Программа Философия для детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейПрограмма Философия для детейМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТУРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

















ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

КЛАССНЫЙ ЧАС










Грошева Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ «НТГ»

I категория












Нижнетуринский городской округ

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение 3


  1. Теоретическая часть

II. I. Философия для детей: её целесообразность,

практичность и перспективность 5

II. II. Программа «Философия для детей»

профессора М. Липмана 9 II.III. Учебная программа «Философия для детей» С.А. Иванова 12

  1. Практическая часть.
Классный час «Чем я богат?» 15
  1. Заключение 22


  1. Список литературы 23



  1. Приложения 24




























ВВЕДЕНИЕ


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, и подрастающее поколение обвиняют в бездушности, безверии, агрессивности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка.

Тема "Философия в школьном образовании", тем более, "Философия в начальной школе" - новая для российской мысли. Она достаточно новая и для западных стран: возникнув на фоне происходящей в последнее десятилетие смены старой, информационной модели образования на новую - рефлексивную, делающую акцент на развитие мышления, - эта тема стала предметом широкого обсуждения в связи с усилиями философов - теоретическими и экспериментальными - доказать преимущества их профессионального инструментария для развития у детей навыков критического и творческого мышления и грамотного рассуждения. С целью реализации задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, на классных часах я решила апробировать занятия курса "Философия для детей". Цели занятий: - формирование основ мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и идее "благоговения перед жизнью в любом её проявлении" (А. Швейцер) [10]; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе. Задачи занятий "Философия для детей": - развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты и явления окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - развитие у учащихся основ экологической культуры; - освоение учащимися основ этики, регулирующей отношения в социоприродной среде; - интеграция школьников в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей; - развитие у учащихся основ самооценки. Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся - закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия. Предметом исследования - духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов. Необходимыми условиями реализации цели и задач являются: учебное пособие Андрианова М.А. "Философия для детей в сказках и рассказах", наглядные материалы, использование ИКТ, дополнительные тексты по темам. Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера из книги "Философия для детей" помогает вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви. Одно из важнейших условий вовлечение учащихся в беседу на философские темы, активное, осмысленное участие детей в философском разговоре. От мастерства учителя зависит умение вывести учащихся на беседу. Для меня было важным, чтобы ребёнок почувствовал значимость разговора, увидел свою роль, своё место в решении проблемы по теме. Методы и формы проведения классных часов "Философия для детей" носят интерактивный, исследовательский, творческий характер. Очень часто дети работали в группах, пытались найти выход из жизненной ситуации. В групповой работе обучающиеся сами формулировали правила нравственного поведения, учились рассуждать на философские темы: о счастье, о красоте души, о милосердии и сострадании и др. Например, на занятии по теме: "Личность. Уважение и вежливость" дети пытались найти выход из трудного положения на планете, в которой жители не уважали друг друга. Дети через обсуждения в группах вывели правила вежливости для жителей планеты. На занятии по теме "Красота. Красота внешняя и внутренняя" учащиеся обсуждали, какие душевные качества подходят красивому человеку и вписывали их в лепестки ромашки. В конце занятия дети обобщили все предложенные человеческие качества и дали определение красивого человека. На классных часах обучающиеся высказывали свои мнения о поступках литературных персонажей, размышляли, как бы они поступили в этой ситуации. В конце занятия дети делали выводы, сообщали, что полезного они взяли для себя. Ученики получали домой творческие задания: нарисовать рисунок по теме написать сочинение-эссе, сочинить пословицы или стихи. Например, по теме: "Совесть" дети получили домашнее задание изобразить совесть такой, какой они её себе представляют. Кто-то изобразил совесть в виде прекрасной дамы, кто-то в виде мальчика. По теме "Чем я богат?" учащиеся писали рассказ - рассуждение. Вот примеры из детских работ: «У меня в классе очень много друзей. Когда мне грустно, мои подруги всегда придут на помощь. Мы друг другу помогаем и всегда выручаем. Мои подруги - это самое лучшее моё богатство»; «Люди думают, что богатство - это деньги. А это неправда. Человек должен быть богат сердцем. Например, ты идёшь по улице, а там хулиганы щенка мучают. Я бы его у них забрала и оставила себе, пока не найду хорошего хозяина». Каждое занятие из курса "Философия для детей" не оставляет детей равнодушными, заставляет думать, размышлять о себе, об окружающем мире. Занятия по философии открыли для меня как педагога в некоторых детях новые личностные качества. Для успешной реализации курса "Философия для детей" использую в своей педагогической деятельности технологию сотрудничества. На внутренний мир ребёнка оказывают влияние педагог, родители, окружающая среда. Данная педагогическая деятельность приносит положительные плоды. Анализ анкет "Опрос о свободном от уроков времени" показал, что мои ученики менее подвержены влиянию компьютерных игр, телевидения, на 24 % меньше учащихся стали смотреть телевизор более 3 часов.















ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Философия для детей: её целесообразность, практичность и перспективность

