Отражение кадетского казачьего компонента в рабочих программах педагога начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отражение казачьего кадетского компонента

в рабочих программах

педагога начальной школы



Кривова Л. В., учитель ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»

(I квалификационная категория)






Екатеринбург, 2014


« Если человек равнодушен к старым улицам -

значит, у него нет любви к своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны -

он, как правило, равнодушен к своей стране.

Вне культуры существование человечества

на планете лишается смысла».

Академик Лихачёв



Соглашаясь со словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва понимаем, что надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Педагогический коллектив нашего учебного заведения огромное внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него немыслимо ни дальнейшее развитие, ни движение вперед. И начинается этот процесс с самых маленьких наших учащихся - кадет начальных классов. Они так же, как и старшие их товарищи, должны знать историю, культуру и традиции Оренбургского казачества, поскольку оно является неотъемлемой частью истории нашего края, страны.

Богатая культура российского казачества, в том числе казачества Оренбургского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать традиции в практической деятельности педагога начальной школы как в рамках отдельного предмета школьного компонента «История Оренбургского казачьего войска», так и в контексте учебных предметов начальной школы. Мною была разработана программа факультативного курса «История Оренбургского казачьего войска» для кадет 2 - 3 классов. Данный курс является предметом школьного компонента. На его изучение отводится 1 час в неделю. Цели курса: - познакомить младших школьников с историей, традициями, бытом и культурой казаков Оренбургского края, с историей возникновения казачества; - воспитывать чувство патриотизма, гуманизма и справедливости; - помочь формироваться личности, способной к успешной социализации; - способствовать самореализации индивидуальности ребёнка. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься:

-Наглядные методы:

• просмотр фильмов, иллюстраций, презентаций;

• музейные уроки;

- Словесные методы

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

• ответы на вопросы как педагога, так и детей;

• сообщение дополнительного материала учащимися;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;

• проведение викторин, тематических праздников.

- Практические методы:

• изготовление Древа родословия казачества, муляжей казачьего оружия;

• проведение состязаний, смотра строевой подготовки, казачьих обрядов, православных праздников, викторин;

• проведение экскурсий различной направленности

• составление творческих проектов

Формы внеклассной работы по курсу предусматривает проведение фольклорных и казачьих праздников, встречи с представителями казачества, экскурсии в музеи.

Изучение курса рассчитано в течение 2 лет. Я выстроила структуру курса таким образом:

СОДЕРЖАНИЕ курса в первый год обучения представлено следующими разделами:

Раздел 1. Введение (1 час)

Зарождение казачества в древней Руси. Происхождение и значение слова «казак» (древняя и современная трактовка). Праздничная и повседневная одежда казаков.

Раздел 2. Бытовой уклад и жилища казаков. (1 час)

Казачьи курени - первые жилища казаков. Материал, способы строительства и внутреннее устройство казачьих жилищ.

Раздел 3. Воспитание в казачьей среде. (2 часа)

Казачья семья: традиции и нравы. Старинный уклад жизни у казаков. Свод правил по воспитанию подрастающего поколения. Обучение и духовное воспитание казачат.

Раздел 4. Казачья старина (2 часа)

Старинный уклад жизни у казаков. Конь - верный друг казака.

Выполнение рисунков по теме.

Раздел 5. Казачий фольклор (8 часов)

Малые жанры казачьего фольклора (пословицы, поговорки казаков, народные песни).

Песни о казаках. Разучивание песен.

Раздел 6. Забытые казачьи игры (4 часа)

Старинные казачьи игры: «Пятнашки», «Казачий погребок», «Двенадцать палочек», «Кубанка», «Брыль», «Достань подкову». Игры с коновязью, «Чехарда», «Схоронички», «Нагайка и кнут», «Городки», «Ножички», «Прыгалка через верёвку», «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Лапта», «Ловишка в кругу», «Снежинки, ветер и мороз», «Пятнашки», «Салки», «Гори-гори ясно».

Разучивание старинных казачьих игр.

Раздел 7. Казачьи ремёсла (2 часа)

Жизнь и труд казаков в старину. Орудия труда казаков. Казачьи ремёсла.

Раздел 8. Казачьи символы и знаки (3 часа)

Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.

Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки.

Раздел 9. Православные праздники (4 часа)

Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными праздниками. Праздник Рождества Христова.

Праздник праздников и торжество из торжеств - Пасха.

Чтение статей из книги А.Г. Багаевой «Культура православной России»: «Пасха», «Народный календарь».

Раздел 10. Старинный ритуал посвящения в воины казака (1 час)

Старинный обряд посвящения в воины казака. Один из основных законов СПАСа. Заочное знакомство с Большим Кругом казаков - собранием казаков.

