Конспект урока + презентация по грамоте (чтение, письмо) на тему: В гости к алфавиту (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия № 60»





Открытый урок

по грамоте (чтение, письмо)

на тему:



«В гости к алфавиту».



1 класс «А».




Учитель начальных классов:

Гейн Яна Владимировна



Город Алматы


Учитель начальных классов: Гейн Яна Владимировна

Город Алматы

КГУ «Гимназия 60»

1 класс.

Урок: грамота (чтение, письмо)

Тема урока: «В гости к алфавиту».

Цели урока:

Образовательный аспект:

Формирование представлений учащихся об особенностях алфавита; о практическом использовании русского алфавита.

Формирование умения правильно расставлять слова по алфавиту.

Совершенствование навыка правильного выразительного чтения.

Совершенствование орфографии и графических навыков письма.

Развивающий аспект:

Развитие логического мышления, внимания, памяти, культуры речи.

Развитие познавательной активности и эмоций учащихся.

Воспитательный аспект:

Воспитание стремления к получению новых знаний.

Воспитание аккуратности, коллективизма и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Форма организации урока: интегрированный урок.

Дидактическое обеспечение урока: учебник «Родное слово», тетради, карточки, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой учащихся.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.


  • Сообщение темы урока. Целевая установка урока.

- Чтобы пополнить нашу копилку знаний, мы отправимся в гости к Алфавиту.

И тема нашего урока «В гости к алфавиту». (Слайд № 1).

Мы узнаем об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей.

2. Актуализация.

  • Повторение изученного материала. Работа с лентой букв.

- Скажите, пожалуйста, что такое алфавит? (Слайд № 2).

( Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)

(Слайд № 3).

- Что такое буква? (Буква - это знак, обозначающий звук.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21 буква)
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2 буквы)
(Слайд № 4).

Все 33 буквы русского языка "живут" в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную "квартиру", своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И мы к пришли в гости к АЛФАВИТУ.

(Слайд № 5).

- Скажите, а какая же буква спряталась за шторой в своей «квартире»? (Буква А.)


  • Минутка чистописания.

1.Оформление тетрадей.

- Давайте мы с вами сейчас её и пропишем. А для этого на нужно оформить тетради.

Откройте тетради. Записываем число: 24 февраля. Классная работа.

- Какие орфограммы мы будем подчёркивать?

- Какую букву мы прописываем? (В тетради прописано и показ на доске учителем).

Аа

Письмо заглавной буквы А состоит из трех элементов: длинная плавно наклонная линия с закруглением внизу, длинная прямая линия с закруглением внизу и черточка, идущая слева направо.

- Дайте характеристику звуку А. (Гласный, бывает ударным или безударным звуком.)

  • Словарная работа.

Составление слово из букв. (Cлайд 6)

- Посмотрите на доску и составьте из букв слово, в которых присутствует буква А в начале и в конце слова.

азбука

(Cлайд 7).

- Что такое азбука? ( Азбука - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке). Учебник - как наш «Букварь».

(Cлайд 8)

- Посмотрите на доску и составьте из букв слово, в которых присутствует буква А в начале слова.

алфавит Азбука и алфавит - слова близнецы.

- Давайте пропишем слова (Азбука, алфавит.) в тетради, поставим ударение и разделим на слоги.

4. Формирование новых понятий и способов действия.

  • Объяснение учителя.

Знакомство с историей русского алфавита. (Cлайд № 9)

- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше - 43, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.

Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от повторяющих друг друга букв. И поэтому в нашем алфавите стало 33 буквы.

Конспект урока + презентация по грамоте(чтение, письмо) на тему: В гости к алфавиту (1 класс)

(Слайд № 10)

А слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых букв древнерусского языка (аз и буки).

Слово «алфавит» образовалось от названий первых двух греческих букв: альфа (а) и бета или вита (в). Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит».

И вот уже почти 100 лет мы пользуемся «привычным» нам алфавитом.

Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла "наш алфавит", "русский алфавит". И это неспроста. Как вы думаете, почему?

Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

(Слайд № 11) Вот к примеру английский алфавит, который вы изучаете на уроках английского языка.

  • Физкультминутка.

Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем - встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

  • Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, что же такое алфавит? (Буквы стоят в строгом порядке, каждая на своем месте).

- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.


  1. Работа по учебнику. С. 24 упр. 7. Работа у доски. (Самопроверка).

Комментированное письмо. (Слайд № 12)

- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

Откройте учебники с. 24 упр. 7.

- Какое задание нам нужно выполнить?

Расположи слова в алфавитном порядке. Составь 2 предложения (устно).

- Назовите все орфограммы в словах.

Медуза, краб, дельфин, акула, вода, сазан, белуга, лебедь.
Акула, белуга, вода, дельфин, краб, лебедь, медуза, сазан.

2. Работа со словарём. (Слайд № 13)

- Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово?

- Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью к словарю).

Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

  1. Работа с классным журналом.

- Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учителя берут журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

4. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа по карточкам. Работа в парах. Устно. (Слайд № 14)

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

- Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов). Карточки правильно разложить. Прочитайте. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

- Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)

- Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию отыщем первой? (Житков Б.) Продолжаем.

- Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей.

(Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)

Проверка с доски.

- Скажите, а для чего нужны книги? (Читать - много знать, новое, интересное.)

Об этом есть стихотворения, которые расскажут ребята.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от "А" до "Я"!

  1. Самостоятельная работа по вариантам. (Слайд № 15)

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.

Задание: напишите имена учеников в алфавитном порядке.

1 вариант. Напишите имена учеников в алфавитном порядке.

Виктор, Яков, Антон, Борис, Иван.

Антон, Борис, Виктор, Иван, Яков.

2 вариант. Напишите имена учениц в алфавитном порядке.

Анна, Светлана, Надежда, Дарья, Ирина.

Анна, Дарья, Ирина, Надежда, Светлана.

  • Правила произношения русского алфавита.

- Ребята, а вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита?

Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком а, часть со звуком э в начале слова, а часть со звуком Э в конце. Давайте мы сейчас и вспомним весь алфавит. Споём песню под названием «Алфавит».

  • Физкультминутка. Песня - видео «Алфавит». (Слайд № 16)


  • Запись слов по алфавиту.

(Слайд № 18). Запись слов по алфавиту.

Индивидуальная работа по карточкам.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Яблоко, лимон, банан, виноград, груша.

Бананы, виноград, груша, лимон, яблоко.

(Слайд № 17). Запись слов по алфавиту.

  • Работа в парах. Самопроверка. (Возможный уровень.)

Работа с иллюстрациями «Животные». Устно (Письменно?)

Лев, белка, гусь, улитка, ёж, слон, рак, жук.

Белка, гусь, ёж, жук, лев, рак, слон, улитка.

(Слайд №19)

- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.

Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа - это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я


18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


14

16

13

16

5

6

24

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

5. Этап информации о домашнем задании.

Стр. 24 упр. 6 - письменно. Повторить словарные слова и алфавит.

6. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Что такое алфавит? ( Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)

- Что такое буква? (Буква - это знак, обозначающий звук.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21 буква)
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2 буквы)
- Для чего необходимо знать алфавит?
- Когда люди пользуются алфавитом?

- Что вы узнали из истории азбуки и алфавита?

7. Этап рефлексия.

- Какая информация была для вас новой, что удивило?

- Когда было особенно интересно на уроке?

- А что вызвало затруднения?

- Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, хлопните в ладоши

три раза.

- Молодцы, вы активно работали на уроке! Урок окончен.

(Слайд № 20).

Тайны грамоты хранит

Наш приятель Алфавит.

Мы по Азбуке шагали,

Дружно буквы изучали.

И секреты, что узнали,

Мы вам рассказали.


8


© 2010-2022