Задумаемся над мыслью: «Современный мир переживает огромную историческую катастрофу, - настолько ужасную, настолько кровавую, настолько чреватую самыми неожиданными перспективами, что перед ней немеет мысль и кружится голова… В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства… не только гибнут и восстают народы, - происходит и нечто другое… Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания… А главное непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру: из-за ее устоев вдруг выглянуло на нас такое страшное звериное лицо, что мы невольно отвернулись от него с недоумением. И поднимается неотступный вопрос: да что же такое, в самом деле, эта культура? Какая ее материальная, даже просто жизненная ценность?»[9]. Эта яркая и глубокая мысль представляется настолько созвучной нашему непростому времени, что невольно удивляешься, когда узнаешь, что написана она русским философом Л.М. Лопатиным в конце 1915 года, т.е. почти 100 лет назад. XX столетие, отмеченное динамичностью своих событий, можно охарактеризовать следующим образом: торжество науки и человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь и потрясений, парадоксов. Современное общество, стараясь формировать высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, одномерность сознания и поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни. Смена научных парадигм повлекла за собой новые элементы, создание и утверждение новых тенденций, смену мировоззрения, появления трендов.[12] Проживая XX век, век бурь и потрясений, человечество пришло к ломке стереотипов, кризису сознания, неопределенности смысла жизни, кризису различных социальных институтов, среди которых важное место занимают семья и образование. В данный момент весь мир, в том числе и Россия, переживает, можно сказать, очередной период кризиса сознания, кардинальной переоценки ценностей, переосмысления жизненных позиций, что, несомненно, отражается на мире и обществе во всей его совокупности. Особенно тревожно, что в таких условиях в первую очередь наносится удар по семье - главенствующему социальному институту и важнейшей общественной ценности. «Семья - кристалл общества», - писал В. Гюго. Скорее всего, классик мировой литературы понимал под этим то, что именно в семье и, соответственно, на детях, на их воспитании многогранно отражаются все достоинства и недостатки общества. Во все времена семья была и остаётся мерилом развития общества в целом. Именно в ней человек с самого рождения находит (должен находить!) поддержку и понимание, любовь и заботу, доброту и ласку. Совершенно прав известный отечественный педагог советского периода В.А. Сухомлинский, утверждавший, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро». Все мы часто и справедливо говорим, что «дети - наше будущее», «дети - наше все»… Как много смысла заложено в этих простых словах! И в первую очередь понимание того (порой не всегда очевидного факта), что каждое следующее поколение лучше предыдущего. В противном случае, мы расписываемся в непонимании вообще смысла исторического прогресса, в основе которого лежит (во всяком случае, должен лежать!) нравственный прогресс. Иначе это и не прогресс вовсе. Как говорил Андрей Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек!». А основы нравственности, по нашему глубокому убеждению, лежат в семье. Не случайно, в Конституции Российской Федерации в статье 38, четко зафиксировано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[4]. Из этой формулировки со всей очевидностью следует, что семья и воспитание детей - это отнюдь не личное дело каждого, если они охраняются государством; это - гражданская и социальная обязанность и ответственность человека перед обществом и государством. Прежде чем рассмотреть социально-культурную значимость уникальной программы «Философия для детей», которая в последнее время находит все больше сторонников, обратим внимание и на философскую концепцию «философия детства». В центре этой концепции, как общее положение детского населения мира, так и историческое, традиционное и культурное видение ребенка. В сфере внимания философии детства также проблемы прав ребенка, его развития, психологии, образование и философия разума. Как известно, еще в 1959 году ООН была опубликована первая Декларация прав ребенка, призывавшая к нормальному питанию, бесплатному образованию и медицинскому обслуживанию, а также к их защите от эксплуатации и дискриминации.[2; 1093-1094] Очевидно, что все это совершенно необходимо для нормального развития детей, но этого далеко не вполне достаточно для формирования у них оптимистического мировоззрения, умения видеть мир во всей его сложности, противоречивости, для понимания своей личностной уникальности и тесной взаимосвязанности и взаимозависимости с миром природным, социальным, гражданским. Существенную помощь в этом как раз и призвана оказать программа «Философия для детей». Обычно в мире взрослых считается, что философствование это привилегия достаточно взрослого человека со зрелым, вполне сформированным сознанием. В определенной степени это, конечно, верно. Но давайте вспомним мудрое высказывание древнегреческого мыслителя Эпикура, который в «Письме к Менекею» подчеркивал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души… Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому - для того, чтобы, старея, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму - для того, чтобы быть одновременно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим».[3; 768] Проще говоря, Эпикур говорит здесь о том, что никто не бывает слишком молод и слишком стар для занятия философией. Программа «Философия для детей» впервые была разработана в Государственном Университете штата Монтклер (США) во второй половине ХХ века под руководством Мэтью Липмана - известного философа и теоретика образования. С тех пор она получила широкое распространение во многих странах мира, поскольку её цель - развитие критического и творческого мышления. В результате появился журнал «Мышление» (Thinking), в котором можно найти статьи философов и педагогов, посвящённые проблемам детской философии.[15] Программа «философия для детей» основана на предположении, что дети активно развивают собственные способности к рассуждению и углубляют свое понимание реальности. Задача учителя (наставника) в том, чтобы подвести детей к рефлексивному размышлению о собственных способах мышления и дать полезные для мышления навыки. Это должно улучшить у детей технику размышления и развить их способности к освоению ранее недоступных сфер мысли. Отправным пунктом модели М. Липмана является рассказ, который содержит в себе философские зацепки.[2; 1095] «Философия для детей» - расширяющаяся, трансформирующаяся педагогика и практика: сеть школ и дошкольных учреждений, научные центры, сообщество исследователей, ученых и педагогов. Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, подтвердили достаточно высокую эффективность этой программы. В качестве средства трансляции малышам вечных, высоких ценностей русско-российской и мировой культуры выступают знаменитые сократические диалоги. Идея о сократическом диалоге как деятельностном способе развития детей была высказана ещё К.