Урок литературного чтения по теме Шарль Перро. «Спящая красавица». (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа - детский сад №16»

г. Байкальск Иркутской области.


Открытый урок литературного чтения.

Тема: Шарль Перро. « Спящая красавица».




















Вологина Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория


(2 урок)

Тема: Шарль Перро. « Спящая красавица».
Цели:
-продолжить работу над усвоением содержания сказки, ответить на вопросы по содержанию, поделить на части ; показать особенности авторской сказки, созданной на основе народного сюжета.
проанализировать её, помочь учащимся в составлении плана сказки, в определении основной мысли сказки, расширить знания учащихся о жизни Шарля Перро, его сказках;
- совершенствовать навык выразительного чтения, способствовать формированию вдумчивого чтения, развивать интеллект, мышление, речь, творческое воображение, умение делать выводы, повысить эмоциональную активность на уроке;
- воспитывать добрые чувства, желание помогать тем, кто попал в беду.

Ход урока:
I Организация учебного процесса.

II.Сегодня мы опять пришли на встречу со сказками Шарля Перро

1. ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-. Определите название сказки по иллюстрациям. ( Красная шапочка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Синяя борода, Золушка, Спящая красавица, Ослиная шкура)
- Какие из этих сказок вы читали?
- У кого есть в домашней библиотеке сказки Шарля Перро?
- У нас в школьной библиотеке есть такие книги со сказками Шарля Перро… ( выставка книг)
2.Этап «Ассоциация»
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово КРАСОТА, СТРАХ? (темнота, колдовство, ночь..) (по героям , по одежде)

- Какая из этих сказок, которые вы читали, вам кажется самой красивой и почему?
- Какая, самой страшной и почему?

- А теперь попробуйте отгадать перевёртыши названий этих сказок: ( Учитель показывает названия -перевёртыши на экране)
1. Чёрный берет. - Красная шапочка.
2. Собачка в кроссовках.- Кот в сапогах.
3. Пьер без чёлочки. - Рике с хохолком.
4. Красные усы. - Синяя борода.
5. Девочка - великанша. - Мальчик с пальчик.
6. Недремлющая ведьма. - Спящая красавица.

Мы сказку эту уже прочитали И будем искать ответ: Встретился ль в авторской сказке Народной сказки сюжет. А для того чтобы ответить на этот вопрос нам предстоит внимательно поработать над содержанием.

III. Работа над содержанием сказки « Спящая красавица»

- к какому виду можете отнести эту сказку?(авторская волшебная сказка).

-Как вы думаете, Ш.Перро сам ее придумал или использовал сюжет народной сказки? ваше мнение.

-Действительно, Ш.Перро использовал сюжет народной сказки. Найдем ее следы:

Реальный мир и волшебный, Волшебный предмет(палочка), магия числа 7,100, счастливый конец-свадьба.

Прочитайте заголовки на карточках и расставьте их в соответствии с сюжетной линией.

1.Заколдованный лес. 6

2. Рождение принцессы 1

3. Предсказание исполнилось 4

4. Праздник в честь ее рождения 2

5. Прошло 100 лет 5

6. Страшный подарок 3

7. Прекрасное пробуждение 7

- Что вам напоминает эта запись? (План)

- Для чего составляется план? (для пересказа, для выделения главной мысли в каждой части, выдержать сюжетную линию)

-. Давайте поработаем над сказкой, опираясь на составленный план. (каждая часть плана зачитывается)

-1 часть (САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)
- Просмотрите начало сказки, 1-ую часть, и скажите, можно ли по началу произведения Ш.Перро определить, что это сказка? (Да, так как первая строчка похожа на начало других сказок. Жили на свете король с королевой.)



