- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергунина М.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо» 1.Тема урока: А.Н.Толстой «Прыжок» (3ч) Урок 1.
2. Цели урока:
1)создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2)продолжить работу по воспитанию качеств человека, умению быть осмотрительным, предвидящим опасность. Задачи:
- исходя из содержания рассказа, выяснить вместе с детьми, что это правдивая история;
- обсудить с детьми, насколько необходимы были решительные действия капитана для спасения мальчика;
- выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить к капитану из рассказа;
- обсудить, как вели себя пассажиры и матросы, что позволит ещё больше осознать разницу между поведением матросов и поведением капитана;
- подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств( моментальной реакцией,, выработанным командным голосом, непререкаемостью в голосе и др.) не мог бы спасти мальчика;
- обсудить проблему: кто виноват в том, что чуть не случилось ужасное несчастье;
- выяснить, что рассказ назван «Прыжок», потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом рассказа; именно прыжок спасает мальчику жизнь.
3.Этапы, методы, приёмы, формы организации работы учащихся
Название этапа
Основные методы и приемы
Формы организации работы учащихся
Первый этап - вызов
- дерево предсказаний;
- верные и неверные утверждения;
- синквейн
- обращение к личному опыту учащихся.
Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Второй этап - осмысление
- чтение с остановками;
- поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
-
проверка первоначальных предположений
- заполнение кластеров,
- исследования по отдельным вопросам темы
-
вопросы тонкие и толстые
Третий этап - рефлексия
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
Работа ведется индивидуально, , в группах.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
(указать содержание заданий и методические приемы)
Деятельность обучающихся
(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)
1. Вызов. Предлагается синквейн без первой строчки .- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово. 1)-- -- -- -- -- -- -- -- -- 2)правдивый, имеющий место в жизни; 3)было, произошло, свершилось; 4)рассказ о свершившихся событиях; 5) достоверность
.- Определите первое слово синквейна?
-Посмотрите значение слова быль по толковому словарю.
-Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности , сравним её со сказкой.
-Как заканчиваются сказки?
(Всегда хорошо, со счастливым концом)
-А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо?
-А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий?
-Какова же тогда цель урока на ваш взгляд?
-Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос правдивая это история или сказка?
Прежде, чем приступим к чтению. давайте составим «Дерево предсказаний». Работаем по группам.
1) Что может произойти в рассказе с таким названием?
2)Как будут развиваться события ?
3)Чем может закончится рассказ?
1 группа
3 группа
2 группа
( Записи делаются на стрелках) - Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа.
Индивидуальная работа.
-.А.Н. Толстой «Прыжок».
Работа в парах: -
(Быль)
индивидуальная работа Ратота со словарями
(Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом)
(Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки)
Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить?)
Работа по группам. Работа на интерактивной доске.
1 группа: Речь пойдёт о каком-то прыжке. (Опора на название.) 2 группа: Мальчик будет прыгать в воду. (Опора на иллюстрацию) 3 группа: История может закончиться несчастным случаем или счастливо.
2. Осмысление.
1)- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба ,мачта. расходилась, каюта, аршин.
2)-Сейчас мы будем читать текст.
Чтение с остановками.
Фрагмент 1.
Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)
- Где присходило действие?
- Кто ещё был среди людей?
- Как она себя вела?
Фрагмент 2.Читаем текст дальше с. 161-162. до слов «Но как увидали…»
Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)
- Почему мальчик полез вслед за обезьяной?
- Думал ли мальчик об опасности?
Фрагмент 3. Вопрос перед чтением: - Как вы думаете, что может произойти дальше?
Чтение с. 162- 164 до слов «Когда капитан…» Чтение вопросов по учебнику с .165. -Надо ли было целиться в мальчика?
-Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир. Фрагмент 4 с.164. до конца
Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)
-Почему капитан убежал к себе в каюту?
Ф и з м и н у т к а
3)- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа.
- Работаем по карточкам в парах.
Тонкие?
Толстые? 1)Кто действующие лица рассказа? 2)Как вели себя матросы, когда мальчик полез на мачту?
3)Что кажется тебе более важным для спасения мальчика: то, что человек , который спас мальчика, его отец, или то ,что он капитан?
4)Каким капитан воспитал своего сына?
2)Объясните: почему они не могли так поступать?
3)
а)Почему вы так думаете?
б) В чем различие в поведении матросов и капитана?
4)Почему вы так считаете?
4)-А сейчас вы дадите характеристику нашим героям самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на карточках. (формат А 4)
Индивидуальная работа
(зачитываются ответы по словарю)
Рассказ читается вслух хорошо читающими учащимися по фрагментам.
Индивидуальная работа.
- Действие происходило на палубе корабля.
- Среди людей была большая обезьяна.
-Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.
Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу) -Потому что она его подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне.. - Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра.
Индивидуальная работа
- Он может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу.
- Мальчик может упасть и разбиться.
Индивидуальная работа - Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть. - Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение.
Работа в парах
- Капитан убежал в каюту, чтоб никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына.
Работа в парах
Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы:
-
мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы;
-
весело, безответственно, смеялись ,шутили;
-
этот человек -капитан;
-
ловким, обидчивым. задорным, решительным, Предполагаемые ответы на толстые вопросы:
2)матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами;
3) а)человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе; б)капитан -ответственный, матросы -безответственные;
4)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение.
ловкий
решительныйРабота по группам
1группа
ловкий
весёлый
задорный
мальчик
обидчивый
испуганный
смелый
авторитетный
уверенный2 группа
капитан
решительный
смелый
быстрый
Умеющий командовать
знающие
3 группа
матросы
опытные
весёлые
безответственные
3. Рефлексия
1) С 164 Чтение 1 вопроса по учебнику
- Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево)
2)-Вернёмся к «Дереву предсказаний» . Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить.
1) Что может произойти в рассказе с таким названием?
2)Как будут развиваться события ?
3)Чем может закончится рассказ?
1 группа
3 группаблагопо лучно прыжок лучно
в воду
2 группав воду
5) Обобщение: Вопросы читают по учебнику с.165
- Кто же виноват ,что чуть было не случилось несчастье ?
- Скажите, чему учит рассказ?
-Почему рассказ называется « Прыжок»?
6 )Оцените свою работу на уроке. Зажгите нужный свет светофора: (У каждого на столах лежат круги 3 цветов: красный, зелёный, жёлтый)
отвечать есть ответ
более небольшие хороший
точно ошибки
7) Сегодня получают за работу на уроке…
матросы
знающиеРабота в парах
- Это правдивая история. Кот бы пошёл направо.
Работа в группах.
1 группа - ответ совпал
2 группа - ответ совпал
З группа - уточняем - история закончилась благополучно
(дети на доске исправляют ответ)
Индивидуальная работа
( ответы детей) - Рассказ учит быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких.
-Потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море спасает ему жизнь.
Домашнее задание С.165 Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Алёнушка. Сравни их высказывания и определи, кто что говорил.
Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок»