- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Философия для детей
Программа Философия для детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остен М.В. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕТУРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
КЛАССНЫЙ ЧАС
Грошева Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ «НТГ»
I категория
Нижнетуринский городской округ
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение 3
-
Теоретическая часть
II. I. Философия для детей: её целесообразность,
практичность и перспективность 5
II. II. Программа «Философия для детей»
профессора М. Липмана 9 II.III. Учебная программа «Философия для детей» С.А. Иванова 12
- Практическая часть.
- Заключение 22
-
Список литературы 23
-
Приложения 24
ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, и подрастающее поколение обвиняют в бездушности, безверии, агрессивности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка.
Тема "Философия в школьном образовании", тем более, "Философия в начальной школе" - новая для российской мысли. Она достаточно новая и для западных стран: возникнув на фоне происходящей в последнее десятилетие смены старой, информационной модели образования на новую - рефлексивную, делающую акцент на развитие мышления, - эта тема стала предметом широкого обсуждения в связи с усилиями философов - теоретическими и экспериментальными - доказать преимущества их профессионального инструментария для развития у детей навыков критического и творческого мышления и грамотного рассуждения. С целью реализации задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, на классных часах я решила апробировать занятия курса "Философия для детей". Цели занятий: - формирование основ мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и идее "благоговения перед жизнью в любом её проявлении" (А. Швейцер) [10]; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе. Задачи занятий "Философия для детей": - развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты и явления окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - развитие у учащихся основ экологической культуры; - освоение учащимися основ этики, регулирующей отношения в социоприродной среде; - интеграция школьников в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей; - развитие у учащихся основ самооценки. Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Объектом моего исследования является система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. В центре изучения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся - закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия. Предметом исследования - духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов. Необходимыми условиями реализации цели и задач являются: учебное пособие Андрианова М.А. "Философия для детей в сказках и рассказах", наглядные материалы, использование ИКТ, дополнительные тексты по темам. Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера из книги "Философия для детей" помогает вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви. Одно из важнейших условий вовлечение учащихся в беседу на философские темы, активное, осмысленное участие детей в философском разговоре. От мастерства учителя зависит умение вывести учащихся на беседу. Для меня было важным, чтобы ребёнок почувствовал значимость разговора, увидел свою роль, своё место в решении проблемы по теме. Методы и формы проведения классных часов "Философия для детей" носят интерактивный, исследовательский, творческий характер. Очень часто дети работали в группах, пытались найти выход из жизненной ситуации. В групповой работе обучающиеся сами формулировали правила нравственного поведения, учились рассуждать на философские темы: о счастье, о красоте души, о милосердии и сострадании и др. Например, на занятии по теме: "Личность. Уважение и вежливость" дети пытались найти выход из трудного положения на планете, в которой жители не уважали друг друга. Дети через обсуждения в группах вывели правила вежливости для жителей планеты. На занятии по теме "Красота. Красота внешняя и внутренняя" учащиеся обсуждали, какие душевные качества подходят красивому человеку и вписывали их в лепестки ромашки. В конце занятия дети обобщили все предложенные человеческие качества и дали определение красивого человека. На классных часах обучающиеся высказывали свои мнения о поступках литературных персонажей, размышляли, как бы они поступили в этой ситуации. В конце занятия дети делали выводы, сообщали, что полезного они взяли для себя. Ученики получали домой творческие задания: нарисовать рисунок по теме написать сочинение-эссе, сочинить пословицы или стихи. Например, по теме: "Совесть" дети получили домашнее задание изобразить совесть такой, какой они её себе представляют. Кто-то изобразил совесть в виде