2 часть. - Приступим к работе над 2-й частью. (ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ)

-Докажите, что это был праздник? (портрет феи)

- Найдите предложение, которое надо читать радостно, торжественно. (Можете себе представить, что за праздник устроили в честь её рождения!) Почему? ( стоит ! , речь идёт о празднике ). Зачитайте, выразив радость королевской семьи, они устроили праздник, у них появился ребёнок

- Почему на праздник пригласили фей? ( Потому что феи наделяли детей чудесными дарами, добродетелями.
- Как вы понимаете эпитет «чудесный дар»? Что означает слово «дар», замените синонимом (подарок, талант), к слову «чудесный» подберите синонимы ( волшебный), то есть ,что получилось? ( волшебный подарок, подарить волшебство)


3 часть. (ЧТЕНИЕ ХОРОМ)
- Почему обиделась старая фея? ( ее забыли пригласить)

- Какое событие главное в этой части? (старая фея обиделась)

- Как вы относитесь к поступку старой феи? ( плохо, отрицательно, ведь фея наказала невинное дитя)
- Как автор относится к старой фее? Как он её называет? ( старуха, тряся головой, а не покачивая; пробормотала, а не тихо сказала -).
- Найдите в «Словаре настроений» слова, которые характеризуют старую фею. (работа с тетрадями)


- Ребята, если бы вы были композитором, то какую музыку бы написали к этой сказке?
( сначала грусть, затем веселье, затем опять грусть…)
- Сюжет сказки Шарля Перро показался русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому (портрет) настолько поэтичен, что он с увлечением работал над созданием своего музыкального произведения - балета под названием «Спящая красавица». Физминутка под музыку Чайковского.

4 часть (ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ)
- Найдите слова феи, когда она утешала короля и королеву. Как надо их читать?
( спокойно, с утешением, убедить, что всё будет хорошо ). Зачитайте так.
-Как вы понимаете выражение «сказанное сделать несказанным» ( не может отменить волшебство) 1 абз.
-Какой вы представляете фею внешне? Какая она по характеру?
- С какой сказкой схожа эта часть сказки, когда по сюжету девушка- царевна засыпает?
( Сказка А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» - книга на выставке)



5 часть. (ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ)
-После чьих слов принц захотел пробраться в заброшенный замок? (крестьянина)
-Что сказал крестьянин, зачитайте.
- Что произошло в душе принца после этих слов? ( слава и любовь его манили)
-Как надо читать раздумья принца? ( восторженно, быстро - он торопиться, любовь окрыляет)
6 часть. (ЧТЕНИЕ « БУКСИР»)

-Почему лес называют заколдованным?

МУЗ.ПАУЗА

- А теперь ребята, я предлагаю прослушать красивую музыку. Закройте глаза, но после я хочу вас поделиться своими впечатлениями о прослушанной музыке, какие картинки возникли в вашем воображении? ( МУЗЫКА)

- А теперь я открою вам маленький секрет о том, что эту красивое муз. произведение написал известный русский композитор П.И. Чайковский который тоже любил эту сказку. В его музыке борьба Добра и Зло, победа светлых идеалов красоты, радости, любви.


7часть ( ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ)
_ Принцесса и придворные проснулись.

- Чем закончилась сказка?
Принц и принцесса счастливы.

-А как заканиваются другие сказки? ( добро побеждает зло, свадьбой, всегда счастливый конец)


- Так чем же авторская сказка «Спящая красавица» отличается от народной сказки?

- Вспомните для сравнения народные сказки «Гуси-лебеди» или «Сестрица Аленушка». Найдите отличия.

2. (работа в тетради)

АВТОРСКАЯ СКАЗКА: Нет повторов, Более сложные обороты речи и разнообразная лексика, в стихах, писатели сказку записывают. Записанная сказка сохраняется в том варианте, в каком ее записал автор

НАРОДНАЯ СКАЗКА:, Простая лексика, нет точности, народная сказка может иметь несколько вариантов, кто как запомнил, так и передал, подробных описаний в народной сказке нет. Повторы Трудно запомнить, поэтому и повторы)

- А в чем же сходство? ( в основе сказок лежат древние представления о мире: вера в существование волшебного мира, вера в магическую силу слова и числа)

-Какой же вывод можно сделать? (Авторская сказка Ш.Перро написана на основе народной сказки, но имеет свои особенности.)


- Основная мысль этой сказки какая? ( помогать тем, кому нужна помощь)

Домашнее задание:

  1. Рассмотреть иллюстрации и подобрать подходящие к ним строчки из текста.

  2. По желанию - нарисовать свою иллюстрацию к сказке.








© 2010-2022