Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 г. Иваново



Стратегия успеха

2013 - 2014 учебный год



«Урок, опережающий время»

(учебно-методические материалы для урока НОО)



Урок литературного чтения

4 класс

«Уж сколько раз твердили миру…»



Информация об авторе:

Румянцева Наталия Александровна

2мая 1973

МБОУ СОШ №17 г. Иваново

учитель начальных классов

21 год

высшая

89605011872

[email protected]

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

Дата Подпись

Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических материалов, издаваемом по заказу методического центра, и/или на сайте методического центра (gmc.ivedu.ru) или на образовательном портале (scool-collection.ivedu.ru), и/или на сайте сетевого сообщества педагогов города Иваново.

Дата Подпись

Пояснительная записка

УМК - О. Кубасова. Литературное чтение «Любимые страницы», 4 класс

Тема урока. «Уж сколько раз твердили миру...»

Тип урока - урок «открытия» новых знаний

Предмет - литературное чтение

Класс -4

Номер урока по данной теме - 1

Цель урока - знакомство с особенностями литературного жанра - басня

Задачи урока: Познавательные - формировать умение извлечь информацию из текстов, иллюстраций; формировать умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные - формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в паре. Регулятивные - формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные - формировать умение выражать своё отношение к героям; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Предметные - познакомить с жизнью и творчеством баснописцев И.А. Крылова и Эзопа. Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока. Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО. Данный урок является предметным с ярко выраженной метапредметной направленностью. Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе; 2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации. Продолжительность использования электронной презентации на уроке - 15-20 минут. Используемое оборудование - мультимедийный проектор, экран, компьютер



Содержательная часть

Конспект урока

Деятельность учителя с указанием номера слайда

Деятельность ученика



Организационный этап (1 мин)

Цель (учителя): проверка организации рабочего места.

Цель (ученика): организация рабочего места.

Все расселись по местам, никому не тесно.

По секрету всем скажу: «Будет интересно!»

Будем хорошо читать и решать задачи,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.




Мотивация (5 мин)

Целеполагание, формулирование учебной задачи

Цель (учителя): мотивация уч-ся.

Цель (ученика): определить учебные задачи, тему, осмысление цели деятельности.


-Ребята, послушайте строчки из стихотворения М. Исаковского. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней… -Ребята, о ком эти строки? Знаком ли вам этот человек? -Чьи портреты ёще представлены на слайде? Назовите. -Как вы думаете, что объединяет этих людей? - Как вы думаете, чему будут посвящены наши уроки? Что нового вы ждёте от этих уроков? (Слайд 2) - Как будет называться тема нашего урока? -Откуда взята эта строчка? («Уж сколько раз твердили миру…») -Какие источники нам помогут решить учебные задачи?


Дети отвечают на вопросы по слайду. Дети формулируют тему урока, учебные задачи, составляют план урока. (расширим свои знания о баснописцах, познакомимся с баснями Эзопа, Крылова, поговорим об особенностях басни как жанра, научимся выразительно читать басни)

План

  1. Знакомство с жизнью и творчеством баснописцев Крылова и Эзопа
  2. Выразительное чтение басен Эзопа и И.А. Крылова
  3. Уточнение особенностей басни как жанра.
  4. Инсценировка басни
  5. Самооценка.


Дети формулируют тему и уточняют её по названию раздела в учебнике.

Дети отвечают на вопрос учителя.



«Открытие» детьми нового знания (12 мин)

Цель (учителя): создание условий для «открытия» новых литературоведческих знаний.

Цель (ученика): «открытие» новых знаний по теме урока.


- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отправиться в начало 19 века. (Слайд 2, управляющая кнопка «справка»). Представьте, как мы гуляем по Летнему саду в Санкт-Петербурге и останавливаемся около скамейки, на которой сидит человек. Как вы думаете, кто это? (Слайды 3-5, перейти по гиперссылке со 2 слайда) -Что вы узнали о жизни и творчестве баснописца? -Памятник И.А. Крылову был отлит из бронзы и возведён на народные деньги. -О чём говорит этот факт? Дети работают по «ленте времени»









Дети знакомятся с биографией писателя (читают сведения, которые расположены на слайде хорошо читающие дети).

Дети отвечают.

- Ребята, а каких ещё баснописцев вы знаете? (Слайд 2)

Дети отвечают

-Имя, каких писателей, вы не слышали раньше?

Дети отвечают.

- А сейчас я предлагают вам отправиться в 6 век до н.э. (Слайд 2, управляющая кнопка «справка»).

- Как вы думаете, кого мы встретим? (Слайды 6-7, перейти по гиперссылке со 2 слайда).

-Что вы узнали об Эзопе?

Дети работают по «ленте времени»

Дети знакомятся с жизнью Эзопа (читают информацию, расположенную на слайдах про себя)

-Ребята, что такое басня?

- Кто является героями басни?

-Давайте заглянем в толковый словарик (Слайд 9)

Дети отвечают, а затем проверяют свои выводы, читая статью на странице 4 учебника (см. Приложение).

Прочитайте произведение Х.К. Андерсена «Эта басня про тебя» о ответьте на вопрос

-Почему в древности мудрецы называли басню чудесным зеркалом?

