- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме: «Уменьшение и увеличение числа в 10 и 100 раз»
Конспект урока по теме: «Уменьшение и увеличение числа в 10 и 100 раз»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косухина Е.А. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Косухина Елена Алексеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Троельжанская СОШ»
Конспект урока математики
3 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: « Увеличение и уменьшение числа в 10 и 100 раз»
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умения увеличения и уменьшения натурального числа в 10 и 100 раз.
Задачи: Актуализировать знания учащихся о нумерации натуральных чисел, о разрядах класса единиц, о смысле понятий «увеличения и уменьшения на несколько единиц и в несколько раз».
Тренировать у учащихся способность к решению текстовых задач на разностное и кратное сравнение.
Оборудование: презентация, ладошки, разрядная таблица с карточками цифр, счёты, карточки с заданиями.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности
- Приветствую вас, мои дорогие ребята. Поприветствуйте и вы друг друга, улыбнитесь, помашите приветственно своими ладошками. Ладошки (вырезанные) лежат и перед вами. Они будут инструментом для оценивания ваших знаний и умений на протяжении всего урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Вначале я предлагаю вам написать арифметический диктант.
-
Какое число находится между числами 879 и 881?
-
Какое число следует за числом 789?
-
между какими числами находится число 240?
-
Какое число при счёте идёт перед числом 990?
-
Какое число больше 817 на 1?
-
Какое число меньше 360 на 1?
-
Увеличьте 20 в 3 раза.
-
Увеличьте 20 на 3.
-
Уменьшите 40 в 8 раз.
-
Уменьшите 40 на 8
- Обменяйтесь листочками и выполните взаимопроверку по эталону. СЛАЙД
Оцените работу: 0 ошибок - 5
1-2 ошибки - 4
3-4 ошибки - 3
5 и более ошибок - 2
-Предлагаю полученную отметку поставить на большой палец вашей ладошки.
2)- А теперь давайте обратим внимание на ответы.
- На какие две группы можно разделить эти числа? ( чётные и нечётные, круглые и некруглые, меньше, до 100 и больше, после 100)
- Назовите все трёхзначные числа, которые у нас встретились в ответах. СЛАЙД - каждое число открывается по щелчку.
- Обратите внимание, что каждому числу соответствует определённая буква.
- Мы сможем расшифровать слово, если расположим числа в порядке возрастания.
( Вначале дети говорят порядок, затем щелчок. Называют слово-отгадку →щелчок → появляется слово - ЛАДОШКИ
СЛАЙД
Пальчиковая гимнастика
- Чтобы наши пальчики нас слушались и помогали нам работать, давайте их разомнём.
III. Постановка учебной задачи. СЛАЙД
-
Пробное действие
- Сколько пальцев на двух руках?
- Сколько пальцев на руках двух учеников?
- Как сосчитали? (10+10)
- Сколько пальцев на руках всех девочек вашего класса? ( Девочки поднимают руки, мальчики считают)
- Сколько пальцев на руках всех мальчиков вашего класса? (Мальчики поднимают руки - девочки считают)
- Сколько пальцев на руках всех детей вашего класса?
- Как считали?
- Запишите ваши вычисления на листочках. 10+10+10… т.е. по 10 взяли… раз.
- Как мы можем заменить эту запись? Почему? (Сумма одинаковых слагаемых заменяется действием умножения).
10 ∙ 28=28 ∙ 10 - на основе правила: От перестановки множителей произведение не меняется.
- Почему мы сразу не воспользовались записью 28 ∙ 10= ? ( Внетабличное умножение. Не знаем алгоритма выполнения этого умножения).
- Как читается эта запись?
(1 - первый множитель - 28, второй множитель - 10. произведение - неизвестно.
2 - произведение чисел 28 и 10
3 - 28 увеличили в 10 раз
4 - по 28 взяли 10 раз).
- Остановимся на увеличении в 10 раз.
- Какая обратная операция увеличению (уменьшение, действие деления)?
