Конспект урока по теме Звук [й] и его обозначение на письме

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №143












Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 «В» класса на тему:

Звук й и его обозначение на письме








Исполнитель:

учитель начальных классов

Гоголева Д.В.












Екатеринбург 2016

Конспект урока по теме: Звук й и его обозначение на письме

Класс: 2 «В»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: развивать умение слушать и вычленять в речи звуки и и й, определять способы обозначения звука й на письме

Задачи:

Образовательные:

- учить разграничивать звуки и и й

- учить различать способы обозначения звука й буквой Й и буквами гласных е, ё, ю, я.

Развивающие:

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, напечатанные на листочках слова с пропусками, магниты.

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний (7 минут)

  3. Формулирование темы урока (3 минуты)

  4. Изучение нового материала (21 минута)

  5. Закрепление изученного (5 минут)

  6. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)

  7. Домашнее задание (1 минута)






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Оргмомент

Приветствие.

- Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату (Одиннадцатое марта), «классная работа».

Записывают в тетрадях дату и «классная работа». Комментированная запись числа.

Актуализация знаний

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок?

- Давайте сейчас вспомним, когда же нужно писать разделительный ь, а когда нет.

- Перед вами слова-ловушки, в которых скрывается знание правил правописания изученных орфограмм. В данных словах, там, где нужно, вставьте мягкий знак. А там, где вы считаете его не должно быть, докажите графически, подчеркивая орфограмму. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Приступаем к выполнению.
Больше, меньше, срочно, уточни, внучка, задачник, школьные, цветочки, васильки, колокольчики.

- А теперь проверим выполненное задание.

Учитель вызывает одного ученика к доске, который выполняет это же задание с комментированием. Остальные учащиеся самостоятельно проверяют свою работу.

- Поднимите руки те, кто не допустил не одной ошибки при выполнении этого задания.

- Кто допустил одну ошибку?

- А две ошибки?

- В основном все справились с этим заданием. Значит, мы можем двигаться дальше.

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.

Выполняют задание в тетрадях.



Самооценка.

Поднимают руки

Самостоятельная работа сопровождается контролем учителя за деятельностью детей.


Словесные методы

Оценка выполненного задания

Формулирование темы урока

- Ребята, я вам сейчас прочитаю интересную историю, прослушав которую, вы сможете определить тему нашего урока. Слушайте внимательно.

Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

- Вы уже догадались, какая тема урока?

- А какой это звук?

- Какими буквами он может быть обозначен на письме?

- Сформулируйте цель урока. Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на письме.

- Молодцы!

Дети внимательно слушают учителя.


- Буква Й.

- й


-Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на письме.

Словесные методы

Изучение нового материала

- А сейчас, давайте откроем учебник на странице 129 и выполним упражнение 197 устно.

- Кто нам прочитает задание?

- Читаем первую пару слов.

бои - бой

- Какой звук мы слышим на конце слова бои?

- А на конце слова бой?

- Хорошо.

- Читаем следующую пару слов.

герои - герой

трамваи - трамвай

твои - твой

- Итак, ребята, какой же буквой обозначен звук и?

А какой буквой обозначен звук й?

- Молодцы!

- А сейчас, выполним упражнение 198.

- Кто нам прочитает задание?

- Прочитайте слова из упражнения самостоятельно.

- Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква Й.

- Какой звук обозначает буква Й в этих словах?

- Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом этот звук.

- А сейчас давайте прочитаем все оставшиеся слова, которые мы не выбрали в первом случае. И постараемся услышать друг друга, поэтому будем читать все вместе, вслух и в полголоса.

- Слышали ли мы в этих словах звук й?

- А где же он здесь скрывается? Ведь буквы Й мы здесь не видим.

- Давайте подчеркнем гласные буквы, в которых скрывается звук й.

- Назовем эти буквы.

- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают звук й?

- Итак, сделаем вывод, какими же буквами, кроме Й, может быть обозначен звук й на письме?

Дети открывают учебник и выполняют упражнение из учебника.

- и

- й

Дети отвечают на вопросы учителя.

Работа в учебнике.

Самостоятельное чтение.

- йод, лайка,зайка, мой

- й

- ёлка, ели, яма, юла, поёт, поезд, пояс, вьют

- да

- Он скрывается в гласных буквах

Подчеркивают карандашом гласные буквы.

- е, ё, ю, я

- когда буквы е,ё,ю,я стоят в начале слова и после гласных

- е, ё, ю, я

Развивается умение разграничивать звуки и и й и определять первый способ обозначения звука й на письме


Развивается умение различать способы обозначения звука й буквой Й и буквами гласных е, ё, ю, я.

Закрепление пройденного материала

- Спишите слова из этого упражнения в строчку, через запятую, подчеркивая буквы, которые обозначают звук й.

Учитель контролирует выполнение задания всеми детьми.

- А сейчас выполним упражнение 199. Вам нужно будет в один столбик выписать слова, в которых звук [й'] обозначен буквой Й, а в другой - буквами е, ё, ю, я.

- Прочитаем слова, которые даны в упражнении.

- Запишите слова в два столбика, подчеркивая в словах буквы, которые обозначают звук й.

- Проверяем.

- Какие слова записали в первый столбик?

- Какие слова записали во второй столбик?

- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого упражнения?

- Кто допустил одну ошибку?

- А кто две?

- Какой вывод для себя сделали те, кто допустили ошибки?

- Хорошо.

Самостоятельная работа в тетради.


- Ёжик, мойка, дают, йогурт, ясли, южный, лай, если, поели, каюта, поёт, лайка.

- мойка, южный, лай, лайка, йогурт.

- ёжик, дают, ясли, южный, если, поели, каюта, поёт.

Дети поднимают руки.


Задание на закрепление умения группировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'] на письме.

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, назовите ключевые буква этого урока.

- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают звук [й']?

- А в каких случаях буквы е, ё, ю, я не обозначают звука [й']?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

- А что больше всего понравилось? Почему?

- й, е, ё, ю, я

- когда буквы е,ё,ю,я стоят в начале слова и после гласных

- Если стоят после букв согласных звуков

Познавательная и личностная рефлексия.


Домашнее задание

- А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет придумать 5 слов, в которых звук [й'] обозначен буквой Й и 5 слов, в которых звук [й'] обозначен буквами е, ё, ю, я.

- Вам понятно задание?

- Все записали?

Наш урок окончен.

Записывают домашнее задание в дневники.

- да

Задание на закрепление умения группировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'] на письме.


© 2010-2022