Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
тема: К. Чуковский «Скрюченная песенка». ЦЕЛИ: Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.

Характеристика деятельности учащихся: Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Чтение учителем стихотворения С. Михалкова.

Как бы жили мы без книг Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!

  1. Актуализация опорных знаний.


- Как называют человека, который сочиняет сказки? - Сказочник.

В народе говорится: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту фразу? Сказки Чуковского тоже учат добру.

  • Игра «Герои сказок Чуковского».

- Я приготовила небольшой сюрприз - Корней Иванович в окружении портретов своих сказочных героев.

Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка.


На доске:

В центре портрет Чуковского, вокруг пустые рамки.
- Что произошло? Где же герои? Сбежали! Любопытные, как маленькие дети. Вот они, сбежавшие, решили посмотреть на вас. Давайте вернем их на место. Вспомните отрывки сказок, где говорится об этих героях.


- Если топну я ногою, позову своих солдат
В эту комнату толпою умывальники влетят. МОЙДОДЫР

А лисички взяли спички,
к морю синему пошли,
море синее зажгли. ЛИСИЧКИ

Бабочка прилетела, крылышками помахала,
Стало море потухать и потухло. БАБОЧКА

Только заинька был паинька,
Под кусточком лежал, по-заячьи лопотал. ЗАЯЦ

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит! ДОКТОР

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. МУХА

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. КОМАРИК

- Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей! БАРМАЛЕЙ

- Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю! ТАРАКАН

Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
По-турецки говорил. КРОКОДИЛ

- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего. СЛОН

- Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!" ФЕДОРА

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. ГРЯЗНУЛЯ


  • Игра «Вспомни сказку»

- В какой сказке говорится, что надо соблюдать чистоту и порядок? Мойдодыр и Федорино горе.

- Какие именно строчки из этих сказок вы запомнили?
- В какой сказке говорится, что надо быть послушным и не убегать от взрослых? Бармалей
- В какой сказке говорится, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы помочь другим, и что и маленький герой сможет победить, достаточно проявить смелость и отвагу? Муха-цокотуха, Краденое солнце.


  1. Постановка учебной задачи.

- Так какова же тема нашего урока? Кто может ее сформулировать?

- Какую же цель мы поставим? (Продолжить знакомство с творчеством писателя).

- Что хотите узнать о творчестве Чуковского? (Что писал, в каком жанре работал? О чем писал?)

- Попробуем вместе найти ответы на поставленные нами вопросы.


  1. Словарная разминка.

Прочтение столбика слов.

Объяснение лексического значения каждого слова.

Поиск значения слова СКРЮ-ЧИТЬ-СЯ в словаре.


  1. Чтение и анализ народной английской песенки .

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».

В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).

Чтение отрывков из книги…

Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.

***
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться.

Строганок - это то, чем строгают,
Копатка - это то, чем копают.
Колоток - это то, чем колотят.
Цепля - это то, чем цепляют.
Вертутия - это то, что вертится.
Лизык - это то, что лижет.
Мазелин - это то, чем мажут.
Кусарик - это то, что кусают.

Смотри, как налужил дождь!

- Ой, какой пузырь я выпузырила!

- Дай мне распакетить пакеты.

- На тебе кочергу, покочергай.

- Собака пасть разинула, а потом зазинула.

- Ах, как обснегилась улица!

- Видишь, как я хорошо приудобился.

- Погоди, я еще не отсонилась.

- Мама сердится, но быстро удобряется.

-В жизни Чуковского было и другое увлечение.

- Мы с вами убедились, что К.И.Чуковский - замечательный сказочник. Но Чуковский - прекрасный переводчик. В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).

  • Чтение «Скрюченной песенки» хорошо читающим учеником.

  • Чтение песенки учащимися про себя и вслух.

  • Работа по содержанию.

- Прочитайте, что было скрючено?

- Какое это стихотворение по настроению?

- Найдите и прочитайте рифмы в стихотворении.


  1. Физкультминутка.

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!


  1. Творческое задание.

Нарисовать скрюченное существо.

Сочинить сказку об этом существе и рассказать ее друзьям.


  1. Итог урока. Рефлексия.

- Смогли ли мы ответить на поставленные нами вопросы?

- Что же писал Чуковский, в каких жанрах работал?

- О чем писал?

- Каким человеком был писатель? Как относился к детям?

- Детям он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого - маленького и большого - шутку, присказку, доброе слово. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.

- Не возникло ли желание почитать Чуковского?


© 2010-2022