прекрасной дамы, кто-то в виде мальчика. По теме "Чем я богат?" учащиеся писали рассказ - рассуждение. Вот примеры из детских работ: «У меня в классе очень много друзей. Когда мне грустно, мои подруги всегда придут на помощь. Мы друг другу помогаем и всегда выручаем. Мои подруги - это самое лучшее моё богатство»; «Люди думают, что богатство - это деньги. А это неправда. Человек должен быть богат сердцем. Например, ты идёшь по улице, а там хулиганы щенка мучают. Я бы его у них забрала и оставила себе, пока не найду хорошего хозяина». Каждое занятие из курса "Философия для детей" не оставляет детей равнодушными, заставляет думать, размышлять о себе, об окружающем мире. Занятия по философии открыли для меня как педагога в некоторых детях новые личностные качества. Для успешной реализации курса "Философия для детей" использую в своей педагогической деятельности технологию сотрудничества. На внутренний мир ребёнка оказывают влияние педагог, родители, окружающая среда. Данная педагогическая деятельность приносит положительные плоды. Анализ анкет "Опрос о свободном от уроков времени" показал, что мои ученики менее подвержены влиянию компьютерных игр, телевидения, на 24 % меньше учащихся стали смотреть телевизор более 3 часов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
Философия для детей: её целесообразность, практичность и перспективность
- Программа «Философия для детей» профессора М. Липмана
- Учебная программа «Философия для детей» С.А. Иванова
Известно, что мировоззрение ребёнка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, когда учащиеся начинают получать определённые знания об окружающем их мире и о себе как части этого мира. Практика показывает, что вопросы познания сущего, определения места человека в мире и его нравственного отношения к природе и людям могут быть доступны пропедевтически ребенку младшего школьного возраста. У этих детей наглядно-действенное мышление. Существенные и несущественные признаки в наблюдаемых объектах ими не выделяются; первенствует то, что подействовало на чувства, вызвало эмоциональный отклик. Фантазия на этой стадии развития мышления готова к бурному развитию, лишь бы был для этого необходимый материал. Несомненным достоинством детского мышления является отсутствие штампов, чужих образов, чужих оценочных суждений. Ребенок может самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, в совместно - разделенной мыследеятельности продвигаться к освоению идей связи человека с окружающим миром, постижения себя как неотъемлемой части Природы, Космоса и Человечества. На достижение вышеперечисленных целей направлен курс «Философия для детей» для учащихся 3 класса. Он включает в себя интегрированные знания о человеке, его качествах, внутреннем мире, а также об окружающем мире в целом. Методологической основой программы служат идеи психофизического единства человека и Природы (включая Космос), взаимодействия человека и окружающего его мира на основе общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Толерантности и др. Эти идеи были обозначены и развиты отечественными мыслителями - В.И. Вернадским, Н.Г.Холодным, А.Л. Чижевским, К.Э. Циолковским, Н.А.Бердяевым, В.С. Соловьёвым, Н.Н. Моисеевым и др. Основная идея, развитая ими и ценная для педагогического целеполагания - идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктуют ему разум и нравственные чувства. Кроме того, эти мыслители обозначили увеличивающийся разрыв между человеком и природой, показали необходимость новой моральной, этической основы их взаимодействия. Эти мыслители рассматривали само явление жизни на Земле как продукт деятельности всего Космоса, подчеркивали взаимосвязь биологических и психологических сфер жизни. Они выступали за возвращение человеку его духовной глубины как одного из важнейших измерений личности, развитию которого уделяется недостаточно времени в практике современного школьного образования. Программа курса «Философия для детей» нацелена на формирование у ребёнка трёх аспектов мировоззрения - онтологического (представлений об окружающем мире), аксиологического (представлений о нравственных ценностях) и рефлексивного (представлений о себе, своём месте и роли в окружающем мире). В процессе реализации программы курса «Философия для детей» целесообразно выделить несколько важнейших дидактических принципов. Принцип развивающего обучения - развитие качеств мыследеятельности ребёнка, в частности, умений предсказывать, оценивать, обобщать, систематизировать, классифицировать, создавать новое (т.