Рабочая программа по «Краеведение Тульского края»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

внеурочной деятельности по ФГОС

«Краеведение»

2 класс

на 2013-2014 учебный год





Содержание:

Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел 3.Календарно - тематическое планирование

Раздел 4. Программно - методическое обеспечение программы

Раздел 5. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету

Раздел 6. Список литературы для учителя











Раздел 1. Пояснительная записка Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей, изучению истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучению жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулированию стремления знать как можно больше о родном крае. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Кружок «Краеведение» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Цель программы: формирование личности ученика, бережно относящегося к прошлому своей Родины, стремящегося к активному участию в жизни общества.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.


Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Объекты изучения:
  • История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
  • Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира области; природные ресурсы области; охраняемые территории; памятники природы.
  • Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
  • Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
  • Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Режим занятий.
  • Общее количество часов в год - 34 часа
  • Количество часов в неделю - 1 час.
  • Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 40 минут.

Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты :

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.




Раздел 3.Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Краеведение - наука о родном крае.

    Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России. Тульская область- частица России. Город, в котором живем.

      Древняя Тула. Когда и как возник город Тула?

        Экскурсия по улицам города Тулы.

          Жизнь и быт населения тульского края

            Дом. Устройство тульской деревни. Основные предметы интерьера крестьянского жилища.

              Практическое занятие. Макет избы.

                Одежда. Роль одежды в жизни людей в прежние времена. Как одевались девушки и женщины. Как одевались мужчины.

                  Практическое занятие. Моделирование одежды из бумаги.

                    Досуг. Как отмечались рождественские праздники. Как праздновали Масленицу. Как отмечали православные праздники. Где любили гулять и отдыхать туляки.

                      Практическое занятие. Атрибуты праздников.

                        Питание. Щи да каша - пища наша.

                          Куликовская битва. Подготовка русских воинов к Куликовской битве. Как проходила Куликовская битва. Значение победы на Куликовом поле.

                            Тульский Кремль. Как строили тульский кремль. Что находилось в башнях кремля.

                              Тульские засеки. Зачем под Тулой сооружали засеки. Что такое засеки. Где проходила Засечная черта, и кто ее охранял.

                                Кузнецкая слобода. Где туляки добывали железную руду. Как возникла Кузнецкая слобода в Заречье.

                                  Экскурсия в Музей оружия.

                                    Тульские мастера.

                                      Тульский самовар. Чем знаменит самовар. Когда и как в Туле начали делать самовар.

                                        Экскурсия в Музей самоваров

                                          Тульские пряники. Как делали пряники? Что такое печатный пряник.

                                            Экскурсия в Музей Тульский пряник.

                                              Тульская гармонь. Как в Туле возник гармонный промысел.

                                                Экскурсия в музей Белобородова.

                                                  Глиняная игрушка. Филимоновская игрушка.

                                                    Экскурсия в Музей Филимоновской игрушки

                                                      Тульская губерния 18 века. Образование Тульской губернии.

                                                        Уездные города.

                                                          Ясная поляна. Музей - усадьба Л.Н.Толстого

                                                            Геральдический атлас Тульской губернии.

                                                              Наука геральдика.

                                                                Гербы Тульской губернии.

                                                                  Что дает наш край стране. Климат. Сезонные изменения погоды в Тульской области. Реки и озера Тульской области. Растительный мир Тульской области. Лекарственные растения нашего края. Редкие и исчезающие виды растений.
                                                                    Красная книга. Животный мир Тульской области. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Птицы родного края

                                                                    Раздел 4. Программно - методическое обеспечение программы

                                                                    1. Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008

                                                                    2. Интернет ресурсы

                                                                    Раздел 5. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

                                                                    На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

                                                                    • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

                                                                    • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

                                                                    • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

                                                                    • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

                                                                    Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

                                                                    • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

                                                                    • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

                                                                    • Оценивать правильность выполнения действия;

                                                                    • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

                                                                    Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

                                                                    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

                                                                    • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

                                                                    • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

                                                                    Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

                                                                    • Формулировать собственное мнение и позицию;

                                                                    • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                                                                    • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

                                                                    Раздел 6. Список литературы для учителя

                                                                    1. Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008

                                                                    2. Природоведение Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2010

                                                                    3. История Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2007





                                                                    © 2010-2022