Д. Ушинским, развита американским учёным М. Липманом, нашла своё педагогическое воплощение в трудах А.А. Перовского, В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.[13] Программа «Философия для детей» - системный, научно обоснованный, методически обеспеченный вариант ответа на ключевой для всего российского общества вопрос: «Как воспитывать ребенка в современном мире?», «Как найти, подобрать ключ к сердцу и уму подрастающего поколения?».[15] В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для детей» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся: - формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения; - создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества; - выработка способности слушать и слышать других, достигать взаимопонимания с партнерами по общению; - развитие речи и коммуникативных навыков; - освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире; - помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет).[14] Занятия по программе «Философия для детей» осуществляются в форме особых мировоззренческих, философских диалогов. Историческим прототипом полноценных философско-мировоззренческих диалогов служат диалоги Сократа и Платона (сократические диалоги). Исходным материалом для организации учебных сократических диалогов являются уже имеющиеся у детей (спонтанные) мировоззренческие представления (представления, образы, смыслы, связанные в сознании учащихся с такими абстрактными словами языка, как «добро», «красота», «счастье» и т.д.). Развиваясь в диалоге, спонтанные мировоззренческие представления становятся культурными, и в этом качестве опосредствуют, регулируют поведение детей. «Философия для детей» - органичный сплав традиции и новаций. Великие философы, педагоги, писатели прошлого - Сократ и Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.А.Перовский и В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский видели в беседах о справедливости, правде, счастье, долге, высоком предназначении человека, «чудесном устройстве мира», путь к созиданию души своих воспитанников. Теоретической базой для проектирования программы «Философия для детей» стали идеи и концепции замечательных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Программа «Философия для детей» имеет полный набор необходимых для целостной педагогической технологии компонентов: стимульные тексты для учащихся, методические руководства для учителей, пакеты диагностических методик, систем подготовки педагогических кадров. «Философия для детей» («Воспитательный диалог») - первая в современной России образовательная программа, направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления. Одна из сторонниц и пропагандистов этой программы Л.Т. Ретюнских с 1993 года руководит семейным клубом «Школа Сократа», действующим в Центральном Доме Работников Искусств России (г. Москва). В этом клубе собираются люди от 8 до 80 лет для того, чтобы вместе пофилософствовать. С целью объединения и консолидации усилий философов и педагогов в направлении формирования оптимальных механизмов диалога РЕБЕНОК - ВЗРОСЛЫЙ была создана Межрегиональная Детская Общественная Организация «Философия - Детям» (МДОО «ФиД»), зарегистрированная в Минюсте 21 мая 2004 года. Эта организация была создана на Учредительной Конференции, состоявшейся 29 ноября 2003 года в ЦДРИ. В ней приняли участие 93 человека из Москвы, Курска, Ростова-на-Дону, Липецка, представляющие разные организации и учреждения. По словам Л.Т. Ретюнских, целью деятельности этой общественной организации является объединение и оптимизация усилий педагогов, психологов, философов и всех заинтересованных лиц по развитию в России и СНГ «Философии для детей», существующей во многих странах мира в качестве особой отрасли научно-педагогической деятельности.[8; 82-83] В наши дни, у многих взрослых, в основном, преобладает право выбора метода исследования, дословно «инструментов» в соответствии с поставленными задачами, в связи с этим не нужно ориентироваться на устоявшиеся стереотипы. Важно отметить, что преобладающее прагматическое мышление учителя к осваиваемым знаниям распространяется на всё более младшие группы школьников и разобраться в том, в чём состоит природа детского философствования и как преподавать философию детям, представляется весьма и весьма важным.[11] Умение размышлять, по Сократу, не является уделом избранных, эта способность возможна и, следует учиться овладевать своим умом и духом. Философия предлагает идеи для размышления - идеи, которые нельзя обсудить раз и навсегда, поскольку они веками остаются предметом споров. Поэтому, именно философия, согласно М.В. Чебаковой, способна открыть ребёнку двери в мир, помочь лучше ориентироваться в нём.[15] Для реализации цели программы предполагается превращение обычного класса в «сообщество исследователей», типичный алгоритм деятельности которого сводится к следующему. Начальная стадия заключается в прочтении текста (следует пояснить, что существует сборник рассказов с комментариями для учителя, написанный М.Липманом), затем дети задают свои вопросы, которые учитель фиксирует, после этого выбирается проблема для обсуждения на уроке, далее следуют непосредственное обсуждение проблемы, формулирование выводов и их обсуждение, обнаружение нового незнания и постановка новых проблем. Таким образом, философия учит самостоятельно мыслить и аргументировано излагать свои мысли. Нельзя не согласиться с мнением М.В. Чебаковой, что философия - это не просто ещё один дополнительный предмет в курсе школьных дисциплин. Философия должна быть основой всего образования и развития. Философия настолько загадочна и интересна, что может увлечь нелёгким трудом познания мира, определения своего места в этом мире, а также способна вызвать потребность в поиске истины. В её силах изменить мышление, сделать его ищущим, свободным от штампов и догм. В связи с этим, особый интерес вызывает статья «Мудрость и разум в философии для детей», автором которой является Клив Линдоп. Он известен как преподаватель философского факультета Декинского университета (Deakin University), а также как редактор австралийского журнала Философии для Детей - «Критическое и творческое мышление».[16] В своей статье К. Линдоп отделяет знание от мудрости. Приводя в пример слова Гераклита о том, что многознание уму не научает, автор утверждает родственный характер понятий мудрость и разум, но в то же время первое наделяет гораздо большей значимостью. Если знание - это результат собирания информации, то мудрость, по мнению автора статьи, можно увидеть в «интересе к развивающемуся знанию», как к пониманию различных жизненных ситуаций. Мудрость, в отличие от знания, выраженного в «декларативной уверенности», должна способствовать сравнению мнений, постановке вопросов, видению целостной картины мира.[11] В.А. Сухомлинскому принадлежит формула, согласно которой «воспитание - не выдергивание сорняков, это выращивание полезных растений, чтобы сорнякам негде было расти». Представляется, что программа «Философия для детей» как раз и направлена на «выращивание полезных растений». Именно в этом ее практичность и перспективность.