е. творчество). Очевидно, что развитие этих качеств должно происходить с учётом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста (у которых пока наглядно-действенное мышление) и в зоне ближайшего развития (в сотрудничестве с педагогом). Принцип природосообразности - означает соответствие изучаемого материала, методов и форм обучения возрастным особенностям психики ребёнка. Программа курса «Философия для детей» построена с учётом динамики логических и творческих способностей подростка, возрастанием объёма оперируемой им информации и приобретением более высокой культуры учебного труда. Принцип природосообразности выражается в субъективном восприятии школьником окружающего мира и в возможности иметь и развивать собственный взгляд на окружающий мир и место человека в нём. Реализация этого принципа предполагает опору на витагенный (жизненный) опыт школьника. Принцип экологизации знаний предполагает введение в учебный курс знаний о взаимосвязях в окружающем мире (физических, информационных, психических), изучение норм экологической (ноосферной этики). Принцип творческой деятельности выражается в сотворчестве ученика и учителя, т.е. в использовании в образовательном процессе таких методов и технологий, которые позволяют строить этот процесс нелинейно, творчески, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога. Принцип плюрализма заключается в многообразии различных мнений по исследуемой проблеме. Это содействует развитию толерантного сознания у учащихся, позволяет обосновывыть свою точку зрения. Принцип культуросообразности - важнейший и актуальный принцип для современного образования, заключающийся в необходимости построения содержания образования на основе отечественной и мировой культуры. Как отмечал в связи с этим Д.С. Лихачёв, без знания своей культуры, с утратой своих истоков, корней, любой народ обречён на духовную деградацию и вымирание. Принцип интеграции знаний предполагает интеграцию самых разных областей знания (философских, этических, научных, культурологических, религиозных) в образовательном процессе, что является важнейшим фактором развития целостного мировоззрения личности. Принцип витагенного образования - развитие целостного миропонимания, установление ассоциативных, логических связей между отдельными компонентами окружающего мира в сознании ребенка, возможно только на основе объяснения и осмысления им своего жизненного опыта. Цели курса «Философия для детей»:
- формирование основ мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и идее «благоговения перед жизнью в любом её проявлении» (А. Швейцер);
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты и явления окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- развитие у учащихся основ экологической культуры;
- освоение учащимися основ этики, регулирующей отношения в социоприродной среде;
- интеграция школьников в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей;
- развитие у учащихся основ самооценки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Классный час «Чем я богат?»
Урок: классный час
Тема: «Чем я богат?»
Класс: 2 «В»
Цели:
сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими;
найти ответ на вопрос: что ценнее - богатство материальное или богатство человеческого сердца?
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;
-
помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.
-
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
-
развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование: ИКТ; презентация; шкатулка; игрушка «Сердечко»; бусинки (жемчужины); игровое задание «Разбитое сердце»; маленькие солнышки; клип «Дорогою добра»; запечатанный конверт, с записанным на листочке домашним заданием
Ход классного часа:
Структура
урока
Содержание урока
Приложение
Орг. момент
Тренинг
Вывод
Объявление темы урока
Создание проблемной ситуации
Работа над сказкой «Сокровища пирата»
(М. А. Андрианова)
Обсуждение сказки
Мозговой штурм
Понятие. Сокровища человеческого сердца
Учитель открывает записи на табличках
Физминутка
Игровое задание «Разбитое сердце»
Обобщение
Рефлексия
Подведение итогов
Домашнее задание (по желанию)
Выступления учащихся
Просмотр музыкального клипа
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
- Продолжите фразу: «Мне не нравится, когда….»
От вас самих будет зависеть, как будут складываться отношения с людьми. Как вы хотите, чтобы относились к вам, так и вы должны относиться к другим.
Доброе слово может сделать многое: поддержать человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки наши радовали других, нам надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям, о том, чем богат человек.
- Посмотрите, какая замечательная шкатулка появилась появились у нас сегодня в классе.
- На что они похожа?
- Вспомните, что обычно складывают люди в сундуки, в сундучки в сказках, да и в жизни тоже?
- Посмотрите, в этом сундучке тоже лежат драгоценности.
- Вам нравится? Красиво?
- Что такое богатство?
- А для чего люди копят, собирают эти богатства?
- А как вы думаете, что же находится в моей шкатулке?
- А вот что в ней, давайте подумаем вместе.
Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
Сказка «Сокровища пирата» (М.А.Андрианов) Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой- кроликом. - Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в неё детей? Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся в её сердце. Она, наверное, все ещё считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират всё время искал сокровища, а потом нашёл сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират ещё всё время песенку напевал: « Ого-го, эге-гей, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои…» Не успел Артём допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то голос: - Правильно, правильно думаешь. Артём, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из чёрного двигающегося дыма. Артём хотел было закричать, но от страха потерял голос и не мог произнести, ни единого слова. - Не бойся, Артём, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце…. ….. - Ещё какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? - спросила тень. - Я хочу радость вернуть, а игрушек мне уже что-то не хочется. - Хорошо, - сказала тень. - Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен? Подумал Артём, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно. Согласился Артём и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью. Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому, что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и скоро исчезла со стены. Увидел Артём под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и всё на свете. Но самое страшное было то, что Артём разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестрёнку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остаётся, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артём ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться с друзьями по двору. С каждым днём жизнь среди людей становилась всё хуже и хуже. Какая уж там радость, когда всё вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется! - Опять меня тень обманула, - подумал Артём. - И зачем я с ней меняться стал, лучше бы в радости жил. Произнёс он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила: - Ну как, Артёмушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, ещё поменяемся? - Но Артём со злостью ответил: - А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас. - Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности ещё и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла. Стал Артём плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артём и придумывал своё заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец, новое заклинание было готово, и Артём громко произнёс его. Очень повезло Артёму, потому, что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и всё купленное на них сразу исчезли. Больше никогда в жизни Артём не пел песенку пирата из мультика, потому, что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами?
- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом? - Какие качества он приобрел вместе с сокровищами? - Можем ли эти качества назвать богатством?
- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта) - А как же их хранить? Разве можно их спрятать в сундук или шкатулку? - Что же может находиться в моей шкатулке?
- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли? (Наверное, нет)
Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке я возьму жемчужины. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. Я беру одну жемчужину и кладу её в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?
Дети берут половинки. По команде пары должны найти свои половинки и сесть за парты каждый своей парой) - Какое чувство испытывали вы, когда я назвала игру? (Печаль, грусть) - А когда соединили свои сердечки? (Радость, счастье) - Когда вы нашли свои половинки, вы радовались, улыбались, значит, в вашем сердце живет радость - и это замечательно!
Итак, перед вами сундучок, в котором бусы, колечки и другие украшения, а так же деньги. Это богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно ещё сделать с этим богатством? -А в шкатулке - радость, доброта, честность, любовь - всё то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может, это и не богатство вовсе? - Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из сундука или из шкатулки?
Богатство - это и то, что помогает самому человеку, его близким, окружающим что - то решить, что - то преодолеть, с чем - то справиться, кому - то помочь.
А сейчас мне хотелось бы узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы давно мечтали?
А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок или когда вы помогаете, утешаете, успокаиваете кого-нибудь?
Когда вы что-то дарите, вы отдаёте частицу тепла своего сердца. Как солнышко согревает нашу землю, так каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.
Когда говорят: У этого человека «большое сердце», что имеют в виду?
Это когда обладает всеми теми качествами, о которых мы сегодня с вами говорили. Посмотрите, какое большое и доброе сердце у нас в шкатулке, в нём хватит тепла для вас всех.
Пусть каждый возьмёт кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепла, как делает это большое солнце.
Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью всё, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.
В шкатулке для вас приготовлен ещё один сюрприз - секретное домашнее задание: подумать и нарисовать рисунок «Чем я богат?», написать эссе
1. Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
2. Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастишь дерево
На земле Кулунды?
3. Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль согреешь планету
Плавок мирным трудом?
4. Иль под снежной порошей
Жизнь спасешь ты кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Клип «Дорогою добра»
Слайд 2.
Ответы детей
(ругают, обижают, обзывают)
Слайд 3.
Слайд 4.
Учитель демонстрирует шкатулку
(На сундучок)
(Драгоценности, золото, серебро, богатство т.е. то, что дорого для человека)
Слайд 5.
Ответы детей
Чтение сказки учителем
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
После ответов детей учитель открывает
шкатулку, в которой дети видят игрушку «Сердечко»
Слайд 9.
