• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»

Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
класс__________________ дата_______________ Тема: Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья» с. 30-32

Цели: продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи; развивать исследовательские навыки; формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

Личностные универсальные учебные действия

  • умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  • представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;

- осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней.

Регулятивные универсальные учебные действия

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Познавательные универсальные учебные действия

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;

- ориентироваться в содержании учебника;

- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

- осуществлять первоначальный анализ художественного текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- уважать мнение собеседников;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Ход урока I. Организационный момент. II. Постановка цели урока. Учитель демонстрирует «черный ящик». на уроке дети читают тексты по ролям (заранее подготовлены тексты-диалоги детективов Холмса и Ватсона). 1-й лист. Ватсон. Как вы полагаете, Холмс, что может быть в этом «черном ящике»? Холмс. Я полагаю, Ватсон, чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь хоть какие-то сведения. Предлагаю обратиться за помощью к нашим коллегам. - Как вы думаете, коллеги, что в «черном ящике»? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.) - Предлагаю помощь. Послушайте стихотворение И. Пивоваровой и определите: что в «черном ящике»? Учитель читает стихотворение. III. Изучение нового материала. 1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. - Откройте учебник (с. 30), прочитайте заголовок стихотворения. Ваши предположения оправдались? Давайте вместе с нашими детективами разберемся, почему стихотворение так названо. - Есть ли общее между картиной, написанной словом, и картиной, написанной красками? Детективы, на эти вопросы мы должны ответить на уроке. 2. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Пивоваровой «Картина». - Какие строчки указывают, что речь идет о картине? («И на гвоздике / Висело / На / Одном».) - Что вы заметили? (Слова записаны по-особому, каждое слово с новой строчки.) - Как вы думаете, зачем? (Наверное, чтобы обратить внимание на них и на то, что это картина, висящая на стене.) 2-й лист. Ватсон. Холмс, это стихотворение замечательное, но есть одна деталь, которая меня очень смущает. Все ли, о чем рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине? Холмс. Вы правы, доктор, некоторые слова в стихотворении… Коллеги, внимательно перечитайте стихотворение и попробуйте нарисовать к нему иллюстрацию. На картине в неподвижном изображении очень сложно передать движение. В стихотворении картина жизни предстает как единое гармоничное целое и показана настоящим чудом. Эту жизнерадостность, переполненность жизни передать на картине труднее всего. 3-й лист. Холмс. А вам не кажется, Ватсон, что, кроме умения рисовать, живописцу необходимо что-то еще? Ватсон. Верно, Холмс. Я даже знаю загадку об этом. Я становлюсь волшебником, Когда она со мной: Хочу - и дождь из облака Прольется проливной, Хочу - и волны синие Заплещутся в реке, И взять могу я радугу, И подержать в руке. (Фантазия, воображение.) - А как вы думаете, коллеги? Что необходимо живописцу, кроме умения рисовать? (Ответы детей.) 4-й лист. Холмс. Позвольте мне сформулировать: любому художнику (и литератору, и музыканту, и живописцу) необходимо уметь остро чувствовать окружающую красоту, красоту мира природы и внутреннего мира человека. Ватсон. Вы как всегда правы, уважаемый Холмс. - С помощью слова можно нарисовать не только красочную, но и «звучащую» картину природы. Найдите в стихотворении «звучащие» слова. (Щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.) - Скажите одним словом, что изображено на картине из стихотворения? (Природа.) - Такая картина называется «пейзаж». Если видишь на картине Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки, Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется … (пейзажем).

Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Изучение нового материала (продолжение). Р а б о т а п о к а р т и н е Васнецова «Осенние листья» 5-й лист. Холмс. Уважаемые коллеги, но мы с вами до сих пор не заглянули в «черный ящик». Ватсон. Я уверен, что юные детективы уже догадались, какая именно картина в этом ящике. Учитель достает репродукцию картины Васнецова «Осенние листья» - Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Осенние листья» В ы в о д: в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу как целое. Это общее, самое важное переживание, которое отражается в названии картины, называется образом, художественным образом. Образ - это не то, что художник изобразил конкретно (а изобразил он пустырь, детей, дома, церковь, лошадку, колодец, забор и т. д.), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое. - Что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины? V. Итог урока. - Сравним стихотворение И. Пивоваровой «Картина» с пейзажем Васнецова «Осенние листья». Что общего? Чем отличаются каритны? (Общая тема - природа. В стихотворении «Картина» пейзаж находится в движении, на картине - все замерло.) - Вернемся к тем вопросам, которые поставили в начале урока. Может ли быть картина написана средствами литературы? (Да.) - Есть ли общее между литературной картиной и картиной художника? (Да.) Учитель читает стихотворение Д. Лукича:

Три окна Три окна, как три картины, На стенах моей квартиры - Три больших, Три цветных, Три живых Картины. Каждый день Моя семья Смотрит их. Смотрю и я. Первая картина: Высоченный клен. Если дует ветер, Кланяется он. На второй картине - Голубятни, крыши. Мы их видим потому, Что наш дом повыше. Вот картина третья: Новый дом большой. Он один полнеба Заслонил собой. Три окна, как три картины, На стенах моей квартиры: Пестрые - дневные, Темные - ночные. - Что видно из окна вашей квартиры? Нарисуйте вид из окна чем захотите: красками, словами. Рефлексия Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.



© 2010-2022