  1. Программа «Философия для детей» профессора М. Липмана
Каковы же основные положения программы "Философия для детей", разработанной под руководством профессора М. Липмана? Это, во-первых, положение о том, что одной из главных образовательных целей является формирование у ребенка способности к логически корректным рассуждениям и умозаключениям, позволяющим ему осуществлять рефлексивное и самокорректирующее поведение, строить и организовывать на различных основаниях и критериях как свою собственную, так и совместную деятельность. Во-вторых, философия рассматривается авторами этого подхода как действенный инструмент мышления, обеспечивающий функционирование деятельности и поведения ребенка на качественно ином (логическом, культурном, разумном) уровне. В-третьих, для своего использования в таком (вышеуказанном) качестве философия должна изучаться учащимися на просто как еще один традиционно построенный (информационный) учебный предмет, а на основе специально спроектированной педагогической технологи (далее педагогическая технология "Философия для детей"). К основным особенностям такой педагогической технологи можно отнести следующие положения: 1. Исходная гипотеза проф. М. Липмана заключается в фиксации: достаточно тривиального факта: спонтанное развитие логического мышления ребенка, происходящее по мере усвоения им родного языка и его взросления, не является достаточным для его успешной обучения в школе, с одной стороны, и для формирования способности к логически корректным рассуждениям и умозаключениям, с другой стороны. Другими словами, логическое мышление ребенка должно стаи предметом специального формирования, специальной учебной работы в рамках отдельного курса. 2. Заниматься формированием логического мышления учащегося в ВУЗе или в старших классах средней школы оказывается весьма неэффективным, т.к. возраст наиболее сензитивный к философским проблемам и вопросам, по мнению авторов курса, - это возраст учащихся младшего школьного возраста (6-10 лет). Именно в этом возрасте дети еще не потеряли той способности к удивлению перед вещами, миром и человеком, которая роднит их с профессиональными философами, испытывающими также интерес к метафизическим вопросам бытия. 3. Формирование способности к логически корректному рассуждению и умозаключениям невозможно при изучении философии как обычного учебного предмета и даже при его изучении как предмета специального исследования. Логическое развитие ребенка является следствием его размышления о мире и о самом процессе мышления, которое специальным образом организуется учителем. Это, в свою очередь, приводит нас к пониманию того, что дети должны не столько изучать философию в школе, сколько осваивать специальную деятельность "философствования" как базовую и генетически исходную для данного предмета. 4. Предметом освоения, таким образом, выступают не отдельные умственные действия и операции, а целостный процесс мышления, связанный с такими основными характеристиками, как: - само-коррекция, - сензитивность к контексту, - критериалъность, - способность к умозаключениям. Деятельностное содержание такого предмета и курса является , следовательно, двуплановым и связано не только с «оспособлением» ребенка к размышлению о мире и вещах (когнитивная компонента), но и, одновременно, к мышлению о самом процессе собственно мышления (мета-когнитивная компонента), включающем учет используемых методов и процедур мышления, различных точек зрения, исходных посылок и предположений и т.д. Сочетание этих компонентов позволяет говорить о формировании у ребенка в ходе обучения подлинно рефлексивного и самокорректирующегося типа мышления и деятельности. 5. Развитие мышления учащихся, их способности к рассуждению возможно только в том случае, когда философское содержание представлено не в форме научного текста или готовой логической конструкции, а в форме доступной для ребенка (речь идет о младшем школьном возрасте) и интересной ему. Дети этого возраста с большим увлечением готовы обсуждать огромное количество проблем и вопросов, интересующих их личностно и вместе с тем имеющих глубокое философское содержание ("Что такое хорошо? Куда исчезает сегодня? Как думает машина? Что такое имя?"). Интеграция этих вопросов в программу, ее базирование на них, а не отмахивание от подобных вопросов детей (как чаще всего поступают родители, уставая от этих бесконечных детских вопросов) позволяет сделать изучение "Философии для детей" уникальным по степени мотивации учащихся учебным предметом, тем уроком в учебном расписание, где дети (едва ли не впервые) могут обсуждать интересующие их, а не учителя, вопросы. Суммируя сказанное, можно отметить, что данное положение программы связано с проектированием учебного содержания и форм работы с ним, исходя из потребностей и интересов детей, а не только из собственно философского содержания. 6. Основной формой обучения в программе "Философия для детей" является обсуждение учащимися и учителем вопросов и проблем интересных для них и имеющих философское содержание. Выбор этой формы учебной работы не является случайным, а предопределен, с одной стороны, тем, что философия как область человеческого знания и культуры зародилась именно в форме бесед философов, в форме диалога. Поэтому его реконструкция на уроке "Философия для детей" является вполне закономерной. С другой стороны, следуя сформулированному принципу постижения философских проблем и открытий не через чтение о них (или иные формы пассивного усвоения информации), а в форме попыток активного решения этих проблем, авторы курса предлагают диалог как важный инструмент коллективного нахождения ответа на тот или иной сложный философский вопрос. Организация учителем на уроке философии не разговора или бессвязной болтовни учащихся, а именно философского диалога (вернее полиолога) с формирующимся умением четко высказывать свои мысли, слушать других участников, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов, поиском противоречий и т.д. позволяет реально, а не декларативно формировать у ребенка младшего школьного возраста способность рассуждать, относиться рефлексивно к своему способу размышления и корректировать его. "Сократическая беседа" учителя и ученика как генетически исходная форма философствования заменяет, таким образом, в программе привычные объяснение учителя и ответ учащихся. Но что, на наш взгляд, гораздо более важно - именно полилог детей в классе является тем механизмом индивидуального развития каждого его участника, который, собственно, и обеспечивает достижение декларируемых целей развития. Индивидуальное мышление ребенка оказывается в значительной степени продуктом и результатом интериоризации процессов мышления, распределенных и функционирующих в группе детей во время их коллективной дискуссии. Осуществляемая при этом коррекция методов и процедур мышления партнера по диалогу (или полиологу) приводит к совершенствованию метода размышления всей группы учащихся и, интериоризируясь, совершенствует индивидуальное мышление отдельного ребенка. Развитие одного ребенка происходит в программе в ситуациях диалога по значимым для труппы вопросам. 7. Создание коммуникативно-ориентированной учебной среды на уроках "Философии для детей" неизбежно приводит к двум важным следствиям: 1) Трансформация данного разговора или совокупности монологов детей (на начальном этапе обучения) в философский диалог предполагает помимо названных выше характеристик еще и следование различным типам рассуждения (всегда имеющимся в реальной дискуссии), нахождение допущений и скрытых исходных посылок в высказываниях учеников, возможность свободного рассуждения, исходя из заданных предпосылок, определение критериев корректности того или иного выражения и т.д. Большая часть названных параметров отличия диалога от разговора лежит в области логики, освоение которой дисциплинирует и образует диалог. Другими словами, логика осваивается учащимися в ходе дискуссии и используется как инструмент ее совершенствования. Логические правила открываются в качестве критериев, позволяющих прийти к тем или иным умозаключениям и выводам. Именно в процессе освоения логических правил и принципов, открываемых учащимися в диалогах, они получают те инструменты исследования, методы и принципы рассуждения, тот опыт анализа понятий, который и позволят говорить о развитии их мышления. 2) Вместе с тем и параллельно существенные трансформации претерпевает не только индивидуальное мышление ребенка, но и сама группа детей. По мере того как учащиеся переходят от разговора и монолога к философским диалогам и дискуссиям, структурируемым соответствующими правилами и способами размышления и логическими принципами, сама группа учащихся (класс) постепенно превращается в то, что авторы программы называют "сообществом исследования". "Сообщество исследования", будучи сформированным в классе, характеризуется: - приверженностью учащихся к исследованию философских проблем, - коллективным рассуждением с использованием логических правил и процедур, - интериоризацией различных способов рассуждения и размышления, - рефлексивным типом мышления участников сообщества. К необходимым же условиям существования такого сообщества можно отнести: - готовность детей обсуждать те или иные философские вопросы; - взаимное уважение к участникам дискуссии; - отсутствие индоктринёрства, навязывания своих взглядов и способов рассуждения; - множество мнений. 8.Откуда же берутся те философские вопросы, которые преподаются учащимся на уроке? При том, что некоторая часть таких вопросов может возникать достаточно стихийно, главным источником обсуждаемых проблем являются специально написанные философские тексты для детей. Отказ авторов программы от классического учебника по философии или хрестоматии из соответствующих первоисточников связан не столько с возражениями против текста как такового, сколько с необходимостью снятия терминологического барьера, делающего вход в философию недоступным не только для учащихся младшего школьного возраста, но и для значительного числа взрослых. Существенным отличием каждого такого текста от литературы является как наличие философского измерения во всех названных ранее элементах текста, так и деятельность самих персонажей по обсуждению и осмыслению этого философского измерения. Другими словами, текст в программе "Философия для детей" оказывается в высшей степени многофункциональным: он, с одной стороны, является источником обсуждений, а, с другой стороны, является моделью такого обсуждения. Моделью организации реального сообщества исследований в классе является сообщество исследования персонажей в тексте. Текст, как и сама философия, не дает готовых и однозначных ответов на философские вопросы, насчитывающих тысячелетние обсуждения и споры вокруг них. Они лишь систематизируют мышление учащихся, ставя перед ними определенные вопросы и показывая модели размышления о них. Другими словами, тексты в программе можно назвать не только философскими, но и в полной мере диалогическими. Последовательность же текстов всей программы конституирует целостность освоения всего философского содержания и вектор его развёртывания от формирования логического инструментария мышления до его использования при обсуждении и исследовании проблем этики, эстетики и социальных явлений. 9. Роль учителя на уроках "Философия для детей" необычна и достаточна сложна. Он не является в отличие от уроков по другим предметам ни экспертом в области философии, ни судьей высказываний учеников, ни одним из учеников. Он является прежде всего организатором философских дискуссий, ориентированным не на передачу некоторой суммы знаний из области философии, а стимулятором и катализатором коллективного обсуждения и размышления о философских проблемах. Он не может быть судьей, т.к. в отличие от уроков математики (по любой системе) у него нет и не может быть конечных ответов в силу специфики самих обсуждаемых проблем, не имеющих однозначных и конечных ответов. Его главная обязанность заключается в том, чтобы таким образом организовать обсуждение интересующих детей вопросов, чтобы ими были открыты определенные правила рассуждения и найдены некоторые подходы к их решению. Из сказанного следует, что традиционные формы подготовки учителя, оказываются неадекватными его роли в данной программе, что приводит к необходимости его специальной подготовки не только и не столько в области философии, психологии и педагогике, но главным образом, в плане тех форм его работы, которые имеют место на реальном уроке, что позволяет ему в дальнейшем осуществлять перевод философских понятий на уровень представлений, доступных детям и наоборот.
  1. Учебная программа «Философия для детей» С.А. Иванова