Учитель раздаёт детям по жемчужине.
Дети по желанию кладут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в шкатулку
Слайд 10.
На уроках труда изготавливаются маленькие бумажные сердечки, разрезаются на две половинки (разрез у всех должен различаться)
Слайд 11.
Ответы детей
Ответы детей, обсуждения, обмен мнениями
Слайд 12.
Ответы детей, обсуждения. Мнения детей могут быть разные
Слайд 13.
Каждому ребёнку раздаю маленькое солнышко из шкатулки с сердцем
Слайд 14.
Учитель достаёт запечатанный конверт - секретное домашнее задание (задание ребята узнают если распечатают конверт и прочитают д/з, которое написано на листочке)
Слайд 15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для детей» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся: - формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения; - создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества; - выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению; - развитие речи и коммуникативных навыков; - освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире; - помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет). Для себя я отметила, что системное проведение занятий по философии помогает ребёнку адекватно воспринимать окружающий мир через понятия: счастья, любви и добра. В классе дети становятся сплочённее и дружнее. На занятиях по философии дети учатся слушать друг друга, уважать мнение одноклассника, вместе формулировать этические и нравственные правила жизни. Данный курс " Философия для детей " помогает расширить горизонты знаний детей о жизненных понятиях, учит на литературных примерах находить выход из трудных ситуаций. На классных часах по курсу "Философия для детей" закладывается прочный нравственный фундамент, который будет хорошей опорой детям в будущем. Курс «Философия детям» фрагментарно был введен для изучения во 2 классе в рамках классных часов и назрела необходимость введения курса во внеурочную деятельность. Современная школа должна сместить акцент с количества усвоения учащимися знаний на качество их мышления, с ретрансляционного способа передачи знаний на проблемно-поисковый, исследовательский способ. Школьники 21-го века должны не только потреблять знания, информацию, но и продуцировать интеллектуальный продукт. Основными воспитательными и образовательными задачами в новой школьной модели являются: воспитание креативности, творческого и критического мышления, умения самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать и использовать информацию, владение методологией научного познания мира и тд. А значит главная цель новейшей педагогики- «…сделать мышление детей гибким, критичным, творческим, методологически вооруженным для самостоятельного решения неординарных проблем ,которые может подкинуть новая эпоха.»(Н.С. Юлина) Традиционного багажа знаний уже недостаточно. Эти знания и умения необходимо поддерживать и развивать в течение всей жизни человека, с тем, чтобы он мог успешно решать проблемы, связанные с изменяющимися потребностями, требованиями и вновь возникающими возможностями. Образовательная модель, включающая философию для детей в школьное образование, создает необходимые предпосылки перехода на актуальную, современную рефлексивную парадигму образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе / М.А. Андриянов. - Минск: Букмастер, 2012.
2. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.
3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: Сочинения. Харьков: Фолио, М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: "Арена", 1994.
6. Классные часы. 2 класс / Авт. - сост. Т.Н. Максимова - М.:ВАКО, 2013.
7. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии -1995
8. Ретюнских Л.Т. «Философия для детей» в России и Америке // Вестник РФО, М., 2004.
9. Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.
10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро-и жизнеутверждения. В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.
Электронные ресурсы:
11. Научный аспект № 1 - 2013 - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - 228с.
12. Культура ХХ века как общий исторический тип. countries.ru/library/twenty/general.htm.
13. Образовательная программа "Философия для детей". mtelegin.ru/p4c.
14. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. childpsy.ru/lib/books/id/8496.php.
15. Философия для детей. p4c.ru/
16. Чебакова. М.В. Философия для детей - программа преподавания философии в школе.
17. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 4, 2002 г. virlib.eunnet.net/sofia/04-2002/text/0411.html
Приложение 1
Рисунки учащихся на тему «Чем я богат?»
Приложение 2
Рассказ - рассуждение
Приложение 3
М. А. Андриянов
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
в сказках и рассказах
(пособие по воспитанию детей в семье и школе)
пособие по воспитанию в семье и школе
Минск, ООО «Букмастер», 2012 г. - 280 с.
