- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по «Краеведение Тульского края»
Рабочая программа по «Краеведение Тульского края»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воробьева Н.Ю. |
Дата | 07.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по ФГОС
«Краеведение»
2 класс
на 2013-2014 учебный год
Содержание:
Раздел 1. Пояснительная записка
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел 3.Календарно - тематическое планирование
Раздел 4. Программно - методическое обеспечение программы
Раздел 5. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету
Раздел 6. Список литературы для учителя
Раздел 1. Пояснительная записка Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей, изучению истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучению жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулированию стремления знать как можно больше о родном крае. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Кружок «Краеведение» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Цель программы: формирование личности ученика, бережно относящегося к прошлому своей Родины, стремящегося к активному участию в жизни общества.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
-
развивать потребности общения с природой;
-
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
-
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
- История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
- Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира области; природные ресурсы области; охраняемые территории; памятники природы.
- Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
- Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
- Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
- Общее количество часов в год - 34 часа
- Количество часов в неделю - 1 час.
- Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 40 минут.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты :
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Раздел 3.Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема
Краеведение - наука о родном крае.
Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России. Тульская область- частица России. Город, в котором живем.
Древняя Тула. Когда и как возник город Тула?
Жизнь и быт населения тульского края
Дом. Устройство тульской деревни. Основные предметы интерьера крестьянского жилища.
Практическое занятие. Макет избы.
Одежда. Роль одежды в жизни людей в прежние времена. Как одевались девушки и женщины. Как одевались мужчины.
Практическое занятие. Моделирование одежды из бумаги.
Досуг. Как отмечались рождественские праздники. Как праздновали Масленицу. Как отмечали православные праздники. Где любили гулять и отдыхать туляки.
Практическое занятие. Атрибуты праздников.
Питание. Щи да каша - пища наша.
Куликовская битва. Подготовка русских воинов к Куликовской битве. Как проходила Куликовская битва. Значение победы на Куликовом поле.
Тульский Кремль. Как строили тульский кремль. Что находилось в башнях кремля.
Тульские засеки. Зачем под Тулой сооружали засеки. Что такое засеки. Где проходила Засечная черта, и кто ее охранял.
Кузнецкая слобода. Где туляки добывали железную руду. Как возникла Кузнецкая слобода в Заречье.
Экскурсия в Музей оружия.
Тульские мастера.
Тульский самовар. Чем знаменит самовар. Когда и как в Туле начали делать самовар.
Экскурсия в Музей самоваров
Тульские пряники. Как делали пряники? Что такое печатный пряник.
Экскурсия в Музей Тульский пряник.
Тульская гармонь. Как в Туле возник гармонный промысел.
Экскурсия в музей Белобородова.
Глиняная игрушка. Филимоновская игрушка.
Экскурсия в Музей Филимоновской игрушки
Тульская губерния 18 века. Образование Тульской губернии.
Уездные города.
Ясная поляна. Музей - усадьба Л.Н.Толстого
Геральдический атлас Тульской губернии.
Наука геральдика.
Гербы Тульской губернии.
Раздел 4. Программно - методическое обеспечение программы
-
Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008
-
Интернет ресурсы
Раздел 5. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
-
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
-
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
Оценивать правильность выполнения действия;
-
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Формулировать собственное мнение и позицию;
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Раздел 6. Список литературы для учителя
-
Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008
-
Природоведение Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2010
-
История Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2007