Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе Стихи В. Д. Берестова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе Стихи В.Д. Берестова.Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Стихи В.Д. Берестова"

Цель: - расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
- продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
- формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать речь, память и умение работать с текстом;
- воспитывать нравственные качества: любовь к живому, бережное отношение к природе.

Оборудование: - портрет и выставка книг В.Д. Берестова;
- учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»
-произведения В.Д. Берестова «Прощание с другом».
- карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;
- карточки с текстом к стихотворению «Прощание с другом».
- иллюстрация к стихотворению «Прощание с другом».

Ход урока.

1.Организация урока.

Громко прозвенел звонок - начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,
Работаем старательно, слушаем внимательно.

2.Постановка целей и задач урока.
Учитель: Как хорошо уметь читать!
Ученик 1. Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Ученик 2. Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»
Хором: Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!
Учитель: Кто написал эти замечательные стихи, которые мы уже знаем наизусть?
Дети: Валентин Дмитриевич Берестов.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним раннее изученные стихотворения В.Д. Берестова и познакомимся с новыми его произведениями. А так же продолжим учиться читать правильно, выразительно и бегло.

3.Повторение изученного. Поэтическая разминка.
Учитель: Для того чтобы научиться читать, мы выучили все буквы.
В изучении букв нам помогали стихи В. Д. Берестова. Вспомним эти стихи.

Дети читают изученные стихотворения, а в руках карточки, на которых написаны первые буквы из названия стихотворения.

Ученик 3.Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.

З

Ученик 4. Ивы.
- Почему вы так красивы?
- Потому, - шепнули ивы,-
Что стоим мы над рекой,
Над красивою такой.

И

Ученик 5. Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться,
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

П

Ученик 6 и 7. Робот.
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мышцы электрические.

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает
- На экран взгляни, матрос!
Я ракушками оброс!

Р

Р

Ученик 8.Слон.
Слон - москвич, в столицу он
Был слонёнком привезён
Из соседней из страны,
Той, где водятся слоны!

С

Ученик 9. Куклы вальс танцуют старый.
Льются звуки, вьются пары.
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.

Ю

Учитель. Спасибо чтецам. Ребята, переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
Дети: Сюрприз.
Учитель: Молодцы! Вас сегодня в конце урока ожидает сюрприз- подарок.
А мы продолжаем свой урок тренировочными упражнениями.

4. Тренировочные упражнения.

Учитель: Для того чтобы правильно и быстро читать, нужно глубоко и ровно научиться дышать.
1) Работа над дыханием.
У вас на столах лежат воздушные шарики. Надо надуть эти шарик. (Дети надувают шары.)
- Закончили упражнение. Сдуйте шарики и положите на парту.

2) Работаем над слитным чтением слогов и слов.
Запись на доске:
Ой -бой - мой - мог
Ом- сом - лом - том
Он - сон - кон - тон
Ос - ост - сто - дос
От - лот - пот - мот

- прочитаем хором, напевно в умеренно темпе;
- индивидуальное чтение с четким проговариванием (2-3 человека)
- бинарное чтение ( 2 человека одновременно читают с ускорением)

3) Развиваем оперативное поле зрение - чтение словесной пирамиды.

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе Стихи В.Д. Берестова.

- прочитаем слова без пауз - хором.
- чтение с ускорением целыми словами.
Учитель: Запомните эти слова. Они вам встретятся в новом тексте.
Мы читали слоги, из них составляются слова, а из слов, что можно составить?
Дети: Предложения.
Учитель: Правильно.
4) работаем над дикцией и памятью (интонационная разминка)
-прочитаем медленно, хором, проговаривая выделенные звуки:

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины.

- прочитать стихотворение с ударением в каждой строчке на первое слово.

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины.

- прочитать стихотворение с ударением в каждой строчке на третье слово.

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины

-быстрое проговаривание (в темпе скороговорки)
- закроем глазки и повторим наизусть стихотворение
Учитель: Произведения, какого автора помогли нам сделать разминку?
Дети: Помогли нам стихи В.Д. Берестова.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с творчеством В.Д. Берестова и новым произведением «Прощание с другом».

Учитель: Во время разминки мы вспомнили известные произведения В.Д. Берестова. Эти и многие другие стихи вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке.

1) Биография В.Д. Берестова
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 году в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4 года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились. Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей. 1 апреля 2008 года замечательному поэту исполнилось бы 80 лет, поэтому 2008 год Литературный центр им. В.Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявляет годом Валентина Берестова.
Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением.
2) Проблемная ситуация. Моделирование сюжета.
3) Первичное знакомство с текстом.
Учитель читает стихотворение наизусть, держа в руках игрушку ежика.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?
Обижал ли мальчик ежика?
4) Работа по учебнику и анализ текста.
Учитель: Откройте учебники на странице 236. Прочитаем это стихотворение «цепочкой» по две строчки. Попытаемся ответить на вопрос:
- Как жилось ёжику у мальчика?
Ученики читают и отвечают на вопрос, подтверждая словами из текста.

Дети: Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили.

Учитель: Найдите и прочитайте описание ёжика, что он любил, что не любил.

Дети: Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.

Учитель: Почему же всё-таки ёжик ушёл? Как вы считаете? Начните свой ответ со слов: «Я считаю…
- Понимал мальчик, что ежу лучше жить на воле? Кто сможет подтвердить словами из текста.
Дети: Проводил я его до околицы.
Учитель: Кто знает, что такое околица?
Словарная работа.

Околица - это край деревни.
Последний дом на улице в деревне.

Учитель: Какой можно сделать вывод, где лучше жить животным?
Дети: Животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали.
Учитель: Мальчик поступил как настоящий друг. И видно, что он с любовью и пониманием относится к животным.
Валентин Берестов сам всегда ко всем относился с любовью и старался детям в своих стихах объяснить, что любить нужно всех и все живое на земле без особых причин. В заключение нашего урока послушаем стихотворение В.Берестова «Любили тебя без особых причин».
Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ученик 10. Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

7. Итог урока.

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе Стихи В.Д. Берестова.

© 2010-2022