Технологическая карта урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по вопросам (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8» г. Казани







Технологическая карта

урока русского языка во 2 классе

«Часть речи - имя существительное.

Изменение имён существительных по вопросам»






Буткина Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

МБОУ "Гимназия №8" г. Казань










Казань - 2015

Аннотация. Главной целью современного образования становится развитие личности ученика. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям ФГОС и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. В данной методической разработке представлена материалы к уроку русского языка во 2 классе на тему «Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам», включающие технологическую карту, дидактические материалы: презентацию, раздаточный материал. Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе РО Л.В.Занкова. Методические материалы разработаны на основе системно - деятельностного подхода.








I. Основная часть.

Тема: Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам.

Цель: склонение имён существительных по вопросам

Задачи:

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно использовать в речи и писать имена существительные при склонении их по вопросам;

- пробуждать познавательный интерес к имени существительному как части речи, стремление осознанно в речи склонять имена существительные, ставя верный вопрос;

- формировать у обучающихся способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные результаты (ЛУУД):

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (РУУД):

- принятие и сохранение учебной задачи;

- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

- принятие установленных правил в планировании и контроле способа решения; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД (ПУУД):

  • ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • восприятие смысла предъявляемого текста;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

Коммуникативные УУД (КУУД):

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками;

- восприятие другого мнения и позиции;

- формулирование собственного мнения и позиции;

- построение понятных для партнера высказываний. - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; - владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые уровни изучения материала: Базовый уровень: к концу урока каждый обучающийся должен иметь представление об изменении имен существительных по вопросам и уметь изменять имена существительные по вопросам. Повышенный уровень: к концу урока обучающийся имеет четкое представление о признаках имени существительного и правильно употребляет в речи имена существительные, изменяя их по вопросам, умеет ставить верный вопрос к именам существительным в косвенном падеже.

II. Планирование темы.

Тип урока: «открытие» нового знания Методика преподавания - частично-поисковая. Ресурсы: Книгопечатная продукция - учебник русского языка А.В.Поляковой, 2класс, 2012; орфографические словари; справочники по русскому языку Л.С.Васильевой, 2007. Учебно-практическое оборудование - пульт, жалюзи, музыкальное сопровождение, проектор, интерактивная доска ИКТ - презентация к уроку Дидактический материал - карточки с заданиями Определение практических заданий.

Задание 1: Словарно-орфографическая работа. Актуализация знаний.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

- принятие и сохранение учебной задачи (РУУД);

- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);

Задание 2: Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги, и сравнить смысловую форму существительного в словосочетании с начальной формой имени существительного.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД); - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (ПУУД);

Задание 3, 4: Работа с текстом. Работа со словосочетанием. Наблюдение за изменением окончаний у существительных

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);

- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);

- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);

- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);

- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);

- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся (вид УД)

Фор

ма орга

низа ции УД

Содержание учебного материала

Форми

руемые

УУД

I

Ориентировано-

мотивационный этап:






1

Мотивация учения.


Стихотво

рение


Наш девиз:

«За руки возьмемся, Друг другу улыбнемся, Дружно и с охотой

Будем мы работать»

Группа

ми


КУУД РУУД

2

Актуализация знаний




Слайд

1) чтение,

2)

наблюдение, анализ, синтез, обсуждение,

осмысление,

3) наблюдение,

анализ, синтез, обсуждение,

осмысление,


Фрон

тальная

Задание 1.

1) Картинная словарно- орфографическая работа (Дятел, заяц, лисица, сорока, медведь, ворона, воробей). Просигнализируйте с помощью веера.

2)Прочтите слова. Что вы заметили: что можно сделать со словами? (разделить названия на 2 группы: названия птиц и названия зверей) (разделить слова на 2 группы по слогам, или разделить имена существитель ные по родам).

3) Составить словосочетание существительное + прилагательное. Какое слово главное в словосочетании и почему? На какие вопросы отвечает имя существителное в словарной работе? Почему?

