обложка легко надевалась на книгу? (Ответы учащихся.)
- Конструирование выкройки обложки.
- Порядок работы по изготовлению изделия.
- Технология выполнения прямого стежка и шва «через край».
- Шов «через край» применяется как для соединения деталей, так и предотвращения осыпания нитей. Стежки в этом шве не затягиваются. Частота стежков - 3-4 на 1 см ткани.
- Во время работы иголки и булавки вкалывать в ... (подушечку).
- Сломанную иглу не ... (бросать), а класть в ... (в специально отведенную для этого коробочку).
- Не оставлять ножницы с ... (раскрытыми лезвиями).
- Использовать ножницы только ... (по назначению).
Физкультминутка
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
- Исходное положение - стоя, руки на поясе.
- - правую руку вперёд, левую вверх;
- - переменить положение рук.
- Исходное положение - сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
- Исходное положение - сидя, руки вверх.
- - сжать кисти в кулак;
- - разжать кисти.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- У вас получились замечательные обложки, но только для одной книги. Я думаю, что вы имеете гораздо больше книг. Почему бы и для них не сделать такие же обложки, только поэкспериментировать и сшить обложку, например, из искусственного меха или из кожи? А украсить обложку можно аппликацией,
Уроки 24-26 Тема: КОНСТРУКЦИЯ И ОБРАЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ.
ПРОСТОЙ ПЕРЕПЛЕТ Цели: познакомить учащихся с устройством записной книжки-брошюры, новым инструментом - шилом и канцелярским ножом; формировать представление о единстве функционального и эстетического аспекта в изделии; совершенствовать умения выполнять расчетно-измерительные операции, выполнять разметку деталей прямоугольной формы, работать с ножницами; учить правилам безопасной работы с шилом, выполнять сшивание тетрадей в 3 прокола; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность в планировании работы. Демонстрационное оборудование: образцы записных книжек, образцы материалов, используемых при их изготовлении; ножницы, линейка, угольник; демонстрационный макет для показа технологии сшивания листов; игла, швейные нитки, шило; канцелярский нож; предметно-технологическая карта, учебник; для учащихся - бумага белая и цветная, карандаш, ножницы, линейка, игла, швейные нитки, угольник; учебник. Словарь: записная книжка, страница, корешок, обложка, шило, канцелярский нож, сшивание в 3 прокола.
Ход урока I. Сообщение темы урока. - Я думаю, в каждом доме есть предмет, который мы изготовим на ближайших занятиях. В нем записываются адреса род-ных и знакомых, телефоны, иногда кулинарные рецепты. Что это за предмет? (Это записная книжка.)
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
Сегодня вы будете делать записную книжку, которая напоминает тетрадь. Мягкий переплет записной книжки защищает изделие от внешних воздействий. Он может быть выполнен из разных материалов (бумаги, кожи и т. д.). Разные текстуры и расцветки материалов позволяют создавать оригинальные, неповторимые обложки. Надежное крепление мягких переплетов с листами самой книги достигается одним из нескольких способов: с помощью проволоки, клея, пружины и обычных швейных ниток. Корешком закрывают место сгиба листов. Страницы записной книжки могут быть как белыми без линий, так и разлинованными. Записные книжки имеют разные размеры и оформление. Можно ли определить, для каких целей предназначена данная записная книжка только по ее внешнему виду? (Учитель обращает внимание учащихся на выставку записных книжек.)
- Как вы об этом догадались? (Ответы учащихся.)
- Расскажите о своей записной книжке. Для каких целей она предназначена? Какие у нее размеры? Из каких материалов сделана? Как соединены листы бумаги? (Ответы учащихся.)
- Актуализация знаний.
- Какие материалы необходимо подготовить для изготовления записной книжки? Какую бумагу (по толщине) вы выберете для обложки? страниц? Какой материал (предлагается несколько вариантов) лучше использовать для корешка и почему?
- Какие инструменты могут понадобиться вам во время работы над изделием?
- Расскажите о предполагаемой последовательности изготовления записной книжки в мягком переплете.
