Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.



Цели урока: - закреплять умение определять тему текста,

основную мысль текста, подбирать заголовок текста;

-развитие аналитического и образного мышления,

умение выделять главное, обобщать, развитие

фантазии, творческих способностей;

- воспитание самостоятельности, умение работать в

паре с другими ребятами.

Оборудование: тексты на доске; тексты и задания для каждого

ученика; смайлики.



Ход урока.

Организационный момент.

- Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и , наконец, сами станете авторами небольших рассказов.

Работа над текстом.

- И так начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. На доске две записи. Прочитайте их. Что вы можете о них сказать?

(первая запись является текстом, вторая - нет)

  1. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.



  1. По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Москва - столица России. Как красив лес зимой!

- Почему вы так считаете? ( в первой записи все предложения связаны между собой по смыслу)

- Правильно. В первой записи все предложения объединены одной темой.

- Какая тема текста? (говорится о красивом убранстве осенних деревьев).

- Правильно. Тема - это то, о чём говорится в тексте. Проведём дальнейшее исследование текста. Определите основную мысль текста.

(основная мысль заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде).

- Озаглавьте данный текст. («Золотая осень», «Деревья осенью», «Красавица берёзка», «Осеннее убранство»).



Закрепление.

- Прежде чем приступить к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания к ним. Работаете в паре.



Задание. Прочитать текст. Определить тему и основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.



В-1. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.



В-2. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.



В-3. Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.



Подбор слов к теме.

- Ребята, вам даны темы, а вы должны подобрать к ним слова.

В-1. Тема «Школа» (урок, перемена, знания, учитель, ученик,….)

В-2. Тема «Магазин» (продавец, покупатели, витрина, продукты, касса…)

В-3. Тема «Театр» ( зал, фойе, сцена, занавес, спектакль, артисты …)

В-4. Тема «Больница» (врач, халат, лекарство, болезнь, палата…)

(Ученики записывают слова по темам самостоятельно, а затем при проверке дополняют друг друга).

Составление текста.

- Ребята, вам дана тема. Составьте красивый текст. ( Слабым учащимся даны опорные слова)

В-1. Тема «Мой любимый урок»

Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно.

В-2. Тема «Книга - мой лучший друг».

Опорные слова: читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую.

В-3. Тема «Красота зимнего леса».

Опорные слова: снежные шапки, серебряный иней, большие сугробы,

ледяной дворец.

В-4. Тема « Как хорошо летом на реке!»

Опорные слова: жаркое лето, река, песок. Купались, загорали, плескались.

Заслушиваем несколько текстов каждого варианта. Ученики называют наиболее удачные тексты. Учитывая соответствие теме и основной мысли, образность языка, точное употребление слов, правильность составления предложений и связь их друг с другом.

Итог урока.

- Что такое тема текста?

- Что выражает основная мысль текста?

-Что должен отражать заголовок текста?

Домашнее задание.

К своим текстам нарисовать иллюстрации.

Рефлексия.

- Выберите смайлик, который изображает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.











© 2010-2022