Вывод: актуализировать знания об имени существительном

ЛУУД

КУУД РУУД

ПУУД

3

Постановка проблемы

Слайд

1) чтение,

2) осмысление,

поиск,

обсуждение, наблюдение,

анализ, синтез, обобщение

Моделирование:

Имя существительное

К кому?

Около кого?

У кого?

С кем?

Фрон

тальная

Индивидуальная

Задание 2. Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги.

- Прочитай. Что составим:

«подбежал (лиса);

сидел (заяц);

увидел (сорока);

шёл (медведь)

Слова-помощники: к, около, у, с, за»

- Как будешь составлять словосочетание?

- Почему изменилась начальная форма имени существительного?

Вывод:

выделить, что имена существительные в словосочетании изменяются по вопросам

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

4

Постановка учебных задач

Моделирование:

Имя существительное

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кем? Чем?

О ком? О чём?





Слайд











Учебник 2ч. (правило стр.67)


осмысление,

обсуждение


Фрон

тальн.


Вопросы для постановки учебных задач:

- Что заметили при написании существительных в словосочетаниях? Как изменялись имена существитель ные? (от главного слова -глагола- ставили вопрос)

-Какова же цель нашего урока?

(наблюдение за изменением имён существительных по смыслу в словосочетаниях, в предложениях) Вывод:

решить проблему и поставить учебную задачу

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

II

Операционально-исполнительский этап






5

Первичное закрепление















Дидактический материал: карточки.


наблюдение, осмысление, анализ, синтез, обобщение


парами

Задание 3.

Работа с текстом. Прочитай текст. О ком в нём говорит- ся? Озаглавь текст. Что заметили в предложениях?

«В этой норе живёт лиса. У лисы есть маленькие лисята. Волк пришёл к лисе. Заяц боится лису. Медведь дружит с лисой. Он рассказал зайцу о лисе.»

- Почему изменя- лось окончание у существительного «лиса»?

Вывод:

изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

6

Физкультминут

ка


Проговаривание

коллективная

Стихотворная форма физминутки «Птицы», «Звери» с соответствующими движениями.

ЛУУДКУУД

7

Закрепление

Моделирование:

Имя существительное

Кто?

Кого? (нет)

Кому?

Кого? (вижу)

Кем?

О ком?










Дидактический материал: карточки.

Документкамера.

Чтение, осмысление, обсуждение, анализ, синтез, выбор








парами;

взаимопроверка

Задание 4. Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся).

1) изменить по вопросам имена существительные: сорока, белка.

2)закончить словосочетание, выделить окончание имени существительного: насыпал для …;

посмотрел на … .

Вывод: самостоятельно изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам и наблюдать за изменением окончаний

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

8

Включение в систему знаний.
















учебник

обсуждение, осмысление, анализ, синтез, обобщение, чтение















Индивидуальная

взаимопроверка Задание 5. Упражнение 133 -Прочитай. С какими словами в предложениях связано слово поле и на какие вопросы оно отвечает. Спиши текст.

-Выдели окончание в слове поле в каждом предложении.

Вывод: самостоятельно изменять в речи имена существитель ные по вопросам;

вспомнить алгоритм написания текста.

ЛУУДКУУД РУУД

ПУУД

III

Рефлексивно- оценочный этап





9

Домашнее задание.


Упр.136 или Упр.137*

Чтение, осмысление, анализ, выбор

Индивидуальная

Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся)


10

Рефлексия и саморегуляция деятельности

Слайд

Раздаточный материал: смайлики трёх видов

Оценивание, самооценивание

Фрон

тальная

Индивидуальная

Самооценка своей деятельности:

- Закончите мысль и покажите один из трёх смайликов:

«-Я «вызвал» уже имеющиеся знание

-Я смог…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Мне понравилось….

-Я могу …»


Заключение. Таким образом, разработанная технологическая карта урока позволит добиться личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по данной теме. Значимость труда создателей системы развивающего обучения состоит на научной основе системы обучения. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи развивающего обучения в массовой школьной практике. В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования - в первую очередь, в Законе Российской Федерации «об образовании, Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,- ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию. Идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования.


© 2010-2022