- Разметка и заготовка деталей изделия.
- Какие инструменты потребуются для разметки деталей записной книжки?
- Как рассчитать размер заготовок, зная размер записной
- Как выполнить построение прямоугольника с помощью
- Разметка и вырезание из ткани деталей записной книжки.
- Сшивание книжки-тетради.
- Странички записной книжки можно соединить несколькими способами. Мы будем соединять листы тетради путем их сшивания. Называется этот способ «сшивание в три прокола». Для его выполнения нам потребуется шило, игла и прочные нитки. Шило- это опасный инструмент, состоит из ручки и остро заточенного стержня. Применяется шило для выполнения отверстий в таких материалах, как бумага, картон, плотные ткани и т. д. Прочитайте в учебнике, какие правила безопасной работы необходимо соблюдать, пользуясь этим инструментом (с. 114).
- Изучение порядка сшивания книжки.
- Разметка мест прокола и сшивание листов.
- Обрезка блока.
- Заклеив сгиб корешком, мы с вами, казалось бы, получили готовую книгу. Но что-то в ней не так. Рассмотрите ее внимательно и определите, какой на данном этапе изготовления
Поэтому работать с канцелярским ножом надо аккуратно. Работа по учебнику (с. 118). Учащиеся читают текст, учитель показывает приемы работы с ножом. Затем учитель демонстрирует приемы обрезки блока записной книжки. 4. Оформление обложки записной книжки. - Вот и готова наша книжка. Но можем ли мы сейчас понять ее назначение? Что же нужно сделать, чтобы предназначение книжки было видно сразу? Как можно оформить обложку записной книжки для записи адресов? телефонов? (Ответы учащихся.) Наша книжка предназначена для записи кулинарных рецептов, поэтому и оформление должно быть соответствующее. Например, если в книжке будут записываться рецепты блюд из овощей, то на обложке можно поместить их изображение или рисунок готового блюда из них. На этом этапе вам нужно включить свое творческое воображение, и тогда ваши работы будут оригинальными, интересными. Задание 1: выполнить обрезку блока записной книжки (под руководством учителя). Задание 2: оформить обложку записной книжки в зависимости от ее предназначения.
Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища 1. Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. ' 2. Исходное положение - стойка, ноги врозь. 1-2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, - вдоль тела вверх; 3-4 - исходное положение; 5-8 - то же в другую сторону. V. Итог урока. - В магазинах большое разнообразие записных книжек, но вряд ли они принесут вам и вашим родным столько радости, сколько вот эта самодельная книжка. Ведь она сделана вашими руками. Ваше творческое воображение превратило записную книжку в оригинальное изделие, ведь на выставке вы не найдете ни одной одинаковой обложки. Я думаю, записная книжка может быть хорошим подарком для ваших мам, бабушек и сестер.
Домашнее задание: учебник, с. 112-119, выполнить творческое задание (с. 119), принести подготовленную яичную скорлупу.
ВЕСНА, ВЕСНА НА УЛИЦЕ!
Уроки 27-28
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ. ДЕКОРАТИВНОЕ ЯЙЦО Цели: познакомить с традициями празднования Пасхи, историей возникновения техники папье-маше, технологией изготовления изделий из папье-маше; учить выполнять изделие из папье-маше, расписывать готовое изделие красками; развивать умение планировать свою работу самостоятельно; воспитывать интерес к традициям своего народа. Демонстрационное оборудование: образцы пасхальных яиц или слайды, сюжетные картинки по теме, образцы изделий из папье-маше; яичная скорлупа; предметно-технологическая карта; материалы для изготовления папье-маше; учебник; для учащихся - яичная скорлупа, бумага, салфетки, клей, гуашь, кисти, стакан с водой; учебник. Словарь: папье-маше, декоративное яйцо.
Ход урока I. Сообщение темы урока. Пришла желанная весна, Ушла зима в седые дали. Земля воспрянула от сна, И голубая даль ясна, И не терзают нас печали.
