Конспект урока на тему Люблю тебя, родной Донбасс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первый урок

Тема. Люблю тебя, родной Донбасс!!!

Цель: Обогатить знания учащихся об истории Донецкой области, крупнейших городах края, исторических памятниках своей местности, об обычаях родного края. Воспитывать чувство любви к родному краю, желание приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Донетчины.

Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебн. деятельности

Дорогие дети! Красочная осень встречает вас замечательным праздником и первым уроком.
Все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе - силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.
Взволнованны вы и ваши родители. Пока жизнь измеряется учебными годами, каждый из которых приносит свои удачи и неудачи. Так пусть этот год будет для вас добрым и творческим!
Помните: вы - третьеклассники! За лето вы выросли и очень сильно отличаетесь от тех малышей, которые впервые переступили порог нашей школы сегодня. Будьте же им примером во всём: в учёбе, спорте, поведении.
1. Уже не первый класс ,а третий.
Меня встречает на пороге.
Красив мой возраст озорной
В начале жизненной дороги.

2. Я повзрослел за этот год,
Забот прибавилось, умений.
Родная школа - мой восход,
Здесь моё главное ученье.

3. Радостно сияют лица,
Все в нарядных одеяньях,
Можете не усомниться -
Нам открыты двери к знаньям!

4. Пусть уходит лето вспять,
Не пугает нас прохлада,
Наша школа всем ребятам
Очень, очень, очень рада.
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы на пороге в увлекательную страну знаний. И сегодня мы отправимся путешествовать по родному краю на сказочном поезде. А его пассажирами станем мы с вами, но для этого нам нужно выполнить одно задание, которое требует внимания, необычного способа мышления.

Задание «Шесть букв» Зачеркните в этом ряду «шесть букв» таким образом, чтобы буквы, которые останутся без изменения своей последовательности составили слово определяющее тему урока.

ШРЕСОТЬДБИУНКАВ

  • Какое слово мы прочли?

5.Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!

6.Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

7.Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и будни,
Тёплый вечер за окном.

8.Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Песни с другом мы поём.

9.Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
- Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
- Здравствуй, Родина моя!

Составление ассоциативного куста.

Прошу занять свои места, мы отправляемся в путешествие «Мой родной край».
Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а думать.

Дружно и много работать.

ІІІ. Работа над материалом.

• 1 станция «Историческая»
Работа с картой
- Наш город, Горловка, входит в Донецкую область. Ее еще называют - Донбасс.
- Донбасс - это наш родной край.
Ребята, а вы знаете, сколько вам лет? ( Несколько детей отвечают.)
- А как называется день, когда вы родились? ( День рождения )
- Вы любите его праздновать?
- Также и у всех донбассовцев есть такой день. Каждый год 2 июля 1932г. весь Донбасс празднуют день рождения нашей области. В этом году Донецкой области исполнилось 82 лет!
• 2 станция «Это интересно…»
Донецкая область одна из старейших областей. В ней 18 районов, 52 города, 131посёлок, 1124 села. Население - 4720 тис. человек.
Донецкая область является уникальным регионом, в котором добывают: уголь, соль, изготовляют медикаменты (таблетки), металлические конструкции.

И сегодня к нам на урок пришёл гость. Он познакомит вас с одной из самых старейших профессий нашего края. Кто же он? Отгадайте.

Как огромным долотом,

Он огромным молотком

Уголь крошит под землей

Отвечайте, кто такой?

Шахтер!

Ребенок. Я принёс вам уголёк. Его дом - шахта, он здесь родился и вырос.

Он родился под землей и если бы не шахтеры, которые подняли его наверх, он бы никогда не познакомился с вами. Шахтеры - это люди, которые работают под землей и добывают уголь. Там, глубоко под землёй, кругом снуют маленькие трамвайчики с длинным хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в стороны «угольные переулки» - лавы. Вот здесь - то и работают шахтеры . А помогает им добывать уголь огромная машина, которая называется - комбайн. Он, когда работает, рычит и лязгает.

В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин, одна машина острыми зубьями вырезает из стены глыбы угля, другая - дробит глыбу на мелкие кусочки, третья - грузит их на дорожку, которая ведет на поверхность. Там он грузится и отправляется в дальнейший путь.

Работа шахтера опасна и трудна. Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может скопиться под землей опасный газ - очень горючий и ядовитый, может прорваться вода и тогда все «шахтные улочки» затопит. Чтобы этого не случилось, за работой следят много других людей - инженеры, техники. Теперь, ребята, вы узнали, что работа шахтера - это нелегкий и опасный труд. Без их труда у нас вами не было бы света и тепла в домах. Поэтому всегда выражают уважение и благодарность к труду шахтера.

Быть шахтером так непросто,

Под землей всегда опасно,

Но профессию шахтера

Выбрал вовсе не напрасно!