Известно, что мировоззрение ребёнка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, когда учащиеся начинают получать определённые знания об окружающем их мире и о себе как части этого мира. Практика показывает, что вопросы познания сущего, определения места человека в мире и его нравственного отношения к природе и людям могут быть доступны пропедевтически ребенку младшего школьного возраста. У этих детей наглядно-действенное мышление. Существенные и несущественные признаки в наблюдаемых объектах ими не выделяются; первенствует то, что подействовало на чувства, вызвало эмоциональный отклик. Фантазия на этой стадии развития мышления готова к бурному развитию, лишь бы был для этого необходимый материал. Несомненным достоинством детского мышления является отсутствие штампов, чужих образов, чужих оценочных суждений. Ребенок может самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, в совместно - разделенной мыследеятельности продвигаться к освоению идей связи человека с окружающим миром, постижения себя как неотъемлемой части Природы, Космоса и Человечества. На достижение вышеперечисленных целей направлен курс «Философия для детей» для учащихся 3 класса. Он включает в себя интегрированные знания о человеке, его качествах, внутреннем мире, а также об окружающем мире в целом. Методологической основой программы служат идеи психофизического единства человека и Природы (включая Космос), взаимодействия человека и окружающего его мира на основе общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Толерантности и др. Эти идеи были обозначены и развиты отечественными мыслителями - В.И. Вернадским, Н.Г.Холодным, А.Л. Чижевским, К.Э. Циолковским, Н.А.Бердяевым, В.С. Соловьёвым, Н.Н. Моисеевым и др. Основная идея, развитая ими и ценная для педагогического целеполагания - идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктуют ему разум и нравственные чувства. Кроме того, эти мыслители обозначили увеличивающийся разрыв между человеком и природой, показали необходимость новой моральной, этической основы их взаимодействия. Эти мыслители рассматривали само явление жизни на Земле как продукт деятельности всего Космоса, подчеркивали взаимосвязь биологических и психологических сфер жизни. Они выступали за возвращение человеку его духовной глубины как одного из важнейших измерений личности, развитию которого уделяется недостаточно времени в практике современного школьного образования. Программа курса «Философия для детей» нацелена на формирование у ребёнка трёх аспектов мировоззрения - онтологического (представлений об окружающем мире), аксиологического (представлений о нравственных ценностях) и рефлексивного (представлений о себе, своём месте и роли в окружающем мире). В процессе реализации программы курса «Философия для детей» целесообразно выделить несколько важнейших дидактических принципов. Принцип развивающего обучения - развитие качеств мыследеятельности ребёнка, в частности, умений предсказывать, оценивать, обобщать, систематизировать, классифицировать, создавать новое (т.е. творчество). Очевидно, что развитие этих качеств должно происходить с учётом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста (у которых пока наглядно-действенное мышление) и в зоне ближайшего развития (в сотрудничестве с педагогом). Принцип природосообразности - означает соответствие изучаемого материала, методов и форм обучения возрастным особенностям психики ребёнка. Программа курса «Философия для детей» построена с учётом динамики логических и творческих способностей подростка, возрастанием объёма оперируемой им информации и приобретением более высокой культуры учебного труда. Принцип природосообразности выражается в субъективном восприятии школьником окружающего мира и в возможности иметь и развивать собственный взгляд на окружающий мир и место человека в нём. Реализация этого принципа предполагает опору на витагенный (жизненный) опыт школьника. Принцип экологизации знаний предполагает введение в учебный курс знаний о взаимосвязях в окружающем мире (физических, информационных, психических), изучение норм экологической (ноосферной этики). Принцип творческой деятельности выражается в сотворчестве ученика и учителя, т.е. в использовании в образовательном процессе таких методов и технологий, которые позволяют строить этот процесс нелинейно, творчески, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога. Принцип плюрализма заключается в многообразии различных мнений по исследуемой проблеме. Это содействует развитию толерантного сознания у учащихся, позволяет обосновывыть свою точку зрения. Принцип культуросообразности - важнейший и актуальный принцип для современного образования, заключающийся в необходимости построения содержания образования на основе отечественной и мировой культуры. Как отмечал в связи с этим Д.С. Лихачёв, без знания своей культуры, с утратой своих истоков, корней, любой народ обречён на духовную деградацию и вымирание. Принцип интеграции знаний предполагает интеграцию самых разных областей знания (философских, этических, научных, культурологических, религиозных) в образовательном процессе, что является важнейшим фактором развития целостного мировоззрения личности. Принцип витагенного образования - развитие целостного миропонимания, установление ассоциативных, логических связей между отдельными компонентами окружающего мира в сознании ребенка, возможно только на основе объяснения и осмысления им своего жизненного опыта. Цели курса «Философия для детей»:
  • формирование основ мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и идее «благоговения перед жизнью в любом её проявлении» (А. Швейцер);
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
Задачи курса «Философия для детей»:
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты и явления окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • развитие у учащихся основ экологической культуры;
  • освоение учащимися основ этики, регулирующей отношения в социоприродной среде;
  • интеграция школьников в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей;
  • развитие у учащихся основ самооценки.
Методы и формы проведения уроков по программе курса «Философия для детей» должны носить интерактивный, исследовательский, творческий характер, поскольку философские знания невозможно просто механически усвоить, запомнить, их необходимо обосновать и «прожить».









































ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Классный час «Чем я богат?»

Урок: классный час

Тема: «Чем я богат?»

Класс: 2 «В»

Цели:

сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими;

найти ответ на вопрос: что ценнее - богатство материальное или богатство человеческого сердца?

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;

  • помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

  • развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование: ИКТ; презентация; шкатулка; игрушка «Сердечко»; бусинки (жемчужины); игровое задание «Разбитое сердце»; маленькие солнышки; клип «Дорогою добра»; запечатанный конверт, с записанным на листочке домашним заданием

Ход классного часа:

Структура

урока

Содержание урока

Приложение

Орг. момент

Тренинг

Вывод


Объявление темы урока

Создание проблемной ситуации


Работа над сказкой «Сокровища пирата»

(М. А. Андрианова)

















Обсуждение сказки


Мозговой штурм

Понятие. Сокровища человеческого сердца

Учитель открывает записи на табличках

Физминутка

Игровое задание «Разбитое сердце»


Обобщение




Рефлексия





Подведение итогов


Домашнее задание (по желанию)

Выступления учащихся



Просмотр музыкального клипа

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

- Продолжите фразу: «Мне не нравится, когда….»

От вас самих будет зависеть, как будут складываться отношения с людьми. Как вы хотите, чтобы относились к вам, так и вы должны относиться к другим.

Доброе слово может сделать многое: поддержать человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки наши радовали других, нам надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.

Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям, о том, чем богат человек.

- Посмотрите, какая замечательная шкатулка появилась появились у нас сегодня в классе.

- На что они похожа?

- Вспомните, что обычно складывают люди в сундуки, в сундучки в сказках, да и в жизни тоже?

- Посмотрите, в этом сундучке тоже лежат драгоценности.

- Вам нравится? Красиво?

- Что такое богатство?

- А для чего люди копят, собирают эти богатства?

- А как вы думаете, что же находится в моей шкатулке?

- А вот что в ней, давайте подумаем вместе.

Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.


