Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир профессий 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Отрадовская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено и

рекомендовано»



Руководитель МО


Хитрова Г.П.


Протокол № ___ от «___»


________________201___г.


«Согласовано»


Заместитель директора по ВР

Цымбал Р.А

«___»_____________201___г.

«Утверждаю»


Директор Котова Ж.А.



Приказ № ___от


«___»______________201___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности


МИР ПРОФЕССИЙ


для 3 класса


на 2015- 2016 учебный год










Составила:

учитель начальных классов

Стебенькова А.Г.

Рабочая программа
Рабочая программа кружка «Мир профессий» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и в соответствии с образовательной программой МБОУ Отрадовской СОШ.

Пояснительная записка
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Работа кружка «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи: -познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; -формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; -развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема занятия Кол-во час. Содержание Характеристика деятельности Вид деятельности План Факт Введение в мир профессий 5 ч Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке. -умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь -учить работать по предложенному плану. Личностные УУД -участие в игровой деятельности, умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь -составлять рассказы на основе рисунков -расширение кругозора о мире профессий. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников
1



Зачем человек трудится?
1 Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» Презентация Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей. Память, умение сформулировать то, что тебе известно

2

Какие профессии ты знаешь? 1 Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей. Память, умение сформулировать то, что тебе известно
3

Мир интересных профессий 1 Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Презентация Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Беседа о профессиях :дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Память, умение сформулировать то, что тебе известно
4

Чем пахнут ремесла? 1 Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Презентация Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? Память, умение сформулировать то, что тебе известно
5

Кем я хочу стать?
1 Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий Дискуссия: кем я хочу стать Устные высказывания, рисование Устную речь
Профессии в школе 3 ч
Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке. Личностные. - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить. -расширение кругозора о мире профессии Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников 6






Профессия - учитель




1 Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.
Восприятие


7


«Каких профессий не хватает в школе?»
1
Конкурс загадок на тему «Школа» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии врача, дворника, цветовода. Дискуссия, обоснование мнений Умение анализировать
8

Профессия библиотекарь 1 Экскурсия в школьную библиотеку.
Восприятие
Знакомство с различными профессиями 13 ч Личностные. - в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить; -расширять кругозор о мире профессий; Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей; -способность добывать новую информацию из различных источников; Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке; -способность добывать новую информацию из различных источников Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других

9, 10

«Профессия «Воспитатель детского сада». 2 Разминка. Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Презентация Дискуссия о любимых вос-питателях, выявление глав-ных их качеств, за что мож-но не любить воспитателя, учителя, человека. Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности
11, 12

Профессия - пекарь
2 Разминка. Знакомство с профессией пекаря.

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности

13 14

Профессия - повар 2 Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . Познавательная игра «Русская хозяюшка» Урок-аукцион «Скатерть самобранка»
Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии Чувство благодарности

15 16

«Профессия «Архитектор».
2 Разминка. Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание»
Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

Умение воспринимать информацию на слух, воображение

17








Профессия - врач





1 Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» Презентация Халат врача, аптечка.
Умение воспринимать информацию на слух, воображение

18






.
«Профессия «Следователь».





1 Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать
19





«Следствие ведут третьеклассники!».


1 Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Дискуссия о должностных обязанностях следователя..
Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление

20



«Профессия «Биолог».

1 Уход за комнатными растениями.
Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Слуховая память, умение ухаживать за растениями


21





«Профессия «Водитель автомобиля».


1 Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы 22



«Ты - водитель, я - пешеход». 1 . Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Обсуждение и анализ ситуаций. Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память
23





Профессия ««Бухгалтер



1


Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать третьекласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым? Интерес к математике, усидчивость, внимание

24





«Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»).

1 . Беседа с представителем профессии Обсуждение. Дискуссия. Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве 25






«Профессия «Мастер-цветовод».



1



Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

26

«Профессия «Юрист». 1 Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).
Решение практических задач и ситуаций. Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости

27



Профессия - художник 2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Конкурс рисунков «Я-художник»


Обсуждение. Рисование.

Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал








Профессия моих родителей 5 ч.

Коммуникативные УУД.

-слушать и понимать речь других; -участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии.

Личностные.

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников;

-расширять кругозор о мире профессий

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке

28, 29





Кем работают мои родители?


2






Проект «Профессия моих родителей.

Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

31

«Мама - домохозяйка». 1

Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию.

Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета)




30, 31



Встреча с родителями 2 Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

Итоговые занятия 4 ч

Личностные УУД

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступит

Коммуникативные УУД

-умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь. Познавательные УУД -заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников; -расширять кругозор о мире профессий

Регулятивные УУД -определять цель деятельности на уроке
32,33

Викторина «Что мы узнали?»
2

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация

34.

Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!» 1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»










Содержание Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа кружка построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей . Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
    • что я знаю об этой профессии;
    • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
    • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
    • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Объем программы: На реализацию курса «Мир профессий» в 3 классе отводится 34 ч в год ( 1 час в неделю)

Ожидаемые результаты:
  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
  • развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
  • развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
  • личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
  • осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей
  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Средства контроля
Используемая литература:
  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
  • Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
  • Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.






© 2010-2022