- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Звук [й] и его обозначение на письме
Конспект урока по теме Звук [й] и его обозначение на письме
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гоголева Д.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №143
Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 «В» класса на тему:
Звук й и его обозначение на письме
Исполнитель:
учитель начальных классов
Гоголева Д.В.
Екатеринбург 2016
Конспект урока по теме: Звук й и его обозначение на письме
Класс: 2 «В»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: развивать умение слушать и вычленять в речи звуки и и й, определять способы обозначения звука й на письме
Задачи:
Образовательные:
- учить разграничивать звуки и и й
- учить различать способы обозначения звука й буквой Й и буквами гласных е, ё, ю, я.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник, напечатанные на листочках слова с пропусками, магниты.
Структура урока.
-
Организационный момент (1 минута)
-
Актуализация знаний (7 минут)
-
Формулирование темы урока (3 минуты)
-
Изучение нового материала (21 минута)
-
Закрепление изученного (5 минут)
-
Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
-
Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое обоснование
Оргмомент
Приветствие.
- Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату (Одиннадцатое марта), «классная работа».
Записывают в тетрадях дату и «классная работа». Комментированная запись числа.
Актуализация знаний
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок?
- Давайте сейчас вспомним, когда же нужно писать разделительный ь, а когда нет.
- Перед вами слова-ловушки, в которых скрывается знание правил правописания изученных орфограмм. В данных словах, там, где нужно, вставьте мягкий знак. А там, где вы считаете его не должно быть, докажите графически, подчеркивая орфограмму. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Приступаем к выполнению.
Больше, меньше, срочно, уточни, внучка, задачник, школьные, цветочки, васильки, колокольчики.
- А теперь проверим выполненное задание.
Учитель вызывает одного ученика к доске, который выполняет это же задание с комментированием. Остальные учащиеся самостоятельно проверяют свою работу.
- Поднимите руки те, кто не допустил не одной ошибки при выполнении этого задания.
- Кто допустил одну ошибку?
- А две ошибки?
- В основном все справились с этим заданием. Значит, мы можем двигаться дальше.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.
Выполняют задание в тетрадях.
Самооценка.
Поднимают руки
Самостоятельная работа сопровождается контролем учителя за деятельностью детей.
Словесные методы
Оценка выполненного задания
Формулирование темы урока
- Ребята, я вам сейчас прочитаю интересную историю, прослушав которую, вы сможете определить тему нашего урока. Слушайте внимательно.
Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.
- Вы уже догадались, какая тема урока?
- А какой это звук?
- Какими буквами он может быть обозначен на письме?
- Сформулируйте цель урока. Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на письме.
- Молодцы!
Дети внимательно слушают учителя.
- Буква Й.
- й
-Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на письме.
Словесные методы
Изучение нового материала
- А сейчас, давайте откроем учебник на странице 129 и выполним упражнение 197 устно.
- Кто нам прочитает задание?
- Читаем первую пару слов.
бои - бой
- Какой звук мы слышим на конце слова бои?
- А на конце слова бой?
- Хорошо.
- Читаем следующую пару слов.
герои - герой
трамваи - трамвай
твои - твой
- Итак, ребята, какой же буквой обозначен звук и?
А какой буквой обозначен звук й?
- Молодцы!
- А сейчас, выполним упражнение 198.
- Кто нам прочитает задание?
- Прочитайте слова из упражнения самостоятельно.
- Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква Й.
- Какой звук обозначает буква Й в этих словах?
- Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом этот звук.
- А сейчас давайте прочитаем все оставшиеся слова, которые мы не выбрали в первом случае. И постараемся услышать друг друга, поэтому будем читать все вместе, вслух и в полголоса.
- Слышали ли мы в этих словах звук й?
- А где же он здесь скрывается? Ведь буквы Й мы здесь не видим.
- Давайте подчеркнем гласные буквы, в которых скрывается звук й.
- Назовем эти буквы.
- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают звук й?
- Итак, сделаем вывод, какими же буквами, кроме Й, может быть обозначен звук й на письме?
Дети открывают учебник и выполняют упражнение из учебника.
- и
- й
Дети отвечают на вопросы учителя.
Работа в учебнике.
Самостоятельное чтение.
- йод, лайка,зайка, мой
- й
- ёлка, ели, яма, юла, поёт, поезд, пояс, вьют
- да
- Он скрывается в гласных буквах
Подчеркивают карандашом гласные буквы.
- е, ё, ю, я
- когда буквы е,ё,ю,я стоят в начале слова и после гласных
- е, ё, ю, я
Развивается умение разграничивать звуки и и й и определять первый способ обозначения звука й на письме
Развивается умение различать способы обозначения звука й буквой Й и буквами гласных е, ё, ю, я.
Закрепление пройденного материала
- Спишите слова из этого упражнения в строчку, через запятую, подчеркивая буквы, которые обозначают звук й.
Учитель контролирует выполнение задания всеми детьми.
- А сейчас выполним упражнение 199. Вам нужно будет в один столбик выписать слова, в которых звук [й'] обозначен буквой Й, а в другой - буквами е, ё, ю, я.
- Прочитаем слова, которые даны в упражнении.
- Запишите слова в два столбика, подчеркивая в словах буквы, которые обозначают звук й.
- Проверяем.
- Какие слова записали в первый столбик?
- Какие слова записали во второй столбик?
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого упражнения?
- Кто допустил одну ошибку?
- А кто две?
- Какой вывод для себя сделали те, кто допустили ошибки?
- Хорошо.
Самостоятельная работа в тетради.
- Ёжик, мойка, дают, йогурт, ясли, южный, лай, если, поели, каюта, поёт, лайка.
- мойка, южный, лай, лайка, йогурт.
- ёжик, дают, ясли, южный, если, поели, каюта, поёт.
Дети поднимают руки.
Задание на закрепление умения группировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'] на письме.
Итог урока. Рефлексия
- Ребята, назовите ключевые буква этого урока.
- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают звук [й']?
- А в каких случаях буквы е, ё, ю, я не обозначают звука [й']?
- Что на уроке вызвало у вас затруднение?
- А что больше всего понравилось? Почему?
- й, е, ё, ю, я
- когда буквы е,ё,ю,я стоят в начале слова и после гласных
- Если стоят после букв согласных звуков
Познавательная и личностная рефлексия.
Домашнее задание
- А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет придумать 5 слов, в которых звук [й'] обозначен буквой Й и 5 слов, в которых звук [й'] обозначен буквами е, ё, ю, я.
- Вам понятно задание?
- Все записали?
Наш урок окончен.
Записывают домашнее задание в дневники.
- да
Задание на закрепление умения группировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'] на письме.