Сказка «Сокровища пирата» (М.А.Андрианов) Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой- кроликом. - Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в неё детей? Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся в её сердце. Она, наверное, все ещё считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират всё время искал сокровища, а потом нашёл сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират ещё всё время песенку напевал: « Ого-го, эге-гей, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои…» Не успел Артём допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то голос: - Правильно, правильно думаешь. Артём, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из чёрного двигающегося дыма. Артём хотел было закричать, но от страха потерял голос и не мог произнести, ни единого слова. - Не бойся, Артём, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце…. ….. - Ещё какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? - спросила тень. - Я хочу радость вернуть, а игрушек мне уже что-то не хочется. - Хорошо, - сказала тень. - Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен? Подумал Артём, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно. Согласился Артём и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью. Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому, что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и скоро исчезла со стены. Увидел Артём под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и всё на свете. Но самое страшное было то, что Артём разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестрёнку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остаётся, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артём ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться с друзьями по двору. С каждым днём жизнь среди людей становилась всё хуже и хуже. Какая уж там радость, когда всё вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется! - Опять меня тень обманула, - подумал Артём. - И зачем я с ней меняться стал, лучше бы в радости жил. Произнёс он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила: - Ну как, Артёмушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, ещё поменяемся? - Но Артём со злостью ответил: - А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас. - Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности ещё и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла. Стал Артём плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артём и придумывал своё заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец, новое заклинание было готово, и Артём громко произнёс его. Очень повезло Артёму, потому, что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и всё купленное на них сразу исчезли. Больше никогда в жизни Артём не пел песенку пирата из мультика, потому, что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.

- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами?

- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом? - Какие качества он приобрел вместе с сокровищами? - Можем ли эти качества назвать богатством?

- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта) - А как же их хранить? Разве можно их спрятать в сундук или шкатулку? - Что же может находиться в моей шкатулке?
- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли? (Наверное, нет)


Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке я возьму жемчужины. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. Я беру одну жемчужину и кладу её в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?

Дети берут половинки. По команде пары должны найти свои половинки и сесть за парты каждый своей парой) - Какое чувство испытывали вы, когда я назвала игру? (Печаль, грусть) - А когда соединили свои сердечки? (Радость, счастье) - Когда вы нашли свои половинки, вы радовались, улыбались, значит, в вашем сердце живет радость - и это замечательно!
Итак, перед вами сундучок, в котором бусы, колечки и другие украшения, а так же деньги. Это богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно ещё сделать с этим богатством? -А в шкатулке - радость, доброта, честность, любовь - всё то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может, это и не богатство вовсе? - Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из сундука или из шкатулки?

Богатство - это и то, что помогает самому человеку, его близким, окружающим что - то решить, что - то преодолеть, с чем - то справиться, кому - то помочь.






А сейчас мне хотелось бы узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы давно мечтали?

А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок или когда вы помогаете, утешаете, успокаиваете кого-нибудь?

Когда вы что-то дарите, вы отдаёте частицу тепла своего сердца. Как солнышко согревает нашу землю, так каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.

Когда говорят: У этого человека «большое сердце», что имеют в виду?

Это когда обладает всеми теми качествами, о которых мы сегодня с вами говорили. Посмотрите, какое большое и доброе сердце у нас в шкатулке, в нём хватит тепла для вас всех.

Пусть каждый возьмёт кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепла, как делает это большое солнце.

Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью всё, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.

В шкатулке для вас приготовлен ещё один сюрприз - секретное домашнее задание: подумать и нарисовать рисунок «Чем я богат?», написать эссе

1. Достается не дешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

2. Этой мерой измеряются

Все земные труды,

Может, вырастишь дерево

На земле Кулунды?

3. Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Иль согреешь планету

Плавок мирным трудом?

4. Иль под снежной порошей

Жизнь спасешь ты кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.
Клип «Дорогою добра»

Слайд 2.

Ответы детей

(ругают, обижают, обзывают)

Слайд 3.

Программа Философия для детей

Слайд 4.

Учитель демонстрирует шкатулку

(На сундучок)

(Драгоценности, золото, серебро, богатство т.е. то, что дорого для человека)

Слайд 5.

Ответы детей

Чтение сказки учителем

Слайд 6.








Слайд 7.






Слайд 8.

После ответов детей учитель открывает

шкатулку, в которой дети видят игрушку «Сердечко»

Слайд 9.

Учитель раздаёт детям по жемчужине.

Дети по желанию кладут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в шкатулку

Слайд 10.

На уроках труда изготавливаются маленькие бумажные сердечки, разрезаются на две половинки (разрез у всех должен различаться)

Слайд 11.

Ответы детей

Ответы детей, обсуждения, обмен мнениями

Слайд 12.

Ответы детей, обсуждения. Мнения детей могут быть разные

Слайд 13.



Каждому ребёнку раздаю маленькое солнышко из шкатулки с сердцем

Слайд 14.

Учитель достаёт запечатанный конверт - секретное домашнее задание (задание ребята узнают если распечатают конверт и прочитают д/з, которое написано на листочке)



Слайд 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для детей» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся: - формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения; - создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества; - выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению; - развитие речи и коммуникативных навыков; - освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире; - помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет). Для себя я отметила, что системное проведение занятий по философии помогает ребёнку адекватно воспринимать окружающий мир через понятия: счастья, любви и добра. В классе дети становятся сплочённее и дружнее. На занятиях по философии дети учатся слушать друг друга, уважать мнение одноклассника, вместе формулировать этические и нравственные правила жизни. Данный курс " Философия для детей " помогает расширить горизонты знаний детей о жизненных понятиях, учит на литературных примерах находить выход из трудных ситуаций. На классных часах по курсу "Философия для детей" закладывается прочный нравственный фундамент, который будет хорошей опорой детям в будущем. Курс «Философия детям» фрагментарно был введен для изучения во 2 классе в рамках классных часов и назрела необходимость введения курса во внеурочную деятельность. Современная школа должна сместить акцент с количества усвоения учащимися знаний на качество их мышления, с ретрансляционного способа передачи знаний на проблемно-поисковый, исследовательский способ. Школьники 21-го века должны не только потреблять знания, информацию, но и продуцировать интеллектуальный продукт. Основными воспитательными и образовательными задачами в новой школьной модели являются: воспитание креативности, творческого и критического мышления, умения самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать и использовать информацию, владение методологией научного познания мира и тд. А значит главная цель новейшей педагогики- «…сделать мышление детей гибким, критичным, творческим, методологически вооруженным для самостоятельного решения неординарных проблем ,которые может подкинуть новая эпоха.»(Н.С. Юлина) Традиционного багажа знаний уже недостаточно. Эти знания и умения необходимо поддерживать и развивать в течение всей жизни человека, с тем, чтобы он мог успешно решать проблемы, связанные с изменяющимися потребностями, требованиями и вновь возникающими возможностями. Образовательная модель, включающая философию для детей в школьное образование, создает необходимые предпосылки перехода на актуальную, современную рефлексивную парадигму образования.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андриянов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе / М.А. Андриянов. - Минск: Букмастер, 2012.

2. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: Сочинения. Харьков: Фолио, М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.


5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: "Арена", 1994.
6. Классные часы. 2 класс / Авт. - сост. Т.Н. Максимова - М.:ВАКО, 2013.
7. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии -1995

8. Ретюнских Л.Т. «Философия для детей» в России и Америке // Вестник РФО, М., 2004.

9. Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро-и жизнеутверждения. В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.

Электронные ресурсы:

11. Научный аспект № 1 - 2013 - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - 228с.

12. Культура ХХ века как общий исторический тип. countries.ru/library/twenty/general.htm.

13. Образовательная программа "Философия для детей". mtelegin.ru/p4c.

14. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. childpsy.ru/lib/books/id/8496.php.

15. Философия для детей. p4c.ru/

16. Чебакова. М.В. Философия для детей - программа преподавания философии в школе.

17. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 4, 2002 г. virlib.eunnet.net/sofia/04-2002/text/0411.html









Приложение 1

Рисунки учащихся на тему «Чем я богат?»





Приложение 2

Рассказ - рассуждение











Приложение 3



М. А. Андриянов

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

в сказках и рассказах

(пособие по воспитанию детей в семье и школе)


пособие по воспитанию в семье и школе

Минск, ООО «Букмастер», 2012 г. - 280 с.








Аннотация Эта книга предлагает юным читателям и их взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем. Книга не только научит ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого характера, но и значительно утончит его восприятия и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. В целом же «Философию для детей» можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой - комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.

Приложение 4

Пример философско-диалогическоготекста

Сокровища пирата

М. А. Андриянов Артем часто любил в своей комнате шепотом разговаривать с игрушечным кроликом. Вот и сегодня, услышав от мамы странные слова о том, что настоящее богатство и сокровище находятся у человека в его сердце, он пошел к своему другу кролику, взял его на руки и стал с ним разговаривать: - Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? - спросил Артем и, не ожидая ответа, продолжил. - Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я глупый и маленький, и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов вместе смотрели, там еще один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Не помнишь? Ну, ты должен вспомнить, этот пират еще все время песенку напевал: - Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои... Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то хриплый тихий голос: - Правильно, правильно думаешь. Артем резко от испуга повернул голову. На стене, позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма и очень похожее на тень. Артем хотел было закричать и позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова. - Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я по твоей просьбе пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце. Страх у Артема очень быстро прошел, и он тихо спросил тень: - А какие же у меня в сердце сокровища? - Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень. - Вот глупая тень, - подумал Артем. - Да какие же это сокровища. Надо мне с нею поскорее поменяться, пока она не передумала своей глупой головой. А сам вслух спросил: - Если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку? - Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. - Вот здорово. - подумал Артем и сразу же захотел меняться. - Но сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей. Радость, ты мне не нужна, мне игрушек бы сполна. Артем слово в слово повторил заклинание, и тень несчастного пирата исчезла вместе с его радостью. Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь. Со многими игрушками пробовал играть Артем. Одни игрушки появлялись, другие пропадали, а радости ну нисколечко. Вышел Артем во двор поиграть, опять никакой радости, угостили мороженым, опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Понял он, что до конца жизни уже ничему не сможет радоваться. Вернулся он домой совсем печальным, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика: - Ого-го, эге-ге, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои. Только он допел последнее слово, как опять на стене появилась тень несчастного пирата. - Ну что, Артемка, обезьян дразнить пойдем-ка, - шутливо сказала тень, - еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? В этот раз тень выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой. - Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется. - Ишь чего захотел, хитренький, - сказала тень. - Мы с тобой уже поменялись, а обратно поменяться невозможно. Если хочешь поменяться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен? Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно. Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание, вслед за тенью: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей, ни любовь, ни доброта мне нисколько не нужна, моя радость, ты теперь, возвращайся поскорей. Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротою стала светлеть и вскоре совсем исчезла со стены. Увидел Артем под ногами пиратский сундук и обрадовался удачному обмену, деньги из сундучка достал, распихал их по карманам и довольный побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и все игрушки, и игры во дворе с друзьями, друзей и все на свете. Но самое страшное было то, что он разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. А вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь через три дня Артем успел со всеми перессориться и поругаться и даже передрался со своими друзьями по двору. Домой он приходил совсем грустным, ведь теперь без любви и со злобой в сердце родители казались ему совсем чужими и неприятными людьми. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется. - Опять меня тень обманула, - подумал Артем, - и зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил. Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила: - Ну, как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка, может быть, еще поменяемся? Но Артем со злостью ответил: - А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас. - Фу, какой ты злой и бессердечный, получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла. Стал Артем плакать и жалеть, что тогда сразу не поверил маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целые два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно могло быть похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища, вы где? Возвращайтесь-ка назад, я вам буду очень рад, и любовь, и доброта, буду с вами навсегда. Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему опять вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло. Больше никогда в жизни Артем не пел эту песенку пирата из мультфильма, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.













Приложение 5



Игровое задание «Разбитое сердце»


На уроках труда изготавливаются маленькие бумажные сердечки, разрезаются на две половинки (разрез у всех должен различаться).


Дети берут половинки. По команде пары должны найти свои половинки и сесть за парты каждый своей парой.










Приложение 6



Рефлексия. Раздаточный материал

Приложение 7


© 2010-2022