Урок нравственности Почитай отца своего и мать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Окунёвская средняя школа»

Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Тема урока: «Почитание родителей»

Учитель начальных классов Безпалько Е.П.


Тема: Почитание родителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.

Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.

Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.

  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Раскрыть понятия «почитание», «уважение».

  2. Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.Слайд №1

-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга.

Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни «Родители как крылья ангела»СЛАЙД№2

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ).

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Формулировка темы урока.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

-Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл:

Птица радуется весне, а младенец - матери.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучше дружка чем родная матушка.

Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.

-Какую пословицу можно назвать лишней? Почему?

-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

Объяснение учащимися смысла пословиц.

Дети определяют как лишнюю 4 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку.

Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. Запись на доске или слайд презентации.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно - смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

2 этап. Постановка проблемы.

- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ.

-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?

-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.

-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.

-Слово «Отношения».

- Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель).

Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

3 этап. Актуализация знаний.

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить маленькое творческое задание.

Возьмите листики и напишите на них своё отношение к вашим близким, что вы хотели бы исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни по отношению к родителям. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

Кто желает прочитать, что он написал? Не повторяться.

Ученики выполняют творческое задание.

Представляют результаты своей работы.

Письменные результаты выносятся на доску.


Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

4 этап. Поиск решения проблемы.

-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети - родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить?

Работа с текстом.СЛАЙД №3

- Прочитайте текст: БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Исход 20:12

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Второзаконие 5:16

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

- Почему Вам предлагаются именно эти тексты.

- Я попрошу вас прочитать эти тексты еще раз про себя и найти 1 слово, которое определяет отношение детей к родителям. - А что же такое почитание?

Групповая работа.

- Попробуйте сформулировать в группах, что такое «почитание», а одна группа поработает со словаремв.И.ДАЛЯ


-Мы вышли на другое слово «Уважение». Я просила группу найти и его определение.

- Какой возникает вопрос?

ЗАПОВЕДЬ О ПОЧИТАНИИ Размышляя над словами «Почитай отца твоего и матерь твою», на память сразу же приходят картины взаимоотношений родителей и детей. Очевидно, что данная заповедь включает в себя намного больше, чем требование простого уважения к отцу и матери. В этой заповеди упоминаются отец и мать, потому что это самое ближайшее окружение, как в семьях христиан, так и нехристиан, и оно является основной ячейкой общества. Пятая заповедь как луч Слова Божьего проникает в самый центр семьи. Просветив семью, луч пробивается наружу - неся свет в более широкие сферы жизни, начиная от семьи и далее до церкви, школы, территориальной общины и государства. Поэтому в данной заповеди Бог заповедует нам повиноваться всем тем, кто наделен властными полномочиями.

Слайд №4

Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему?

- Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «почитание»? Запись на доске или слайд.

Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.Слайд№5

- Эти тексты из Священных книг разных религий, они говорят об отношении к родителям.

- Это слово «Почитание».

Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждение полученных результатов.

Обращение к словарю.

«Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)

«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».

-Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?

Дети озвучивают :

Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».

Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».

Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»

Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».

- Забота, поддержка, помощь, ….

Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).



Познавательные УУД: обобщение.



Регулятивные: действия оценивания.

Работа с рассказом Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек".

Прослушивание текста. Анализ.

-Обсуждение.

- О чем это произведение? Каков смысл рассказа? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. . Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относится дети)

Попробуем вместе поразмышлять над произведением:

- почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?

- почему невестка решила давать старику еду в лоханке?

- кому обычно дают еду в лохани?

- как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?

- как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?

- можно ли считать это проявлением хамства?

- что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

5 этап. Выражение решения проблемы.

- Давайте вспомним наш вопрос - проблему урока « На чем строится отношение детей к родителям?»

Еще один важный вопрос «Почему мы должны так поступать?» Что требует Бог в пятой заповеди? О. Чтобы я оказывал совершенное почтение, любовь, преданность своим отцу и матери и всей власти надо мною; подчинялся с должным послушанием их добрым поучениям и наставлениям[107] и терпеливо сносил их слабости и недостатки,[108]

поскольку Богу угодно править и мною через них.[109]

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЧИТАНИЯ Наиболее замечательным примером почитания земных родителей является описание того, как Иисус относился к Своей Матери Марии и к земному отцу Иосифу. Здесь есть настоящая трудность! Иисус никогда не совершал ничего дурного, в то время как Его земные родители не были свободны от человеческих грехов. Лука описывает одно происшествие с Иисусом, когда Ему было двенадцать лет. Когда родители наконец-то нашли Его в храме, где Он удивлял учителей Своими познаниями, Он с чрезвычайным почтением отвечал на их укоры. Затем «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Луки 2:51). Иисус неоднократно мог видеть ошибки в их поведении как земных родителей, но «Он был в повиновении». Будучи плотником и работая вместе с Иосифом, совершенный Иисус мог неоднократно видеть, что его земной отец ошибался в расчетах. Тем не менее, Он не делал высокомерных и саркастических замечаний, вроде: «Ты все делаешь плохо». Поразительный пример почитания, любви и верности родителям, исполненным недостатков. Однако Иисус не только был добрым примером. Что более важно, Он совершенно повиновался вместо нас, чтобы спасти нас от нашего греха против данной заповеди. Согласно такому объяснению пятой Заповеди, наш День стремительно переходит от узкого семейного круга к более общим вопросам о представителях власти, оказывающих влияние на нашу жизнь. Необходимо подчиняться и повиноваться всякой власти, установленной над нами. Конечно же, речь не идет о слепом повиновении. ПРОБЛЕМЫ ПОЧИТАНИЯ Почитать родителей и повиноваться власти не всегда просто. Некоторые правительства руководят странами с помощью законов, идущих вразрез с заповедями. Некоторые родители обнаруживают вопиющую несостоятельность. На земле не существует совершенных родителей. Некоторые родители виновны в совершении отвратительных грехов. Некоторые сыновья и дочери переняли грехи собственных родителей, которых они сами стыдятся. Эти дети знают о грехах своих родителей, за которые они их теперь презирают: похоть, раздражительность, гнев, злой язык, жестокое обращение, извращения или принуждение к извращенному поведению - вплоть до насилия. Как поступать, имея столь недостойных родителей? Позволять ли им и дальше дурно обращаться с вами? Есть ли ответ на этот вопрос? Если родители говорят вам делать то, что является правильным, вы обязаны повиноваться им и быть им покорными.

Ученики приходят к примерной формулировке: « На почитании, которое означает …….»

Дети выдвигают свои версии.

Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, терпение».

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)

6 этап. Применение нового знания.

Творческая индивидуальная работа.

- Вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом».

Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике.

Желающие озвучивают свои работы, возможно обсуждение.

Общеучебные УУД (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей)

Рефлексия.

И в завершении нашего урока попробуйте составить синквейн со словом «родители».

Чтение работ.

Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Домашнее задание.

Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное - поощрение.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.



© 2010-2022