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока ( Научиться умножать на/увеличивать в, делить на/уменьшать в 10 и 100 раз)?
- На указательном пальце поставьте знак вопроса «?»
- Как сформулируем тему урока ( Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз)?
СЛАЙД
-
Открытие новых знаний.
-
Работа с таблицей разрядов.
-
Сотни
3
Десятки
2
Единицы
1
2) Работа со счётами.
- Отложите 5 единиц. Как отложить в 10 раз больше? Сколько получилось?
-Как записать это арифметическим действием?
5·10=50
СЛАЙД
1-й щелчок
- Как отложить в 100 раз больше 5?
(откладывают на таблице разрядов и на счётах)
- Как записать, что получилось?
5·100=500
2-й щелчок
- Обратите внимание на множители и на результат.
3-й щелчок
- Какой вывод можно сделать?
\ При увеличении числа в 10 раз - справа дописываем один ноль.\
4-й щелчок
\ При увеличении числа в 100 раз - справа дописываем два ноля.\
- Как быть с делением?
- Деление - какая операция по отношению к умножению?(обратная)
- Значит, что будем делать с нулями при делении?( отбрасывать)
СЛАЙД
Демонстрация на таблице разрядов;
на счётах.
50:10=5 1-й щелчок
500:100=5 2-й щелчок
- Какой теперь делаем вывод?
3-й щелчок , 4-й щелчок.
\Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно справа отбросить один ноль.\
\Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно справа отбросить два ноля.\
5-й щелчок.
На указательном пальце рядом с «?» поставьте «!
СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы ногами топ - топ!
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг!
Мы плечами чик - чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
-
Первичное закрепление.
- А сейчас, опираясь на правила, будем тренироваться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.
- Работать будем в группах, помогая друг другу, проговаривая правило умножения и деления. Запись оформлять в тетради.
По карточкам решение примеров.
-
800 : 100 = 2. 45 · 10 =
15 ·10 = 600 : 100 =
8 · 100 = 13 · 10 =
90 : 10 = 200 : 10=
Проверка по цепочке - устно с проговариванием
0 ошибок - 5
1 ошибка - 4
- Оценку, которую заработали, поставьте на среднем пальце ладошки.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
СЛАЙД
970:10=
6·100=
550:10=
400:100=
24·10=
Оценка ставится на безымянном пальце.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Решение задач на кратное и разностное сравнение.
СЛАЙД
А) Ехидна - это редкий зверёк Австралии и близких к ней островов. Похож на ежа, весь в иголках, детёнышей вынашивает в сумке на брюхе. Взрослая ехидна величиной с маленькую собачку, её тело длиной до 60 см.
Сколько это миллиметров?
Б) Бамбуковая летучая мышь - самый маленький зверёк среди рукокрылых. По сравнению с ней летучие лисицы - настоящие великаны. Размах их крыльев 150 см. Это в 10 раз больше, чем у бамбуковой летучей мыши. Каков размах крыльев у бамбуковой летучей мыши?
150:10=15(см)
- Что это за тип задачи? (в косвенной форме)
- Что следует из условия задачи?
- Что требуется узнать?
- Кто больше?
- Как будем отвечать на вопрос задачи?
- Каким правилом пользуемся?
В) Синий кит - гигант морей. Длина его тела 33 метра, а масса до 30 тонн. Для сравнения - масса слона 3-5 тонн. Китёнок рождается всего в 3 раза меньше длины тела матери. Какова длина китёнка?
- Что заметили в условии задачи? (задача с переизбытком данных)
- Какие данные нам понадобятся для ответа на вопрос задачи?
33:3=11(м)
- На мизинце поставьте самооценку по работе над задачами.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились?
- Какое знание открыли?
- Зачем оно нам нужно? Может можно обойтись и без него?
- Я предлагаю вам нарисовать ваше настроение на ладони и поделиться вашими успехами и настроением со всеми.
Дети наклеивают свои ладони на листе.
- Большое спасибо всем за урок. Молодцы!