- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока + презентация по грамоте (чтение, письмо) на тему: В гости к алфавиту (1 класс)
Конспект урока + презентация по грамоте (чтение, письмо) на тему: В гости к алфавиту (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гейн Я.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
КГУ «Гимназия № 60»
Открытый урок по грамоте (чтение, письмо) на тему:
«В гости к алфавиту».
1 класс «А».
Учитель начальных классов: Гейн Яна Владимировна
|
Город Алматы
Учитель начальных классов: Гейн Яна Владимировна
Город Алматы
КГУ «Гимназия 60»
1 класс.
Урок: грамота (чтение, письмо)
Тема урока: «В гости к алфавиту».
Цели урока:
Образовательный аспект:
Формирование представлений учащихся об особенностях алфавита; о практическом использовании русского алфавита.
Формирование умения правильно расставлять слова по алфавиту.
Совершенствование навыка правильного выразительного чтения.
Совершенствование орфографии и графических навыков письма.
Развивающий аспект:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, культуры речи.
Развитие познавательной активности и эмоций учащихся.
Воспитательный аспект:
Воспитание стремления к получению новых знаний.
Воспитание аккуратности, коллективизма и коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Форма организации урока: интегрированный урок.
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Родное слово», тетради, карточки, презентация, компьютер, проектор.
Ход урока.
-
Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой учащихся.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
-
Сообщение темы урока. Целевая установка урока.
- Чтобы пополнить нашу копилку знаний, мы отправимся в гости к Алфавиту.
И тема нашего урока «В гости к алфавиту». (Слайд № 1).
Мы узнаем об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей.
2. Актуализация.
-
Повторение изученного материала. Работа с лентой букв.
- Скажите, пожалуйста, что такое алфавит? (Слайд № 2).
( Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)
(Слайд № 3).
- Что такое буква? (Буква - это знак, обозначающий звук.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)
- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21 буква)
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2 буквы)
(Слайд № 4).
Все 33 буквы русского языка "живут" в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную "квартиру", своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И мы к пришли в гости к АЛФАВИТУ.
(Слайд № 5).
- Скажите, а какая же буква спряталась за шторой в своей «квартире»? (Буква А.)
-
Минутка чистописания.
1.Оформление тетрадей.
- Давайте мы с вами сейчас её и пропишем. А для этого на нужно оформить тетради.
Откройте тетради. Записываем число: 24 февраля. Классная работа.
- Какие орфограммы мы будем подчёркивать?
- Какую букву мы прописываем? (В тетради прописано и показ на доске учителем).
Аа
Письмо заглавной буквы А состоит из трех элементов: длинная плавно наклонная линия с закруглением внизу, длинная прямая линия с закруглением внизу и черточка, идущая слева направо.
- Дайте характеристику звуку А. (Гласный, бывает ударным или безударным звуком.)
-
Словарная работа.
Составление слово из букв. (Cлайд 6)
- Посмотрите на доску и составьте из букв слово, в которых присутствует буква А в начале и в конце слова.
азбука
(Cлайд 7).
- Что такое азбука? ( Азбука - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке). Учебник - как наш «Букварь».
(Cлайд 8)
- Посмотрите на доску и составьте из букв слово, в которых присутствует буква А в начале слова.
алфавит Азбука и алфавит - слова близнецы.
- Давайте пропишем слова (Азбука, алфавит.) в тетради, поставим ударение и разделим на слоги.
4. Формирование новых понятий и способов действия.
-
Объяснение учителя.
Знакомство с историей русского алфавита. (Cлайд № 9)
- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.
Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше - 43, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.
Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от повторяющих друг друга букв. И поэтому в нашем алфавите стало 33 буквы.
(Слайд № 10)
А слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых букв древнерусского языка (аз и буки).
Слово «алфавит» образовалось от названий первых двух греческих букв: альфа (а) и бета или вита (в). Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит».
И вот уже почти 100 лет мы пользуемся «привычным» нам алфавитом.
Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла "наш алфавит", "русский алфавит". И это неспроста. Как вы думаете, почему?
Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.
(Слайд № 11) Вот к примеру английский алфавит, который вы изучаете на уроках английского языка.
-
Физкультминутка.
Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем - встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
-
Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, что же такое алфавит? (Буквы стоят в строгом порядке, каждая на своем месте).
- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?
- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.
-
Работа по учебнику. С. 24 упр. 7. Работа у доски. (Самопроверка).
Комментированное письмо. (Слайд № 12)
- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.
Откройте учебники с. 24 упр. 7.
- Какое задание нам нужно выполнить?
Расположи слова в алфавитном порядке. Составь 2 предложения (устно).
- Назовите все орфограммы в словах.
Медуза, краб, дельфин, акула, вода, сазан, белуга, лебедь.
Акула, белуга, вода, дельфин, краб, лебедь, медуза, сазан.
2. Работа со словарём. (Слайд № 13)
- Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово?
- Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью к словарю).
Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.
-
Работа с классным журналом.
- Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учителя берут журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).
4. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Работа по карточкам. Работа в парах. Устно. (Слайд № 14)
- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
- Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов). Карточки правильно разложить. Прочитайте. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.
- Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)
- Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию отыщем первой? (Житков Б.) Продолжаем.
- Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей.
(Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)
Проверка с доски.
- Скажите, а для чего нужны книги? (Читать - много знать, новое, интересное.)
Об этом есть стихотворения, которые расскажут ребята.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от "А" до "Я"!
-
Самостоятельная работа по вариантам. (Слайд № 15)
Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.
Задание: напишите имена учеников в алфавитном порядке.
1 вариант. Напишите имена учеников в алфавитном порядке.
Виктор, Яков, Антон, Борис, Иван.
Антон, Борис, Виктор, Иван, Яков.
2 вариант. Напишите имена учениц в алфавитном порядке.
Анна, Светлана, Надежда, Дарья, Ирина.
Анна, Дарья, Ирина, Надежда, Светлана.
-
Правила произношения русского алфавита.
- Ребята, а вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита?
Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком а, часть со звуком э в начале слова, а часть со звуком Э в конце. Давайте мы сейчас и вспомним весь алфавит. Споём песню под названием «Алфавит».
-
Физкультминутка. Песня - видео «Алфавит». (Слайд № 16)
-
Запись слов по алфавиту.
(Слайд № 18). Запись слов по алфавиту.
Индивидуальная работа по карточкам.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Яблоко, лимон, банан, виноград, груша.
Бананы, виноград, груша, лимон, яблоко.
(Слайд № 17). Запись слов по алфавиту.
-
Работа в парах. Самопроверка. (Возможный уровень.)
Работа с иллюстрациями «Животные». Устно (Письменно?)
Лев, белка, гусь, улитка, ёж, слон, рак, жук.
Белка, гусь, ёж, жук, лев, рак, слон, улитка.
(Слайд №19)
- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.
Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа - это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
14
16
13
16
5
6
24
М
О
Л
О
Д
Е
Ц
5. Этап информации о домашнем задании.
Стр. 24 упр. 6 - письменно. Повторить словарные слова и алфавит.
6. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Что такое алфавит? ( Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)
- Что такое буква? (Буква - это знак, обозначающий звук.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)
- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21 буква)
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2 буквы)
- Для чего необходимо знать алфавит?
- Когда люди пользуются алфавитом?
- Что вы узнали из истории азбуки и алфавита?
7. Этап рефлексия.
- Какая информация была для вас новой, что удивило?
- Когда было особенно интересно на уроке?
- А что вызвало затруднения?
- Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, хлопните в ладоши
три раза.
- Молодцы, вы активно работали на уроке! Урок окончен.
(Слайд № 20).
Тайны грамоты хранит
Наш приятель Алфавит.
Мы по Азбуке шагали,
Дружно буквы изучали.
И секреты, что узнали,
Мы вам рассказали.
8