- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час: Мордочка, хвост и четыре ноги
Классный час: Мордочка, хвост и четыре ноги
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Токарь С.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час
МОРДОЧКА,
ХВОСТ
И ЧЕТЫРЕ НОГИ.
Учитель: Токарь С.А.
Тема: Мордочка, хвост и четыре ноги.
Цель: Побуждение стремления писать стихотворения.
Расширение кругозора, словарного запаса.
Развитие творческих способностей, интереса к слову.
Воспитание любви к животным.
ХОД УРОКА
-
Организация класса.
-
Сообщение темы урока.
-Кому будет посвящен наш сегодняшний урок, вы узнаете из стихотворения, которое я вам сейчас прочитаю.
Написал его Б.Заходер
Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги,-
За нами сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют -
Тебе не страшны никакие враги.
Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою
Тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь,
Что никто тебе так не поможет,
Как
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши...
(Короче - влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.
2. Вы, я думаю, догадались, о ком идет речь. Да, это наши четвероногие
друзья - собаки.
-
Беседа о собаках.
Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие - они умещаются на ладони и весят не больше полкилограмма. И есть великаны, вес которых достигает восьмидесяти килограммов. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других - торчком. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они - самые верные наши друзья. И самые древние.
Самые древние - потому, что собаки первые из всех животных стали домашними. Конечно, люди приучили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас их на земле насчитывается, примерно, четыреста.
-А кто знает, как приручили собак?
Чтение стихотворения В.Берестова «Как первобытные люди нашли друга» подготовленным учеником.
Раз первобытные дети
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
И встретили дети в чаще
Неведомого зверька.
Какого ещё ни разу
Не видывали пока.
Сказал первобытный папа:
«Что ж, поиграйте с ним.
Когда он станет побольше,
Мы вместе его съедим.»
Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном.
А первобытные волки
Крадутся во мраке ночном.
Беда первобытным людям,
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо
Могилою делалось им!
Но, злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверёк,
И этим людей первобытных
От гибели он уберёг
С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Весёлый и верный пёс
На земном шаре нет, пожалуй, такого места, где бы рядом с человеком не жила бы собака. Она помогает людям в самых разнообразных областях его жизни.
Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные и есть декоративные.
- Что вы знаете об охотничьих собаках?
- Верно, охотничьи собаки помогают людям на охоте.
И здесь у каждой своя специальность. С одними охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими - на водоплавающую дичь. С третьими - на зайцев, волков, лисиц. Фокстерьеры и таксы - их называют норными собаками - выгоняют зверей из нор. Лайки отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые - к ним относят пойнтеров, сеттеров, - наоборот, найдут дичь по запаху молча застынут в стойке и тем укажут охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя.
- Почему некоторые породы собак называют служебными?
- Верно, потому что они служат людям. Служебные собаки помогают воинам охранять границу, милиции помогают разыскивать преступников. Их помощь незаменима при охране складов, домов. Они пасут и охраняют стада, спасают попавших в беду людей. Собаки помогают людям освоить космос.
Не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
Один из памятников собаке был открыт в 1935 году в Ленинграде. Идея его создания принадлежала нашему замечательному ученому - академику Павлову. Это памятник вам - собакам - верным помощникам человека в научных исследованиях.
Есть необычный памятник в Париже. Это памятник сенбернару по кличке Барри - собаке, которая в Альпийских горах спасла не один десяток людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.
Ну, а декоративные собаки, каково их предназначение?
Эти собаки живут в наших домах и выполняют своё главное предназначение - быть друзьями человека и делать его жизнь ещё ярче и интереснее.
- Ребята, а какие породы собак вы знаете? Назвали?
- У кого дома живет собака? Какой она породы?
- О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. А вы любите собак? А играть любите?
-
Дидактическая игра «Расскажите о собаках».
Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами кусочки меха. Закройте глаза. Представьте, что вы гладите собаку. Какая это собака? Какая у неё шерсть? Что вы можете о ней рассказать? Собака (какая?) добрая, злая, красивая, умная... Щенок (какой?) маленький, беспомощный, игривый...
- Вы посовещайтесь и пусть один из вас опишет внешний вид собаки, а другой расскажет что-нибудь интересное о ней. Кто готов - поднимайте руки.
-
Подготовительные упражнения.
- О собаках написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни.
- А какие произведения о собаках читали вы?
(А.Куприн «Белый пудель», Ф.Кнорре «Соленый пес», стихи С.Есенина, С. Маршака и др.)
-Какие из них вам понравились?
-Как вы понимаете: что такое стихотворение? Легко ли писать стихи? Что для этого нужно?
-В одном из живописнейших мест России - Царском селе жила девочка Аня Горенко. 100 лет до неё в Царском селе жил и учился А.С. Пушкин. Гуляя по парку, Аня представляла себя рядом с великим поэтом. Свои первые стихи она написала в 11 лет. А много лет спустя она стала великой поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Её стихотворения мы с вами читали («Когда б вы знали, из какого сора растут стихи»).
-А вы хотели бы попробовать написать стихи о собаках?
- Хорошо ли вы умеете рифмовать? Давайте проверим.
Ки, ки, ки - лают собаки,
Ка, ка, ка - у меня собака.
Ку, ку, ку - я люблю свою собаку,
Ак, ак, ак - не обижайте собак.
-Теперь я вижу, что вы готовы к творчеству.
Пусть в стихах (даже очень коротких) каждый выскажет свое отношение к этим замечательным животным.
-Может некоторым из вас трудно будет сегодня написать стихи: нет настроения или творческого подъема. В этом случае вы сможете пользоваться конвертами - помощниками.
...щенка ...щенок.
... пока А зовут его ...
... помогите Он не учится...
... найдите А порода его...
…такса
...клякса
...рыщет
...ищет
-
Зачитывание стихотворений, анализ: что удалось, что нет.
-
Итог урока.
Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних мечты сбываются, у других почему-либо нет... А иногда бывает так. Завёл себе человек собаку. А она требует внимания, заботы. И выбросил он собаку на улицу. И предал своего друга. Никогда не предавайте друзей. Предательство - один из самых плохих поступков.
Сегодня вы написали замечательные стихи, хорошо работали. Что вам понравилось на уроке? Что нового узнали?
Грамзапись песни «Не дразните собак».
Словарь!
Борзые Борзой - быстрый. Главное качество этих собак - быстрый бег,
который им необходим для охоты на открытых пространствах;
Терьеры Свое название получили от латинского слова «терра» - земля;
Пудель Немецкое название породы происходит от глагола «падделы» - плюхать, бултыхать. Пудель - водяная или плещущаяся собака;
Шнауцер Дословный перевод означает усатая морда;
Колли Кол - слово англосаксонское, переводится как черный. Предки
наших колли пасли черных овец (коллиз).
Спаниель Эти собаки ведут свое происхождение от древних охотничьих собак в Испании. Название страны отражается в названии породы.