- Весна. А значит, на пороге один из самых известных христианских праздников - Пасха. Это - древнейший праздник, главный праздник богослужебного года. Он установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Существует множество пасхальных традиций. Я вам напомню о некоторых из них.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.
- Технология изготовления изделий из папье-маше.
- Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше. По первой: изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
-
- Изготовление декоративного яйца в технике папье-маше.
- Есть несколько способов изготовления яиц в технике па- пье-маше. Мы будем использовать один из самых простых. Для работы нам потребуются: яичная скорлупа без содержимого, бумага, лучше газетная, салфетки, клей обойный или ПВА. Все вы помните, что яичная скорлупа хрупкий материал, поэтому работать с ней нужно очень осторожно, не сжимая в руках и не роняя на пол.
Физкультминутка IV. Практическая работа.
Урок 27. Задание: изготовить заготовку яйца из папье-маше.
Урок 28. Задание: выполнить роспись декоративного яйца. Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. V. Итог урока.
- Какие замечательные писанки получились у вас! Я думаю, это будет хороший подарок для близких вам людей.
Все лица радостью сияют, Сердца свободны от страстей... Так чудодейственно влияют Слова святые на людей!.. Христос воскрес! О миг священный! О чудо, выше всех чудес, Какие были во вселенной!.. Христос воскрес! Христос воскрес!
П. Потехин
Дополнительный материал к урокам 27-28 Один из способов изготовления декоративного яйца в технике папье-маше.
- Существует множество различных рецептов приготовления папье-маше из разного вида бумаги и даже из готовых специальных масс.
Уроки 29-30 Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА Цели: познакомить с видами бисера, историей его появления и сферой использования, технологией работы с ним; учить выполнять объемные изделия из бисера; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству. Демонстрационное оборудование: рисунки цветов разных видов, образцы изделий из бисера или слайды, схемы изготовления изделий из бисера; для учащихся - бисер разного цвета, проволока; учебник. Словарь: бисер.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- Бисероплетение - одно из самых популярных видов рукоделия во всем мире. Это древнее ремесло возникло почти сразу после того, как люди научились выдувать стекло. Искусство би- сероплетения распространялось по всему миру «со скоростью света». Оно неоднократно переживало и взлеты, и полосы упадка. Сегодня это опять очень распространенный и модный вид рукоделия. Хотите научиться создавать красивые вещи из бисера? Тогда начинаем работу.
- Изучение нового материала.
- Невозможно сказать, где и кому впервые пришла идея о том, чтобы в небольших предметах интересного цвета и формы проделать сквозные отверстия и нанизать их на нить. Можно лишь отметить, что произошло это очень и очень давно. Сначала стеклянные шарики были очень крупными, но по мере того, как их стали использовать в качестве украшений, они становились все мельче и мельче.
- Бисер: история и производство.
- Свое название бусы получили от арабского слова «буера», что обозначало фальшивый жемчуг. Именно на Востоке научились изготавливать такие мелкие бусинки, которые подходили для изысканных украшений. Таким фальшивым жемчугом украшали одежду древнеегипетских фараонов и их семьи. Как известно, Восток славится обилием блестящей бижутерии, поэтому бисер получил свое распространение почти во всех восточных и азиатских странах. Секреты производства бисера переняла и Римская империя. Именно здесь плетение бисером обрело свое второе рождение.
-
- Схемы бисероплетения24.
- Принцип бисероплетения очень простой. Для того чтобы создать одно из украшений, надо всего лишь иметь схему бисероплетения. В ней совсем несложно разобраться.
- Итак, из бисера можно сделать множество красивых вещей. Вы сегодня будете делать из него цветы. Сначала может показаться, что сплести их из бисера очень сложно. На самом деле это не так. Посмотрите на изображения цветов внимательно. Есть цветы с закругленными лепестками, а есть с острыми. Покажите их. (Учащиеся показывают.) Если научиться плести по схеме и те и другие лепестки, то из них собрать целый цветок уже гораздо проще.