Благородно и почетно

Добывать богатство людям,

Наша «черная» работа

Согревать зимой вас будет!

Пусть черны лицо и руки,

И усталость с ног сбивает,

И опасно под землею

Нас все это не пугает

Пожелать хотим Вам очень

Жить счастливо и багато!

За каждым событием стоят конкретные люди, которые своими руками создавали историю нашего Донбасса. С историей Донбасса тесно связаны имена выдающихся личностей: предприниматели Д. Юз, И. Г. Иловайський, А.Н.Горлов, Ф. Е. Енакиев, композитор С.С. Прокофьев, именно здесь родились подвиги Н.Изотова, А.Стаханова, М. Мазая, П. Ангелиной, П. Кривоноса, выдающихся спортсменов С. Бубки, Л. Подкопаевой, лучшего танцора мира В.Писарева.

• 3 станция «Отдых»
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас - зелёный луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
• 4 остановка «Символы Донетчины»
Герб Донецкой области
Пальма Мерцалова - работа украинского мастера-кузнеца Алексея Мерцалова, рабочего Юзовского металлургического завода. Выковал ее мастер в 1896 году специально для Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Именно здесь «Пальма» получила награду - Гран-при выставки.
Весит «Пальма Мерцалова» 350 кг, ее высота 3,5 м, диаметр листков - 2,5 м.
В 1900 году «Пальма» демонстрировалась в составе экспозиции Юзовского завода на Всемирной выставке в Париже, где также получила Гран-при.
«Пальма Мерцалова» 17 августа 1999 года была провозглашена символом Донбасса и является ключевым элементом герба Донецкой области.
Точная копия «Пальмы Мерцалова» была установлена в Донецке на площади возле выставочного центра «Экспо-Донбасс» 12 сентября 1999 года.
Образ «Пальмы Мерцалова» в 2000 году по инициативе Донецкого областного фонда «Золотой Скиф» был воспроизведен как символ возрождения Украины - независимого и мощного промышленного государства.
Оригинал «Пальмы Мерцалова» сохраняется в музее Горного университета в Санкт-Петербурге.
Флаг Донецкой области
Флаг был утверждён 17 августа 1999 года. Автор флага - Нина Григорьевна Щербак, жительница Донецка.
Верхнее поле синего цвета, на нём изображено восходящее солнце с расходящимися лучами. Это символизирует расположение Донецкой области на востоке Украины. У солнца 12 лучей.
Нижнее поле чёрного цвета, на нём изображены пять жёлтых овалов, которые располагаются один под другим. Чёрный цвет поля одновременно символизирует уголь, как основу основной отрасли Донецкой области и Азовское море (жёлтые овалы - отражение солнца в воде).
Альпинисты из Донецкой области установили флаг Донецкой области на пике Шиша Пангма (27 мая 2007 года), горах Говерла (9 января 2007), Монблан (22 марта 2007 года), Эльбрус (25 мая 2007 года), Эверест (27 мая 2008). Восхождения 2007 года и установка флагов были сделаны в честь 75-летия Донецкой области.
Флаг Донецкой области изображён в крыже флагов Макеевки и Шахтёрска.

• 5 станция «Поэтическая»
Послушайте стихотворение о нашем крае.
10.Благодарю судьбу за то,
Что родилась в Донбассе я.
Расту и думаю о том,
Как я люблю тебя, земля!


11.Люблю, как трудится шахтер.
Он в шахте уголь добывает.
Его ручищи, его взор
Донбасса недра покоряет.


12.Люблю и металлурга труд.
Он день и ночь стоит у домны.
Изготовляет он из руд
Металл, отлитый в формы.


13.Люблю я красоту бульваров,
Где мастер лепит свой пейзаж.
Там тихо слышен звук гитары,
И тополя стоят, как страж.

14.Дарю я счастье и любовь
Тебе, донецкая земля!
Я повторяю вновь и вновь:
«Донецкий край, люблю тебя!»

• 6 станция «Творческая»

У вас на партах лежат шаблоны сердечек. Давайте покажем, как мы любим свой родной край. (Дети вырезают сердечки и приклеивают вокруг карты Донецкой области с надписью «Люблю тебя, родной Донбасс!»)

• 7 станция «Заключительная»

Итог урока. Интерактивная игра «Микрофон».

- Ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие. Где мы побывали? Что узнали? Продолжите предложения. « Я знал (знала), что ....» « Я не знал (не знала), что ...» « Я узнал (узнала), что..»

-Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю, а поэтому сможете сделать все для того, чтобы наш край и в дальнейшем расцветал и богател. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Так старайтесь учиться так, чтобы вами гордилась Родина.
В добрый час, дорогие дети.

Может, где-то на планете
Есть и лучше города,
Только мне в Донецке светит
Солнце яркое всегда.
И сияет озарённый
Ярким золотом лучей
Город синих терриконов,
Город звонких тополей.



© 2010-2022