Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Русский язык

Класс: 4

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Цель: отработка умений определять в предложении однородные члены предложения, составление предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но, и без союзов.

Задачи:

  • Образовательная: ознакомление с особенностями постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

  • Развивающая: развивать познавательные интересы учащихся, мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

  • Воспитательная: воспитывать эстетические качества, интерес к познавательным телевизионным передачам;

  • Оборудование: презентация с заставками телевизионных программ

Ход урока

1. Организационный момент

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

2. Сообщение целей и темы урока

- Ребята, вы любите смотреть телевизор? А какие телевизионные передачи вы смотрите?
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по самым разнообразным телепередачам.
- А кто знает, с какой телепередачи начинается каждый новый день?

«Доброе утро» (музыкальная заставка).

- И так мы начинаем наше путешествие. (Запись числа и классной работы).

3. Минутка чистописания.

- Сегодня на чистописании вы будете писать буквы старославянской азбуки:

Аз Буки Веди Глаголь Добро

3. Словарная работа.

- Ребята, посмотрите, кто это? (Л. Якубович). Какую познавательно- развлекательную передачу он ведет?

- А что делают игроки на «Поле чудес»?

- Сейчас я буду выступать в роли ведущего «Поле чудес», а вы будете разгадывать слова.

(загадки)

1. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма,
Ходят красные дома
По прямым, стальным дорожкам. (Трамвай)

2.Чтобы было где писать
В школе нам нужна… (Тетрадь).

Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно, …(Карандаш.)

В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки - что угодно для души.
(Пенал)

- Составьте предложения с данными словами, используя обобщающее слово.

Автобус, троллейбус, трамвай - городской транспорт.

Карандаш, тетрадь, пенал - школьные принадлежности.

3. Повторение

- А сейчас мы в гостях у передачи «Пока все дома».

- А кто может стать героем этой передачи? (разные известные семьи).

- А что такое семья? (Группа людей, объединенная кровным родством. Родственники).

- Вот и мы отправляемся в гости к старому знакомому - Предложению.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

Автобус, троллейбус, трамвай - городской транспорт.

Карандаш, тетрадь, пенал - школьные принадлежности.

- Какие слова в этих предложениях являются родственниками? По каким признакам?

(Относятся к одной части речи, являются одним членом предложения).

- Как называются такие предложения? (Предложения с однородными членами).

- Ребята, сейчас есть много передач на правовые темы, в которых работники полиции рассказывают как надо вести себя в той или иной ситуации. Помогают искать пропавших людей или предметы.

- А как найти кого-либо или что-либо?

- Что для этого надо знать? (описание человека или предмета).

- Давайте мы, тоже вспомним приметы однородных членов предложений.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же обобщающему слову.
Если стоят однородные члены
Их запятой раздели непременно;
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят. т. е. разделяются запятой.

- Молодцы! Все приметы мы вспомнили и теперь сможем легко узнать предложения с однородными членами.

- Прочитайте с.234 упр.598

- В каких случаях между предложениями стоят запятые?

- И мы продолжаем наше путешествие.

(Звучит заставка к передаче «В мире животных»)

упр.600

Запишите предложения в тетрадь, составьте схемы к предложениям.

Щенок насторожился приподнял свое ухо и поглядел на нас. Дружок завизжал от радости кинулся к нам принялся прыгать и лаять.

- Что сделал щенок?

- Чем являются в предложении однородные члены?

- Назовите сказуемые.

- Составить схемы предложений.

- Продолжая наше путешествие мы оказываемся в передаче «Здоровье». Чтобы быть здоровым нужно делать….зарядку. (Физминутка)

- Отдохнули? Тогда продолжаем путешествие. В этой телепередаче участники получают ордена «шелкового умника», что это за передача? «Умники и умницы».

- Вы тоже сможете получить такой орден, если правильно выполните задание упражнения 599 на стр. 235. (Расставить знаки препинания в предложениях).

Нарезали мы хлеба, намазали вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб жуем. Ребята улыбались, переглядывались друг другу. Старик оживился, захлопал и принялся за работу.

- Объясните постановку знаков.

- Что вы заметили в этих предложениях?

- Перед какими союзами при однородных членах ставиться запятая, а пред какими не ставится?

4. Закрепление

упр.601

Большое богатство наживается не трудами, а грехами. От этого большое богатство - тяжесть, а не радость для хорошего человека. И чугун, и косы, и сошник, и сукно, и бумага, и спички, и свечки, и керосин, и тысячи других вещей являются людскими трудами.

упр.602.

Он нагнулся и увидел небольшого щенка. Щенок бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худым телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее в пазуху и пустился большими шагами домой.

№604

Собачка еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и пригнул ее мордочку к молоку.

№605

Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, избы. Он бросил весла, приник головой к Муму..

№606

Это был известный собиратель песен, легенд, преданий, сказок.

Она вздрогнула, откинулась, замерла, потом резко вскочила.

№607

Близок локоть, да не укусишь. В гостях хорошо, а дома лучше. Никто не забыт и ничто не забыто. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

- У нас осталось две небольшие остановки.

- В начале урока мы говорили о передаче, с которой начинается день, а какой информационной передачей заканчивается телевещание? (Итоговым выпуском новостей).

- Давайте и мы подведем итоги нашего урока.

- Что нового вы узнали о предложениях с однородными членами? (могут быть подлежащими и сказуемыми, а так же второстепенными членами предложения. Однородные члены пишутся через запятую, если нет союза и, а перед союзами, а, но, да запятая ставится.)

- Молодцы! Скажите мне знаете ли вы телевизионный проект, участникам которого выставляют баллы за выступление? (Ледниковый период). А какая там наивысшая оценка? (6.0).

За работу на уроке вы сегодня тоже получили баллы. Наивысший школьный балл - 5 получает…., немного потрудиться надо…., они получают - 4.

д/з с.237 №608,609

© 2010-2022