Ы. Алтынсарин Щедрый человек

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тема: Ыбырай Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением «Щедрый человек».

Задачи:

  • развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии "Критического Мышления через Чтение и Письмо", аргументировать, делать выводы;

  • развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;

  • совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; .

  • пробуждать добросердечное отношение к окружающим.

Оборудование урока: Презентация, карточки, музыкальное сопровождение.
Ход урока:

I. Стадия вызова.

1.Орг. момент. Приветствие.

-Сегодня на уроке у нас гости, это учителя нашей школы. Гостей принято приветствовать. Прочитайте глазками приветствие гостям. Вместе громко и эмоционально. Ставя логическое ударение на выделенных словах. (слайд2)

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня. (Слайд3)
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.

- Перед вами карточки, определите ваше настроение смайликом.

- Какое настроение?

-Что вы ожидаете от урока?

-Надеюсь ваши ожидания оправдаются.

2. сообщение темы урока и постановка целей урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Золотая душа».

-Откроем учебники на стр. 43

- Прочитайте слова поэта, прозаика А.Яшина. Как вы их понимаете? (слайд 4)

- Как вы думаете, о каком человеке можно сказать, что у него «золотая душа»? (о добром, чутком, отзывчивом, милосердном, воспитанном, вежливом, заботливом, смелом, лживые, глупые, ленивые.
Задание: выбрать слово с подходящим качеством. Ученики выходят по одному, выбирают карточку, читают слово. Объясняют, почему выбрали его и выстраивают лестницу из слов. На столе остаются неподходящие слова: лживые, глупые, ленивые. На верху лестницы располагают картинки с изображением человека.

Вывод: делая добрые дела, человек « поднимается выше» в глазах окружающих, его уважают, повышается самооценка.

- Есть еще одно качество, которое наделяет человека «Золотой душой», это щедрость.

Расшифруйте пословицу.(слайд)

По щедрости руки видно, какое сердце.(Слайд 5,6)

-Как понимаете смысл пословицы?
- Назовите ключевое слово.

3.Сбор ассоциаций к слову щедрый .(не жадный, великодушный, изобильный, богатый)

- Попробуем подобрать синонимы к слову щедрый.(Слайд 7.)

Щедрый - широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.

-Два слова «щедрый» и «человек» основные слова урока. Составьте словосочетания с этими словами.

- Тема урока: притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек» (Слайд 8)

II Стадия осмысления.

4. Работа над теоретическим понятием. (Слайд 9)

1. - Что такое притча? (ПРИТЧИ - это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста)

2. Знакомство с биографией Ы.Алтынсарина (слайд 10 ) с. 181

Запись детьми в тетрадях даты рождения Ы. Алтынсарина.

Слайд: Ы.Алтынсарин - 1841- 1889. Постепенно раскрываются лепестки: поэт, писатель, просветитель, педагог, переводчик, основатель каз. шк. (Слайд 11)

Ы. Алтынсарин Щедрый человекрассказы

Ы. Алтынсарин Щедрый человек стихи

ЫЫ. Алтынсарин Щедрый человек. Алтынсарин пословицы и поговорки

Ы. Алтынсарин Щедрый человек

Ы. Алтынсарин Щедрый человекнародные придания

сказки, притчи

Дополняет учитель.

- В память об Ыбрае Алтынсарине в 1991 году в городе Костанае был открыт областной мемориальный музей Ыбрая Алтынсарина (слайд 12)

- В своих рассказах, стихотворениях он воспевал добро, честность, писал о любви к Родине, о дружбе, о том, что для того, чтобы чего-нибудь добиться, надо трудиться.

3. Работа над текстом притчи.

1) -Словарная работа: найти в учебнике толкование данных слов: (Слайд 13)

Ветхий - разрушающийся, негодный от старости.

Кров - жилище, приют.

Лишения- недостаток, нищета.

Возомнить - составить преувеличенно высокое мнение о себе.

Чуждаться - избегать общения с кем -либо.

- Составьте словосочетания с данными словами.

4. Физминутка (Слайд 14)

Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя),
И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Я могу быть маленькой/-им (присаживаемся),
Могу быть большой/-им (встаем, поднимая руки вверх),
Могу быть худой/-ым или толстой/-ым (руки сдвигаем и раздвигаем в стороны).
Но это мне не важно - (показываем указательным пальчиком)
Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя),
И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).

2) Чтение притчи: а) учителем, б) учащимися.

3) Анализ притчи:

- Каким человеком был Атымтай?

-Как он жил?

- Почему он всё время работал?

- Как объяснил он причину людям?

- Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)

Выборочное чтение:

- определите четыре заповеди, которым следовал Атымтай

  • Не возомнить о себе. Не чуждаться бедных (Слайд 15)

  • В труде нет ничего унизительного

  • Трудом заработанный хлеб вкуснее

  • Грех перед Богом -поступки неправильные

Как вы поняли эти заповеди?

- Что бы вы сделали, если у вас было бы много денег? - Какими чертами должен обладать герой притчи?

Подтвердите качество характера словами из текста.

Составление синквейна. Тема «Человек» (слайд) Работа в парах. (Слайд 16)

- Мы вернулись к началу урока, который начали с вопроса о том, каким должен быть человек и закончим этот урок написанием синквейна о человеке.

Чтение работ.

III Стадия рефлексии.

- Итак, что есть щедрость? (Слайд 17)

- Это когда ты можешь что-то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя.

Домашнее задание: -Выполните работу по собственному выбору. (Слайд 18.)

1. найти и прочитать, пересказать притчу Алтынсарина,

2. подобрать пословицы о людской щедрости.

3. написать статью о щедрых людях…

Итог урока: (Слайд 19)
Урок подходит к концу, и я бы хотела услышать ваше мнение об уроке и о работе ваших одноклассников.

-Интересен ли был урок?

- А кто из вас себя может назвать щедрым человеком?

-Что нового для себя вы взяли из урока?

- Определите своё настроение. (Слайд 20)

-Теперь оцените свою работу на уроке на оценочных листах.




© 2010-2022