- Что еще потребуется для работы? Бисер разноцветный и медная проволока. Рассмотрим по учебнику порядок плетения лепестков и изготовления цветка.
- Но цветок состоит не только из лепестков и листьев. У него также есть стебелек, тычинки, сердцевина. Как вы думаете, их можно сделать? Изготовленные детали цветка нужно затем собрать вместе.
- Что вы можете сказать об изделии?
- Для чего оно может быть использовано?
- Из каких частей состоит изделие? Каково значение каждой части изделия?
- Какова форма изделия и каждой его части?
- Какая часть самая главная?
- Какая часть самая трудоемкая в выполнении?
- Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
- Упражнение для мобилизации внимания.
Жил цветок среди полей.
Вольный ветер, круг друзей!
Постепенно расцветал,
А расцвёл, всех краше стал!
Путник красоту сорвал,
Любовался и вздыхал.
Насмотрелся, бросил в пыль!
Не горька ль такая быль?!25 - Стоит ли рвать полевые и лесные цветы? Может быть, лучше рассмотреть их внимательно и воссоздать их красоту из имеющихся материалов? Тогда не исчезнут в лесах ландыши, а в полях - тюльпаны. И весной природа отблагодарит нас за такое бережное отношение к ней разноцветьем трав и цветов. Но и мы не потеряем ничего. Ведь нас дома будут радовать пусть не живые, но такие же красивые цветы, из которых мы можем создать прекрасные букеты. Домашнее задание: учебник, с. 148-152, понаблюдать за домашними животными и зарисовать характерные для них позы.
Урок 31 Тема: ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ ПО НАБЛЮДЕНИЯМ Цели: познакомить с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить лепить фигурку животного с сохранением пропорциональных отношений из целого куска пластилина; побудить к самостоятельному творчеству (определению сюжета, форм реализации художественного образа, смелости в выборе техники исполнения), активному применению накопленных знаний, умений и навыков лепки. Демонстрационное оборудование: рисунки с изображением животных, схема «Техника лепки фигурки животного», образцы изделий; для учащихся - пластилин, стеки, салфетка, дощечка, учебник. Словарь: скульптура, техника лепки.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- Темой нашего урока сегодня будут домашние и дикие животные. Многие из вас знают, что история изобразительного искусства началась с изображения животных в каменном веке. Рисуя на стенах пещер, древние люди изучали мир природы, поклонялись ему, показывали свое отношение к природе. Древний человек был охотником и поэтому изображал, прежде всего, тот мир, который был ему хорошо знаком, - мир животных. Изображения оленей, диких лошадей, зубров, носорогов, оставленные древними художниками на стенах пещер Южной Франции и Северной Испании, до сих пор считаются лучшими произведениями анималистического искусства. Немало было вылеплено древними людьми и фигурок животных. Это были и игрушки, и ритуальные предметы, с помощью которых они пытались привлечь охотничью удачу на свою сторону. Вы сегодня тоже научитесь лепить животных, используя различные технические приемы работы с пластилином.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Художнику, работающему в анималистическом направлении, прежде чем приступить к лепке фигур животных для макета композиции необходимо собрать документальный материал (фотографии и рисунки животных), посетить зоопарк, где можно легко сделать серию набросков внешнего вида животного и динамику его движения. Все это позволит правильно создать внешний вид зверя, а также запечатлеть характерные позы. Сегодня мы будем лепить животных, с которыми вы уже давно знакомы: петуха, гусей, уток, кур, индюшек, корову, лошадь, козу, овцу, собаку, кошку и т. д. Перед началом лепки следует присмотреться к повадкам птиц и животных, чтобы подметить наиболее характерное для них: наклон головы, изгиб туловища и т. д. (Показ тематических рисунков.) Вот куры мирно роются в траве, вот над ними появляется ястреб, они немедленно поднимают головы, настораживаются, а петух принимает угрожающую позу. Присмотритесь к клушке с цыплятами. Она отличается от обычной курицы. Клушка ходит нахохлившись, настороженно и не только роется в земле, добывая корм, но и внимательно наблюдает за всем окружающим. Присмотритесь, например, к спящей кошке. Стоит пискнуть, как сон ее мгновенно пропадает, кошка настораживается, ее глаза округляются, взгляд становится напряженным, вся она подготавливается к тому, чтобы при необходимости совершить молниеносный прыжок. Подобные же наблюдения можно провести за собакой, коровой, лошадью, овцой, козой и т. д. Вот эту предварительную работу вы проделали дома и сделали зарисовки характерных поз домашних животных. Это поможет вам добиться во время лепки сходства с моделью. 