Дети читают произведение Х.К. Андерсена «Эта басня про тебя». (см. Приложение) и отвечают на вопрос учителя.

-А сейчас прочитайте басню Эзопа «Ворона и кувшин» и выполните задание в учебнике стр.6

Дети читают самостоятельно басню «Ворона и кувшин», выполняют задание в учебнике. (см. Приложение).

-Чему же учит эта басня? В каких строчках содержится мораль басни?

Выборочное чтение басни



Первичное закрепление (5 мин)

Цель (учителя): организация усвоения детьми нового знания.

Цель (ученика):выполнение заданий на закрепление новых знаний.


- А сейчас посмотрите на следующее произведение. Что можно сказать об этом произведении по фамилии автора и заголовку? Предположите, о ком и о чём будет это произведение?

-Прочитайте это произведение.

Дети прогнозируют.

Дети читают басню Эзопа «Мальчик-вор и его мать». Сравнивают свой прогноз с прочитанным.

- Давайте поработаем с толковым словарём учебника и объясним значения некоторых слов.

Дети работают со сносками на стр. 7 учебника.

- Ребята, какова мораль этой басни? Докажите словами текста басни.

Дети высказывают своё мнение.

-Ребята, посмотрите, а кто является автором следующих басен?

Дети отвечают.



Самостоятельная работа с проверкой в классе (8 мин)

Цель (учителя): контроль за степенью усвоения нового материала

Цель (ученика):самоконтроль и самооценка усвоения нового материала.


-Давайте послушаем одну из басен И.А. Крылова (Слайд 10)

-Я предлагаю вам поработать в своих группах и исследовать басню по плану.

Дети слушают басню «Лебедь, Щука и Рак». (Звучит аудиозапись)

Работают в группах по плану. (Слайд10)

-Расскажите о басне по плану.

Дети отвечают. Самооценка ответа ученика.



Включение в систему знаний (10 мин)

Цель (учителя): проверка усвоения новых знаний при выполнении творческого задания

Цель (ученика): применение «открытых» знаний при выполнении творческого задания


-Ребята, почему названия животных в баснях И.А. Крылова написаны с большой буквы?

Дети отвечают.

-А сейчас давайте подготовимся к выразительному чтению этой басни.

Подготовка к выразительному чтению проводится молча.

Дети читают басню выразительно.

Проводят самооценку (см. Приложение)

- Как же вы поняли, что такое басня? Выберите признаки басни как жанра из предложенных на слайде. (Слайд 11)

Дети выбирают признаки басни, работают с толковым словарём.

-Ребята, я предлагаю вам инсценировать басню И.А. Крылова «Мышь и Крыса».

Работа в группах.

Дети читают басню «Мышь и Крыса» и готовятся к инсценировке. Самооценка.

- Вы отлично справились с заданием.

-Ребята, а какая строка басни стала поговоркой? Как вы её понимаете?

Дети отвечают.

-Ребята, И.А. Крылов написал более 200 басен. Мы знакомимся с баснями Крылова ещё в раннем детстве. А давайте проверим, какие ещё басни вы знаете.

-Я предлагаю вам отгадать кроссворд. (Слайды 12-13, используется гиперссылка, чтобы открыть задание)

Дети отгадывают кроссворд.

- Ребята, представьте, если бы в нашем городе открылся музей И.А. Крылова. Какие экспонаты в нём бы могли находиться. (Слайд 14)

Дети предлагают.



Рефлексия (4 мин)

Цель (учителя): сопоставление цели и результата урока

Цель (ученика): самопроверка и самооценка собственной учебной деятельности


-Ребята, давайте ещё раз вспомним, что же такое басня (Слайд 9, переход с 14 слайда)

Дети отвечают.

-Каких баснописцев вы знаете? (Слайд 2).

Дети отвечают.

-Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Все ли пункты плана урока мы выполнили ?

Дети отвечают.

-Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки.

Дети выполняют задание.



Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

-Предлагаю вам домашнее задание.

1. Прочитать выразительно басню Крылова «Две Бочки».

2. Выучить басню Крылова наизусть (по выбору).

3. Выполнить иллюстрацию к басне (по желанию). (Слайд 16)

Дети записывают домашнее задание в дневник.



Информационные ресурсы

  1. Литературное чтение : любимые страницы : учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4ч. Ч.2 / О. В. Кубасова. - 7-е изд. - Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010. -168 с. : ил.

  2. Яндекс. Картинки : портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : images.yandex.ru (22.11.13).

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. ; Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997.

  4. Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 класс. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. - М. : Баласс, 2012. - 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).











Приложения

Статья в учебнике

Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»



Х.К. Андерсен

Эта басня сложена про тебя

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог. Приведем пример. Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором замке еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь и там уже отобедали. А ну-ка, догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?



Маски для инсценировкиУрок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»



Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»



Басни ЭзопаУрок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»

Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»



Памятка самооценки

  1. В чём заключалось задание? Какая была цель?

  2. Удалось получить результат?

  3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?

  4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

  5. Какую поставишь себе отметку?

© 2010-2022