Презентация + конспект урока по русскому языку Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

Задачи урока:

Закреплять умения определять: падеж существительных в форме мн.ч.; тип орфограммы и способ действия для ее правописания; способ образования слова.

Формировать:

регулятивные УУД: определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД: обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД: задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Чистописание. Заглавная и строчная буквы Оо. Знакомство со словарным словом орех. Работа по тетради стр. 45, упр. 47

Цель: познакомить с написание нового словарного слова; учить определять падеж имен существительных во мн.ч.; формировать умение подбирать родственные слова.

Рассуждение ученика

Записываю новое словарное слово в нужной форме и подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить: орехи (мн.ч. В.п.).

Вставляю пропущенные буквы: хлопотунья (хлопоты, хлопочет), зима (зимний), для потехи (для земли).

Над существительными во мн.ч. сверху указываю падеж:

В закрома (В.п.), ягоды (В.п.), орехи (В.п.).

Выписываю название стихотворения. Рядом пишу родственные слова. Над ними указываю часть речи.

Хлопотунья (сущ), хлопотливый (прил.), хлопотать (гл.)

3.Закрепление раннее изученных правил. Вспоминаем то, что знаем.

Вставить, выделить окончания в словах: фонарище, пожарище, ямища, чудовище, силища, страшилище. Вывод:

4.Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

Посмотреть на рисунок, предложите задание. Составить словосочетания.

Шагает по тропинке.

шагал (кем? чем?) тропинками (Т.п.);

Сформулируйте тему нашего урока. Определите цель нашего урока…..

Тема урока: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

Цель урока: Отработать навык написания окончаний имен существительных во множественном числе.

5. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

Упражнение 96. Цель этого упражнения - формирование умения определять падеж существительных в форме мн.ч., а также развитие орфографической зоркости путем нахождения глаголов с безударными гласными в корне.

Учащиеся списывают текст, определяют падежи существительных, стоящих во мн.ч., задавая к ним падежные вопросы:

шагал (кем? чем?) тропинками (Т.п.);

шагал (в кого? во что?) в горы (В.п.);

шагал (вдоль кого? вдоль чего?) вдоль рек (Р.п.);

минуя (кого? что?) озера (В.п.);

не боялся встретить (кого? что?) ни быков, ни собак (В.п.);

(кто? что?) кукушки (И.п.) да галки (И.п.) летали;

шел (по кому? по чему?) по тропам (Д.п.);

шел (по кому? по чему?) по дорогам (Д.п.);

встречал (кого? что?) волков (В.п.);

встречал (кого? что?) медведей (В.п.).

У всех существительных, стоящих во мн.ч., ученики выделяют окончания.

Затем отыскивают глаголы с безударными гласными в корне и подчеркивают их: шагал, боялся, встречал, смеялся, приговаривал, летали, рычал.

Упражнение 97.

Цель данного упражнения - учить детей ставить существительные в форму Р.п. мн.ч., находить имена прилагательные и имена существительные, к которым они относятся, определять склонение и падеж существительных в ед.ч.

Ученики списывают текст, ставя слова в скобках в форму Р.п. мн.ч.:

в дыму (кого? чего?) облаков;

вой (кого? чего?) волков;

в тумане (кого? чего?) лесов.

При выполнении следующего задания, где требуется показать стрелками, к какому существительному какое прилагательное относится, они могут задавать вопрос от существительного к прилагательному.

После этого дети отыскивают имена существительные в ед.ч. и определяют их склонение и падеж, выделяют окончания.

6. Закрепление темы урока.

Самостоятельная работа, упражнение № 95.

7. Домашнее задание.

Упражнение 48

Цель: учить определять падеж имен существительных в ед.ч. и мн.ч.; учить определять тип пропущенной орфограммы.

Рассуждение ученика

В словах щебетали, щебечешь (щебет), бегут (бег), тетерева (тетерев), новостей (новость), гостей (гость) пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

Синим карандашом подчеркиваю существительные - названия птиц в форме ед.ч. Выделяю окончания. Сверху указываю склонение и падеж.

Зяблик (2 скл., И.п), пеночка (1 скл,. И.п.), зарянка (1 скл., И.п.).

Жёлтым карандашом подчеркиваю существительные - названия птиц в форме множественного числа. Выделяю окончания. Сверху указываю падеж.

Корольки (И.п.), чижи (И.п.), клесты (И.п.), тетерева (И.п.), куропатки (И.п.), глухари (И.п.)

У подчеркнутых слов выделяю окончания. Рядом в скобках пишу число и падеж.

Новостей (мн.ч., Р.п.), гостей (мн.ч., В.п.).

8. Итог урока.

© 2010-2022