- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка
Конспект урока литературного чтения на тему К. Чуковский Скрюченная песенка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колиух О.К. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Характеристика деятельности учащихся: Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
-
Актуализация опорных знаний.
- Как называют человека, который сочиняет сказки? - Сказочник.
В народе говорится: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту фразу? Сказки Чуковского тоже учат добру.
-
Игра «Герои сказок Чуковского».
- Я приготовила небольшой сюрприз - Корней Иванович в окружении портретов своих сказочных героев.
На доске:
В центре портрет Чуковского, вокруг пустые рамки.
- Что произошло? Где же герои? Сбежали! Любопытные, как маленькие дети. Вот они, сбежавшие, решили посмотреть на вас. Давайте вернем их на место. Вспомните отрывки сказок, где говорится об этих героях.
- Если топну я ногою, позову своих солдат
В эту комнату толпою умывальники влетят. МОЙДОДЫР
А лисички взяли спички,
к морю синему пошли,
море синее зажгли. ЛИСИЧКИ
Бабочка прилетела, крылышками помахала,
Стало море потухать и потухло. БАБОЧКА
Только заинька был паинька,
Под кусточком лежал, по-заячьи лопотал. ЗАЯЦ
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит! ДОКТОР
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. МУХА
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. КОМАРИК
- Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей! БАРМАЛЕЙ
- Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю! ТАРАКАН
Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
По-турецки говорил. КРОКОДИЛ
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего. СЛОН
- Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!" ФЕДОРА
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. ГРЯЗНУЛЯ
-
Игра «Вспомни сказку»
- В какой сказке говорится, что надо соблюдать чистоту и порядок? Мойдодыр и Федорино горе.
- Какие именно строчки из этих сказок вы запомнили?
- В какой сказке говорится, что надо быть послушным и не убегать от взрослых? Бармалей
- В какой сказке говорится, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы помочь другим, и что и маленький герой сможет победить, достаточно проявить смелость и отвагу? Муха-цокотуха, Краденое солнце.
-
Постановка учебной задачи.
- Так какова же тема нашего урока? Кто может ее сформулировать?
- Какую же цель мы поставим? (Продолжить знакомство с творчеством писателя).
- Что хотите узнать о творчестве Чуковского? (Что писал, в каком жанре работал? О чем писал?)
- Попробуем вместе найти ответы на поставленные нами вопросы.
-
Словарная разминка.
Прочтение столбика слов.
Объяснение лексического значения каждого слова.
Поиск значения слова СКРЮ-ЧИТЬ-СЯ в словаре.
-
Чтение и анализ народной английской песенки .
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).
Чтение отрывков из книги…
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.
***
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться.
Строганок - это то, чем строгают,
Копатка - это то, чем копают.
Колоток - это то, чем колотят.
Цепля - это то, чем цепляют.
Вертутия - это то, что вертится.
Лизык - это то, что лижет.
Мазелин - это то, чем мажут.
Кусарик - это то, что кусают.
Смотри, как налужил дождь!
- Ой, какой пузырь я выпузырила!
- Дай мне распакетить пакеты.
- На тебе кочергу, покочергай.
- Собака пасть разинула, а потом зазинула.
- Ах, как обснегилась улица!
- Видишь, как я хорошо приудобился.
- Погоди, я еще не отсонилась.
- Мама сердится, но быстро удобряется.
-В жизни Чуковского было и другое увлечение.
- Мы с вами убедились, что К.И.Чуковский - замечательный сказочник. Но Чуковский - прекрасный переводчик. В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).
-
Чтение «Скрюченной песенки» хорошо читающим учеником.
-
Чтение песенки учащимися про себя и вслух.
-
Работа по содержанию.
- Прочитайте, что было скрючено?
- Какое это стихотворение по настроению?
- Найдите и прочитайте рифмы в стихотворении.
-
Физкультминутка.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
-
Творческое задание.
Нарисовать скрюченное существо.
Сочинить сказку об этом существе и рассказать ее друзьям.
-
Итог урока. Рефлексия.
- Смогли ли мы ответить на поставленные нами вопросы?
- Что же писал Чуковский, в каких жанрах работал?
- О чем писал?
- Каким человеком был писатель? Как относился к детям?
- Детям он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого - маленького и большого - шутку, присказку, доброе слово. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.
- Не возникло ли желание почитать Чуковского?