Урок - опыт по окружающему миру по теме Почва. Ее состав и свойства. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урока - опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва и ее состав».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону, Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии. Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко. Ход урока: 1.Орг. момент. -Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные. -А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. -Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила? ( рассматривать землю.) -Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва. 2.Повторение изученного. - Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва? (Верхний тонкий слой земли). -Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью. (слайд 1) 3. Формирование новых знаний. -Скажите, а где мы с вами можем видеть почву. (в лесу, саду. огороде) Опыт 1. -Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю). -Что же вы увидели рассматривая почву. (есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). -Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали? (животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле). -Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы - перегной. А основное свойство почвы- это плодородие. -А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие? -Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя. -А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы? -Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно. -Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть? (насекомые, остатки растений, листья). -Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы. Опыт 2. -Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый? (нет) -А как вы думаете, что влияет на цвет почвы? (то,чего в ней больше) -Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? ( песок) -Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что? (глина) -Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва? ( светлый ) -Почему? (песок светлее) -Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше. (слайд 2). -Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают -песок,глина). -А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему? (живут червяки, жуки, грызуны). (слайд 3) -Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред? (пользу) -Правильно, а какую? (делают дырки) -Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта. Опыт 3 . -Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике? (идут пузырки) -А как вы думаете, что это за пузырьки? ( воздух) -Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха. ( слайд 4). -Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают -воздух). Опыт 4. -Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду. (через вату) -Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим? (не стало воды) -Что с ней произошло? (испарилась). -Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось. (белая пыльца) -Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют -минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают -минеральные соли). (слайд 5). А кто помнит, что такое минеральные соли? (полезные вещества для растений). -Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений. Опыт 5. -А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ? (появляются капельки на стекле). ( слайд 6) -Какой вывод можно сделать из этого опыта? ( в земле есть вода). -Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь. 4.Закрепление изученного. -Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва. -Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва. -Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли) -Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно? ( чтобы росли растения) -правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста. 5.Итог урока. -А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе. Кроссворд: 1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва) 2.одна из составных частей почвы.( песок) 3.Вещество, повышающее плодородие (перегной) 4. основное свойство почвы (плодородие) П о ч в а




е с о к




е р е г н о й

л о д о р о д и е

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв. -Урок окончен, спасибо. До свидания.













© 2010-2022