3. Техника лепки. - Какими способами можно лепить различные фигурки? (Ответы учащихся.) Любую фигурку, будь то человек или животное, можно вылепить двумя способами: из отдельных частей (конструктивный способ) (см. рис. на с. 107)26, из целого куска пластилина или глины (учебник, с. 127). Сегодня мы будем лепить фигурки из целого куска пластилина. Вспомним порядок работы с пластилином. (Ожидаемый ответ. Надо взять пластилина столько, сколько нужно для работы. Хорошо размять его и начать лепить.) Лепить надо пальцами обеих рук. Начинайте лепить не с подробностей и деталей, а вначале постарайтесь придать пластилину общую форму фигурки, которую вы лепите. Самым верным и основным инструментом скульптора при работе с пластилином являются пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, размазывая пластилин. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. На этом этапе вытягивают и затем подправляют нужные детали (лапы, мордочка, хвост и т. п.) в соответствии с той позой, которую вы хотите придать животному. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь уже без применения стеков не обойдешься. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Рассмотрите, как, например, выполняется лепка фигурки кошки (учебник, с. 127, или схема лепки какого-либо животного).
В процессе рассказа учитель показывает приемы лепки.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Урок 32
Тема: ПОМПОНЫ ИЗ НИТОК Цели: знакомить с новыми технологиями работы с нитками; учить изготовлять помпоны, делать из помпонов игрушки; развивать пространственные представления, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к вещам. Демонстрационное оборудование: слайды или образцы изделий из помпонов, образцы ниток и пряжи, шаблоны для изготовления помпонов или циркуль, предметно-технологическая карта «Изготовление помпона»; для учащихся: картон, цветная бумага, ножницы, клей; учебник. Словарь: помпон.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- В каждом доме есть вязаные вещи, которые вышли из моды, потеряли форму, стали малы. Неужели их нужно выбросить на свалку? Дадим им шанс послужить нам ещё. Стоит привести их в порядок: выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки - и вот уже готова замечательная пряжа различного цвета для поделок.
- Изучение нового материала.
- Вы видели или даже носите на своих вязаных шапочках и шарфиках круглые пушистые помпончики. Они очень забавные и украшают одежду. А вы знаете, что из них можно придумать и сделать самые разные и удивительные поделки для себя и своих друзей? Для детской одежды помпоны - самая незаменимая вещь, они радуют малыша и окружающих. Посмотрите, например, на шарфик с маленькими помпончиками (см. рис. 1 на с. 111); а вот какие необыкновенные цветы получились из помпонов (см. рис. 2 на с. 111); чудесны и игрушки из пушистых шариков (см. рис. 3, 4 на с. Ill)21.
Рис. 1
Рис. 2 Помпончики очень неприхотливы. Их можно сделать из любой пряжи: новой или остатков, старой распущенной, буклиро- ванной, ворсистой, гладкой и т. д. (Показ образцов пряжи и ниток.) Помпончики всегда получаются мягкими, пушистыми и забавными!
Рис. 3 Рис. 4
2. Последовательность изготовления помпона. Работа по учебнику (с. 147). Учащиеся под руководством учителя изучают последовательность изготовления помпона. Учитель демонстрирует приемы выполнения отдельных операций. Ишэдр иим» Вопросы для обсуждения:
- От чего зависит размер помпона?
- Почему для изготовления помпона требуется два картонных круга?
- Как вырезать отверстие в картонном круге?
