- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Решетова Л.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ НГО «СОШ №4»
2»а» класс Учитель: Л.А.Решетова
Тема урока: «Разделительный мягкий знак».
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных.
Задачи:
Предметные: -способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
Метапредметные:
- учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учить договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, --формирование культуры здоровья обучающихся.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Результат этапа
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2)
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу.
Личностные
результаты:
самоопределение к деятельности
II этап. Актуализация знаний
Работа в тетрадях
Запишите число. Классная работа.
Минутка чистописания (слайд 3)
-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
-Самооценка выполненной работы.
Словарная работа. (слайды 5-12)
Картинный диктант
Медведь, морковь, снегирь, апельсин, коньки, пальто, учитель.
-Что объединяет все слова? (ь знак)
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные, 2.ь знак в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
Где пишется мягкий знак - показатель мягкости?
Самооценка «Тетрадь продвижения». (см. «Приложение»)
Диалог с учителем.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Предметные результаты:
понимать задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравниватю со своими ответами.
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
Умеют выражать свои мысли. Сравнивают свои ответы с ответами своих одноклассников, внимательно слушают друг друга.
III. Постановка учебной проблемы.
Показ фотографии, где изображены дети.
Данил, Тимур и Егор - все они мои … (друзья)
Друзья - сравните произношение и написание ДРУЗЯ
-Что вы заметили? Как правильно написать это слово?
Учитель разрезает карточку «друзя», отделяя буквы друз от я. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак
-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)
- Какая тема урока? (слайд 13) Корзина умных вопросов. - Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме? - Какую работу выполняет разделительный ь? - В каких словах пишется разделительный ь? - Где в словах пишется разделительный ь?
- Как отличить разделительный ь и ь?
Учащиеся высказывают свои мысли.
Дети формулируют тему урока и задают вопросы (с помощью учителя)
Метапредметные результаты
Анализировать учебную ситуацию и ставить задачи урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других
lV Открытие нового знания.
Физкульт-
минутка
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би - бьи, ме - мье (слайд 14) Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда?
Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … крылья.
- Найдите и подчеркните все слова с разделительным мягким знаком. (Высвечиваются по щелчку мыши слова) (слайд15)
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
- Посовещайтесь в паре и попробуйте представить это правило в виде схемы. - Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].) - Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
- Давайте проверим наше открытие. . Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. - Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? (Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.) - Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.) - Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].) - Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл:друзя.) Приведите свои примеры. - Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? - В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем? Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают. * Работа в тетради 1. Замените предложение одним словом. Запишите его. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.) Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.) Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.) - Обозначьте орфограмму. Как она называется? - Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?
2.
1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)
2 На столе у тети Ани
В вазе красные… (тюльпаны)
3. Охотник зарядил …(ружьё)
4.Ежедневно в7 утра
Он трещит вставать поррра!... (будильник)
5. Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок…(свинья)
6.От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл… (карась)
- Устно составьте предложение с любым словом.
Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь - показатель мягкости и разделительный Ь) Расселить по домикам солов.и сквореч.ник хищ.ник грибоч.ки вин.тик волч.и осен.ю осен. ден.ки кол.я мал.чик стул.я окун. скам.я окун.ки Проверка: - Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак? - Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий разделительный знак? - Найдите лишние слова, почему?
Допишите по одному слову в каждый столбик. Подчеркните орфограммы.
Читают дети
Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й'].
Работа в парах.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учащиеся подчёркивают слова с разделительным мягким знаком.
Делают вывод:»Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']»
Проговаривают схему: «Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й».
Работа с информацией, представленной в учебнике.
Читают правило. Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.
Применяют полученные знания на практике.
Работа в группах.
Оценивают правильность выполнения заданий.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Оценивать ход и результат выполнения задания
Познавательные:
Понять, когда следует писать ь -мягкий разделительный знак. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
коллективное создание алгоритма о правописании раз-делительного мягкого
знака; сформулировать правило по написанию разделительного мягкого знака
Коммуникативные:
Уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты:
Запомнить, когда следует писать разделительный мягкий знак
Уметь работать по алгоритму.
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД
Личностные результаты:
Осознают смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного их использования в словах.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Vll. Рефлексия деятельности
-Вам понравился урок? -Какую проблему исследовали на уроке? -Когда в словах пишется ь мягкий разделительный знак?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?
Оцените урок и свою работу на нем в »Копилке моих достижений» (см. «Приложение»)
Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты
Регулятивные:
Оценивать результат выполнения своей работы
Домашнее задание. По выбору:
- Сочинить загадку про мягкий знак.
- Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
- Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
Приложение.
«Тетрадь продвижения»
по русскому языку: тема «Словарные слова»
Абрашиной Насти Без ошибок 1 ошибка 2 ошибки 3 ошибки 4 ошибки 04.02. 11.02. 15.02 18.02 26.02 Такие «Тетради продвижения» помогают: - формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки; - наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию; - сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей; - сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты; - сделать тетрадь «справочником изученного».
Копилка моих достижений
Работа в паре
Работа в группе