Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме Буква ь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме/

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

  • развивать фонематический слух;

  • рассмотреть функции мягкого знака - обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова и перед согласным;

  • учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак);

  • содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;

  • Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

  • воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Тип урока: урок введения нового знания.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Оборудование:

  • мультимедийная установка,

  • «Букварь» учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

План-конспект урока:

Описание

Слайд/Доска

1. Организационный момент Доброе утро девочки и мальчики, дорогие родители и гости! Мы урок начнём сейчас, Очень важен он для нас. Слушайте внимательно, Работайте старательно.
Сегодня на уроке у нас много гостей, а значит, чтобы им всё было понятно, сегодня надо особенно соблюдать правила хорошей речи. Давайте вспомним их.

Слайд 1- 2

Слайд 3

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что мы уже знаем, чему научились на уроках литературного чтения?

(Мы знаем буквы.

Мы умеем составлять звуковые схемы.

Умеем делить слова на слоги.

Умеем определять в словах ударный слог.

Умеем записывать слова с помощью букв...)

Кто сегодня будет в качестве учёного и объяснит, что здесь зашифровано.

- Прочитайте буквы на слайде.

- Что общего у этих букв? (гласные звуки)

- Кто знает, о чём сигналит нам хитрый вопрос?

(буквы у и ю не на месте)

Назовите буквы парами.

Прочитайте пары слов, сравните первые звуки в словах.

ЛЮК - ЛУК
МЯЛ - МАЛ
РЁВ - РОВ

Сделайте вывод, как можно обозначить мягкость согласного звука на письме.

Слайд 4

Слайд 5-6

Слайд 7

3. Введение новых знаний

Посмотрите на экран. Кто это?

Составьте схему слова «лоси». Для этого произнесите слово несколько раз нараспев.

Через минуту начинаем проверку.

Встаньте те, кто правильно составил схему. Молодцы! А вы, ребята, не расстраивайтесь, помните, что терпенье и труд всё перетрут, поэтому надо чаще повторять это упражнение.

Давайте обозначим звуки буквами.

Как обозначили мягкость согласного звука СЬ? (буквой И)

Посмотрите, что изменилось? (один лось)

Давайте составим схему этого слова - вы на партах, а я на доске.

Обозначим звуки буквами. Прочитайте. Посмотрите. На звуковой схеме слово лось, а буквами записано лос. Что делать?

Как можно обозначить мягкость согласного

- Как обозначить мягкость [с]? ?
Определение «чего не знаю?»

Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных.

«Ь»

Мягкий голос,
Мягкий шаг.
Это буква…? (ь)

Давайте подставим мягкий знак в слово и прочитаем.

Сколько звуков в слове ЛОСЬ?
- Сколько букв? Сколько звуков?
- Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)

Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Найдите место буквы мягкий знак в алфавите.

Найдите место буквы мягкий знак на ленте букв.

Физминутка для глаз

Составление схем

Слайд 8

Слайд 9



Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

4. Первичное закрепление

Давайте поучимся читать с буквой Ь

Откройте учебник на странице 20. Найдите пары слов в верхней части страницы. Прочитайте первую пару. Что изменилось?.....

Что общего у слов второго столбика? Зачем нужен мягкий знак? Почему нельзя использовать буквы ЯЮЕИЁ?

Дети часто путают лося и оленя. Давайте посмотрим, чем они отличаются.

Владик прочитает нам рассказ о лосе.

Алёна прочитает рассказ об олене.

Запомните ребята и не путайте этих животных.

Посмотрите, как много интересного мы сегодня узнали. А хотите, я научу вас колдовать.

Сейчас я птицу превращу в камень.

Что это за птица? Галка. Немножко поколдуем… и галка превращается в ….. гальку. Галька это камень.

Кто догадался, что помогло мне? (ь)

А теперь стеклянный сосуд превратим в помещение, где можно помыться и попариться.

- Вы сейчас вместе с Ь поработаете фокусниками. Слова, которые лежат у вас на столах, превратите в другое слово с помощью Ь.

Мел - мель
Мол - моль
Был - быль
Пыл - пыль
Кон - конь
шест - шесть

Хор - хорь

Уголки - угольки

Полка - полька

Проверка: прочитайте получившиеся пары слов.

Какие слова вам были не понятны?

  • мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания на школьной доске;

  • примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн;

  • слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени;

  • сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару;

  • место, куда в игре надо попасть при броске?

Вывод:

- Какую функцию выполняет мягкий знак?
- А в начале слова может стоять Ь? Почему?

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Работа в парах

Слайды 18-23

5. Физминутка

Если пишется Ь, то стоим, если не пишется, то присаживаемся.
Пень, соль, письмо, лимон, пальто, ключ, кольцо, тарелка, фея, коньки соня карась сирень

6. Чтение текста.

Молодцы! Мягкий знак часто встречается в словах и если мы его увидели, то это знак нам, что читать звук надо мягко.

Прочитайте текст.

Плачет маленькая Оленька. У нее пропал щенок Булька.

Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие.

Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла

щенка под крыльцом. Оленька была рада.

Слайд 24

7. Подведение итогов

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что нового узнали? (Ь может стоять в середине и в конце слова, а вначале нет, т. к. не обозначает звука, а только мягкость впередистоящего согласного).

Продолжи предложения.

Спасибо за работу.

Слайд 25


Мел - мел___
Мол - мол___
Был - был___
Пыл - пыл___
Кон - кон___
шест - шест___

Хор - хор__

Уголки - угол__ки

Полка - пол__ка

Мел - мел___
Мол - мол___
Был - был___
Пыл - пыл___
Кон - кон___
шест - шест___

Хор - хор__

Уголки - угол__ки

Полка - пол__ка

Мел - мел___
Мол - мол___
Был - был___
Пыл - пыл___
Кон - кон___
шест - шест___

Хор - хор__

Уголки - угол__ки

Полка - пол__ка

Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.

Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.

Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.

© 2010-2022