Аннотация Эта книга предлагает юным читателям и их взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем. Книга не только научит ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого характера, но и значительно утончит его восприятия и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. В целом же «Философию для детей» можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой - комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.
Приложение 4
Пример философско-диалогическоготекста
Сокровища пирата
М. А. Андриянов Артем часто любил в своей комнате шепотом разговаривать с игрушечным кроликом. Вот и сегодня, услышав от мамы странные слова о том, что настоящее богатство и сокровище находятся у человека в его сердце, он пошел к своему другу кролику, взял его на руки и стал с ним разговаривать: - Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? - спросил Артем и, не ожидая ответа, продолжил. - Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я глупый и маленький, и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов вместе смотрели, там еще один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Не помнишь? Ну, ты должен вспомнить, этот пират еще все время песенку напевал: - Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои... Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то хриплый тихий голос: - Правильно, правильно думаешь. Артем резко от испуга повернул голову. На стене, позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма и очень похожее на тень. Артем хотел было закричать и позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова. - Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я по твоей просьбе пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце. Страх у Артема очень быстро прошел, и он тихо спросил тень: - А какие же у меня в сердце сокровища? - Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень. - Вот глупая тень, - подумал Артем. - Да какие же это сокровища. Надо мне с нею поскорее поменяться, пока она не передумала своей глупой головой. А сам вслух спросил: - Если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку? - Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. - Вот здорово. - подумал Артем и сразу же захотел меняться. - Но сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей. Радость, ты мне не нужна, мне игрушек бы сполна. Артем слово в слово повторил заклинание, и тень несчастного пирата исчезла вместе с его радостью. Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь. Со многими игрушками пробовал играть Артем. Одни игрушки появлялись, другие пропадали, а радости ну нисколечко. Вышел Артем во двор поиграть, опять никакой радости, угостили мороженым, опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Понял он, что до конца жизни уже ничему не сможет радоваться. Вернулся он домой совсем печальным, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика: - Ого-го, эге-ге, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои. Только он допел последнее слово, как опять на стене появилась тень несчастного пирата. - Ну что, Артемка, обезьян дразнить пойдем-ка, - шутливо сказала тень, - еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? В этот раз тень выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой. - Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется. - Ишь чего захотел, хитренький, - сказала тень. - Мы с тобой уже поменялись, а обратно поменяться невозможно. Если хочешь поменяться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен? Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно. Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание, вслед за тенью: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей, ни любовь, ни доброта мне нисколько не нужна, моя радость, ты теперь, возвращайся поскорей. Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротою стала светлеть и вскоре совсем исчезла со стены. Увидел Артем под ногами пиратский сундук и обрадовался удачному обмену, деньги из сундучка достал, распихал их по карманам и довольный побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и все игрушки, и игры во дворе с друзьями, друзей и все на свете. Но самое страшное было то, что он разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. А вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь через три дня Артем успел со всеми перессориться и поругаться и даже передрался со своими друзьями по двору. Домой он приходил совсем грустным, ведь теперь без любви и со злобой в сердце родители казались ему совсем чужими и неприятными людьми. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется. - Опять меня тень обманула, - подумал Артем, - и зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил. Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила: - Ну, как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка, может быть, еще поменяемся? Но Артем со злостью ответил: - А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас. - Фу, какой ты злой и бессердечный, получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла. Стал Артем плакать и жалеть, что тогда сразу не поверил маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целые два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно могло быть похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его: - Ого-го, эге-ге, эй, сокровища, вы где? Возвращайтесь-ка назад, я вам буду очень рад, и любовь, и доброта, буду с вами навсегда. Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему опять вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло. Больше никогда в жизни Артем не пел эту песенку пирата из мультфильма, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
Приложение 5
Игровое задание «Разбитое сердце»
На уроках труда изготавливаются маленькие бумажные сердечки, разрезаются на две половинки (разрез у всех должен различаться).
Дети берут половинки. По команде пары должны найти свои половинки и сесть за парты каждый своей парой.
Приложение 6
Рефлексия. Раздаточный материал
Приложение 7