Раздел 11. Строевая подготовка (6 часов)

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя.

Второй год обучения представлен следующими разделами:

Раздел 1. Введение (1 час)

Повторение понятий: казачество, казак, казачье войско. Роль и значение казачества в расширении и защите Древней Руси, Российского государства.

Раздел 2. Православные праздники (3 часа)

Знакомство с православным праздником «Крещение», с русской православной иконой «Троица». Православная газета. Посещение Храма - на - Крови.

Раздел 3. Фольклор Оренбургского казачества (3 часа)

Казачьи песни. Разучивание песни «Казаки в Берлине».

Раздел 4. Сбор материала о нравственных устоях в казачьих семьях (4 часа)

«Наказы казачества». Мудрые семейные заповеди казачества. Этика казачьей жизни. Отношение к детям, старикам, родителям, женщине.

Раздел 5. История национального костюма казачества. (2 часа)

Одежда - неотъемлемая часть культуры народа. Древняя одежда казака. Составные части мужского казачьего костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.

Представление экспозиции репродукций, фотографий казачьей одежды.

Раздел 6. Вооружение и воинское искусство казаков (2 часа)

Вооружение и доспехи воинов и казаков. Происхождение и значение лампасов. Воинское искусство, патриотизм казаков как воинов, защитников православия.

Раздел 7. Заповеди казаков (2 часов)

Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Заповеди казачества. Наказ казаков. Новые заповеди казачества. Конкурс знатоков казачьих заповедей.

Раздел 8. Заочное путешествие по историческим местам дислокации казачества России (6 часов)

Заочное знакомство с Донским казачьим войском, Оренбургским, Уральским, Забайкальским, Теркским, Сибирским, Семиреченским, Амурским, Уссурийским, Енисейским и Якутским казачьими полками.

Составление карты заочного путешествия по историческим местам казачества России.

Раздел 9. История Оренбургского казачества (2 часа)

Исторические материалы: «Зарождение и становление казачества», «Оренбургское казачье войско», «Наказы казачества».

Урок - презентация «История Оренбургского казачества».

Раздел 10. Оформление казачьего уголка (3 часа)

Систематизация материала по истории, традициям, жизни и быта казаков.

Оформление стенда (уголка).

Раздел 11. Строевая подготовка. (6 часов)

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Сдача рапорта, приветствие старших по званию. Элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:


Работа по данной программе предполагает безотметочную систему учета успеваемости. Отслеживание качества и результативности образовательно-воспитательного процесса осуществляется диагностическими средствами: собеседование, опрос, тест, диалог.

В начальной школе нашего учебного заведения обучение ведётся по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Казачий кадетский компонент нашёл отражение в контексте многих учебных предметов. Так, например, . На уроках литературного чтения Говоря о влиянии литературных произведений на нравственно-патриотическое воспитание, кадеты учатся бережно относиться к природе и ко всему живому, переживают чувство гордости за героическое прошлое своего народа, учатся уважать и ценить труд и достижения своих сограждан.
На уроках изобразительного искусства и технологии проводятся беседы о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Кадеты выполняют как индивидуальные, так и коллективные проекты, например, макет кубанской хаты и подворья. Лепят образцы глиняной посуды, конструируют для бумажных кукол мужской и женский казачий костюм и т. п.
В рамках предмета ознакомления с окружающим миром учащиеся получают исторические сведения о народах, населявших территорию нашей страны, героических событиях, происходивших на родной земле, подвигах казаков.
На уроках русского языка и развития речи используются тексты и предложения, отражающие культуру, традиции и быт казачества. На основе предложений этих текстов ведётся орфографическая, лексическая и синтаксическая работа.
В рамках предмета математики у кадет развиваются логические и алгоритмические познавательные универсальные действия. С математикой мы встречаемся везде, смотря на часы; выполняя расчёты в магазине, выполняя измерения, пользуясь масштабом и т. п. Без математики нельзя было бы изучить ни физику, ни географию, ни черчение. Эти знания абсолютно необходимы каждому человеку, независимо от того кем он станет в будущем: рабочим, инженером, врачом или офицером.
Казачество исторически неразрывно связано с православием. Знакомству кадет с многообразным нравственно насыщенным миром православия и его значением в жизни нашего общества призван курс «Основы православной культуры», реализуемый в 4 классе.

Таким образом, введение в рабочие программы начальной школы казачьего кадетского компонента позволяет утверждать, что используемая нами казачья культура выступает фактором воспитания в кадетах начальных классов лучших человеческих качеств и формирует личность достойных граждан своей страны, любящих родной край, верящих в его будущее и позволяющим совместными усилиями изменять жизнь общества.

© 2010-2022