- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»
Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинова Г.И. |
Дата | 12.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели: продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи; развивать исследовательские навыки; формировать умения осмысленного и выразительного чтения.
Личностные универсальные учебные действия
- умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;
- осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней.
Регулятивные универсальные учебные действия
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Познавательные универсальные учебные действия
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
- ориентироваться в содержании учебника;
- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
- осуществлять первоначальный анализ художественного текста;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- уважать мнение собеседников;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Ход урока I. Организационный момент. II. Постановка цели урока. Учитель демонстрирует «черный ящик». на уроке дети читают тексты по ролям (заранее подготовлены тексты-диалоги детективов Холмса и Ватсона). 1-й лист. Ватсон. Как вы полагаете, Холмс, что может быть в этом «черном ящике»? Холмс. Я полагаю, Ватсон, чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь хоть какие-то сведения. Предлагаю обратиться за помощью к нашим коллегам. - Как вы думаете, коллеги, что в «черном ящике»? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.) - Предлагаю помощь. Послушайте стихотворение И. Пивоваровой и определите: что в «черном ящике»? Учитель читает стихотворение. III. Изучение нового материала. 1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. - Откройте учебник (с. 30), прочитайте заголовок стихотворения. Ваши предположения оправдались? Давайте вместе с нашими детективами разберемся, почему стихотворение так названо. - Есть ли общее между картиной, написанной словом, и картиной, написанной красками? Детективы, на эти вопросы мы должны ответить на уроке. 2. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Пивоваровой «Картина». - Какие строчки указывают, что речь идет о картине? («И на гвоздике / Висело / На / Одном».) - Что вы заметили? (Слова записаны по-особому, каждое слово с новой строчки.) - Как вы думаете, зачем? (Наверное, чтобы обратить внимание на них и на то, что это картина, висящая на стене.) 2-й лист. Ватсон. Холмс, это стихотворение замечательное, но есть одна деталь, которая меня очень смущает. Все ли, о чем рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине? Холмс. Вы правы, доктор, некоторые слова в стихотворении… Коллеги, внимательно перечитайте стихотворение и попробуйте нарисовать к нему иллюстрацию. На картине в неподвижном изображении очень сложно передать движение. В стихотворении картина жизни предстает как единое гармоничное целое и показана настоящим чудом. Эту жизнерадостность, переполненность жизни передать на картине труднее всего. 3-й лист. Холмс. А вам не кажется, Ватсон, что, кроме умения рисовать, живописцу необходимо что-то еще? Ватсон. Верно, Холмс. Я даже знаю загадку об этом. Я становлюсь волшебником, Когда она со мной: Хочу - и дождь из облака Прольется проливной, Хочу - и волны синие Заплещутся в реке, И взять могу я радугу, И подержать в руке. (Фантазия, воображение.) - А как вы думаете, коллеги? Что необходимо живописцу, кроме умения рисовать? (Ответы детей.) 4-й лист. Холмс. Позвольте мне сформулировать: любому художнику (и литератору, и музыканту, и живописцу) необходимо уметь остро чувствовать окружающую красоту, красоту мира природы и внутреннего мира человека. Ватсон. Вы как всегда правы, уважаемый Холмс. - С помощью слова можно нарисовать не только красочную, но и «звучащую» картину природы. Найдите в стихотворении «звучащие» слова. (Щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.) - Скажите одним словом, что изображено на картине из стихотворения? (Природа.) - Такая картина называется «пейзаж». Если видишь на картине Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки, Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется … (пейзажем).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Изучение нового материала (продолжение). Р а б о т а п о к а р т и н е Васнецова «Осенние листья» 5-й лист. Холмс. Уважаемые коллеги, но мы с вами до сих пор не заглянули в «черный ящик». Ватсон. Я уверен, что юные детективы уже догадались, какая именно картина в этом ящике. Учитель достает репродукцию картины Васнецова «Осенние листья» - Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Осенние листья» В ы в о д: в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу как целое. Это общее, самое важное переживание, которое отражается в названии картины, называется образом, художественным образом. Образ - это не то, что художник изобразил конкретно (а изобразил он пустырь, детей, дома, церковь, лошадку, колодец, забор и т. д.), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое. - Что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины? V. Итог урока. - Сравним стихотворение И. Пивоваровой «Картина» с пейзажем Васнецова «Осенние листья». Что общего? Чем отличаются каритны? (Общая тема - природа. В стихотворении «Картина» пейзаж находится в движении, на картине - все замерло.) - Вернемся к тем вопросам, которые поставили в начале урока. Может ли быть картина написана средствами литературы? (Да.) - Есть ли общее между литературной картиной и картиной художника? (Да.) Учитель читает стихотворение Д. Лукича:
Три окна Три окна, как три картины, На стенах моей квартиры - Три больших, Три цветных, Три живых Картины. Каждый день Моя семья Смотрит их. Смотрю и я. Первая картина: Высоченный клен. Если дует ветер, Кланяется он. На второй картине - Голубятни, крыши. Мы их видим потому, Что наш дом повыше. Вот картина третья: Новый дом большой. Он один полнеба Заслонил собой. Три окна, как три картины, На стенах моей квартиры: Пестрые - дневные, Темные - ночные. - Что видно из окна вашей квартиры? Нарисуйте вид из окна чем захотите: красками, словами. Рефлексия Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.