Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме Свобода и ответственность

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока № 10



1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Свобода и ответственность

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора.

Уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

П. Развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием.

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор.

Р. Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К. Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы; формирование

готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие умения оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

Формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.

Цель урока

Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свободного выбора поступка.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свобода, ответственность, последствия, преднамеренность, непреднамеренность.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, мультимидийный проектор, ноутбук.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение Сергея Острового, звуки природы (летний луг), диафильм «Приключения Буратино» по повести А.Толстого, высказывания Б.Шоу, В.Гюго

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

(звучит музыка)

- Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки… Вы стоите, широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете… легкость, свободу и желание познавать мир.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Чтение стихотворения Сергея Острового:

В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя пить, вовремя есть,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.



- Как вы поняли, о чем это стихотворение? - Какой вывод для себя можно сделать, прочитав это стихотворение? - Как вы считаете, какое отношение это стихотворение имеет к теме нашего сегодняшнего урока?

- Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова:

СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.

Б.ШОУ

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

Открывается тема урока: «Свобода и ответственность».

- Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

Волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)





Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Просмотр отрывка из диафильма «Приключения Буратино».

РАБОТА В ГРУППАХ

- Обсудите в группах и дайте ответы на вопросы:

1. Почему Буратино не прислушался к советам Сверчка?

2. К чему это привело?

3. Сделал ли Буратино выводы из случившегося с ним? Поясните свой ответ.

4. Какой выбор стоял перед Буратино?

5. Перед кем несет ответственность Буратино за свой выбор?

Выслушиваются ответы представителей от каждой группы.

- Попробуйте объяснить смысл слова «ответственность».

Работа с учебником.

- Найдите в тексте учебника (стр. 24) ответ, что такое ответственность. (Ответственность - эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)



- Что вы представляете, когда слышите слово «ответственность»? Как оно для вас выглядит? Как звучит? Какие мысли у вас возникают в связи с ним?

РАБОТА В ПАРАХ

- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры.

1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Стр. 25, 1 абзац.

- Что такое внутренняя обязанность человека?

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

Стр. 25, 2 абзац.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»

Кто отвечает?

Люди: человек, родители, дети, учителя и др.

Перед кем отвечает?

Перед природой, обществом, друг перед другом.

За что отвечает?

За решения, поступки и действия

Вывод:

- Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)

Принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)













Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

РАБОТА В ГРУППАХ

- Определите отношения ответственности и дополните высказывания:

Родители несут ответственность за …………….

Люди несут ответственность за …………………

Учителя несут ответственность за ………………

Ученики несут ответственность за ……………...

Врачи несут ответственность за …………………

Строители несут ответственность за ……………

Водители несут ответственность за …………….

Групповое обсуждение результатов.

Умение работать в паре, развитие навыков сотрудничества; формирование

готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

- Любой поступок влечет за собой какие-либо последствия. Давайте разберем несколько ситуаций.

1-я ситуация.

Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что не выполнили домашнее задание.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса?

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках?

- для отношения ребят с родителями?

2-я ситуация.

Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками, не предупредила родителей. Когда она пришла домой было уже совсем темно.

- На кого и как мог повлиять поступок Светы?

- Как такой поступок мог повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация.

Витя занимается футболом. Его команда должна принять участие в ответственном матче. Витя пропустил тренировку перед решающим матчем. Он пошел с другом в кино, шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, в которой играет Витя?

- для отношений Вити с ребятами?

- для отношений Вити с тренером?

4-я ситуация.

Костя и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

- Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?

- На кого еще мог повлиять их поступок?

Вывод:

- Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

Свобода без ответственности - это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.

Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. Гюго В.


Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор (П)

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минуты

- Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.

Вам понравился урок?

Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Групповая рефлексия (К)

Домашнее задание

2 минуты

Дифференцированное домашнее задание:

А) Обсудите вместе с родителями и дайте ответ на вопрос «Как научиться быть ответственным?» (можно составить памятку)

Б) Как может быть пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» может быть связана с темой сегодняшнего урока?



© 2010-2022