- Какую пряжу лучше всего использовать для изготовления помпонов?
- И вот когда наши помпоны будут готовы, можно подумать над тем, куда их использовать. Конечно, эти пушистые шарики хороши сами по себе. Но если добавить к помпонам некоторые детали, можно изготовить симпатичные фигурки животных, цветов. Что же для этого нам потребуется? (Ответы учащихся.)
- Для некоторых поделок не потребуются даже бумага и клей. Например, своеобразную подвеску можно изготовить, перевязав помпон из яркой красивой пряжи длинной ниткой (учебник, с. 146). Что еще можно сделать из помпона? (Ответы учащихся.)
- Практическая работа.
- Итог урока.
Уроки 33-34 Тема: ОБРАЗ В КОМБИНИРОВАННОЙ ТЕХНИКЕ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ КУКОЛ (групповой проект) Цели: повторить разные виды материалов и технику работы с бумагой, тканью; учить изготавливать пальчиковые куклы из материала по выбору, приемам конструирования; развивать мышление, творческое воображение, фантазию; формировать аккуратность, эстетический вкус, умение работать в коллективе. Демонстрационное оборудование: куклы для пальчикового театра, слайды с изображением театральных спектаклей в кукольном театре, образцы материалов (ткань, бумага); для учащихся - клей, карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, кусочки несыпучей ткани (фетр или другая плотная ткань, кожа); учебник. Словарь: пальчиковые куклы.
Ход урока I. Вступительное слово. - Заканчивается учебный год. Вы многому научились на уроках технологии за это время: делать панно из ткани и природных материалов, лепить чудо-посуду, изготавливать цветы из бисера и т. д. А вот на этих последних уроках все полученные знания и умения плюс фантазия и творческое воображение понадобятся вам для выполнения проекта «Пальчиковый театр». Работа предстоит не простая, но вы с ней обязательно справитесь, тем более, что вы будете работать вместе с друзьями, так как проект этот коллективный. Сегодня вы самостоятельно выберете сказку, сделаете эскизы ее персонажей, изготовите кукол и декорации, а затем покажете нам свой спектакль. Я только лишь расскажу вам немного о пальчиковом театре и о способах изготовления кукол для него. II. Изучение нового материала. 1. Пальчиковый театр и куклы для него. - Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, надевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут потребоваться различные «декорации»: деревья, домик, репка и т. п. Как сделать пальчиковый кукольный театр? Пальчиковый кукольный театр можно связать на спицах или крючком, сшить из плотной ткани, сделать из дерева, картона, баночек или стаканчиков из-под йогурта, а также из простой или цветной бумаги (рис. 1-4). Сначала складываем по схеме основу из цветной или белой бумаги, хорошо проглаживая каждый сгиб (см. рис. 5 на с. 116). Потом вырезаем и приклеиваем фигурке ушки, рожки, хвостик и т. д. (в зависимости от персонажа). Остается фигурку только раскрасить и нарисовать мордочку (или сделать глазки и носик из цветной бумаги). Можно сделать персонажей из разных по плотности материалов: пусть зайчик у вас будет из простой бумаги (он ведь такой нежный и беззащитный), а медведя сделайте из картона. Лису можно сделать из оранжевой бумаги, а вот собачку будет интересно раскрасить самим (нарисовать ей пятнышки, например). - Есть еще один вариант изготовления кукол из бумаги (рис. б)28. - Можно изготовить куклы для пальчикового театра в технике папье-маше или из помпонов, мячика для настольного тен-ниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер- сюрприза. Часто для пальчикового театра изготавливают куклы из ткани (рис. 7), так как они более долговечные по сравнению с бумажными и делаются достаточно быстро, только ткань для них лучше выбирать малоосыпающуюся. - Без ширмы и декораций в театре тоже не обойтись (рис. 8)29. Не забудьте и о них.
- Как видите, вариантов изготовления пальчиковых кукол много. Я даже не смогла перечислить их все. Выбирайте тот способ, который вам больше понравится.