• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В. И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В. И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Класс: 2.

Предмет: литературное чтение.

Автор УМК: Свиридова В.Ю. Развивающая система Л.В. Занкова.

Тема урока: Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения. Цель урока: создать условия для формирования целостного представления о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик». Планируемые результаты: Предметные: обучающийся научится: определять жанр литературного произведения на основе сравнения с ранее изученными жанрами. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках литературного чтения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, взаимно контролировать действия друг друга. Основное содержание темы, термины и понятия: жанр, приметы сказки и загадки. Тип урока: урок изучающего чтения. Вид урока: комбинированный Методы, приемы: проблемно-поисковый. Межпредметные связи: литература, окружающий мир. Ресурсное обеспечение: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point; аудио-файл «Старик-годовик»; учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой, карточки для работы в группах, в паре, карточки на доску, карточки самоконтроля.

ХОД УРОКА

  1. Мобилизующий этап

1.Создание эмоционального настроя.

Слайд Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие слова могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

Ответы учащихся.

- Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

2. Актуализация знаний.

- С какого задания вы бы хотели начать сегодняшний урок: с лёгкого или трудного?

- Что ж, тогда я вам задам несколько трудных вопросов. Первые буквы слов - ответов будете записывать в пустые клеточки на карточке. Выполнив задание (разгадав шифровку), узнаете название произведения, с которым познакомимся на сегодняшнем уроке.

Шифровка

-


Литературный диктант (смешанного типа).

1 вопрос: Резкое противопоставление явлений, событий, характеров, образов. (Контраст)

2.Какое желание было связано у Жени из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» с оранжевым лепестком? (Игрушки)

3.Как звали героя стихотворения С.Михалкова «Про Мимозу»? (Витя)

4.Как называется приём в литературе, когда автор оживляет (очеловечивает) образы природы и природные явления? (Олицетворение)

5.Разговор двух лиц. (Диалог)

6.Это не сам предмет, а его след в нашей душе. (Образ)

7. Непомерное преувеличение изображаемого явления. (Гипербола)

8. -

9. Как называется точка наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения? (Кульминация)

10. Какое имя у поэтесс Токмаковой, Пивоваровой? (Ирина)

11.К какому жанру относится произведение Л. Толстого «Прыжок»?(Рассказ)

12. Создатель какого-либо произведения литературы. (Автор)

13. Устное народное … (Творчество)

14. Как называются слова, близкие по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

Проверка (слайд): - Проверьте, какая запись должна у вас получиться. Кому-то удалось разгадать шифровку? В чём её секрет? (нужно прочитать слова наоборот.)

Шифровка

к

и

в

о

д

о

г

--

к

и

р

а

т

с

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

II. Целеполагание.

-Давайте обозначим цели работы над новым произведением.

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

III. Сведения об авторе. Мини-тест «Знаете ли вы…»

- Это произведение написал В. И. Даль. Вам знаком этот писатель? Выберите его портрет из данных. (На доске портреты М. Лермонтова, В. Даля, Л. Толстого, Драгунского.)

Чтение записи со слайда Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- А теперь давайте проверим, что вы о нём знаете?

(Слайд) В какой войне в 1828-29 годах участвовал Даль:

- русско-турецкой;

- русско-японской;

- русско-немецко-французской.

(Слайд) Какой рукой мог оперировать больных:

- левой;

- правой;

- левой и правой.

(Слайд) Какой словарь создал Даль:

- орфографический;

- толковый;

- словообразовательный.

Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

IV. Работа по новой теме.

1) Постановка проблемы.

- А теперь послушайте произведение и попробуйте определить его жанр.

Слушание произведения в аудиозаписи.

- Понравилось произведение?

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

Ученики высказывают предположения.

- Для того, чтобы выяснить, кто прав, нужно проанализировать текст. В процессе чтения нам нужно ответить на вопросы. (Вопросы на доске.)

Что за птицы вылетели из рукава старика - годовика?

Какие 4 крыла у каждой птицы?

Какие 7 перьев в каждом крыле?

Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная?

  1. Чтение текста по абзацам учениками (на листе формата А-4).

- Прочитаем первый абзац и попробуем разгадать его секрет. - О чём говорится в первом абзаце?
- Что за птицы вылетели в первый раз? Почему их было 3? - Каждая птица - это один из зимних месяцев. Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд ) Клод Моне «Зима. Январь. Сорока»

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- Прочитаем второй абзац и разгадаем его секрет.

- О чем он? (О весенних месяцах.)

- Зачитайте в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».) (слайд) Исаак Левитан «Весенняя пора. Осенний снег» Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» - Перечислите названия весенних месяцев. третий абзац. - О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах)
- Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах. («Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать»)
- Что означают слова «душно», «жарко», «знойно»? Давайте посмотрим объяснение значений этих слов Толковом словаре Даля. Словарная работа в паре с Толковым словарём Даля. 1ряд. Знойно 2ряд. Душно 3ряд. Жарко - Что можете сказать об этих словах? (Синонимы.) Зачем автор использует все 3 слова? (Для усиления впечатления.) - Назовите по порядку летние месяцы. (слайд) Иван Шишкин «Рожь» Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» - Что означает выражение «Крестьяне стали рожь жать»? - Кто из вас знает, каким орудием труда пользовались раньше, убирая зерновые культуры? (иллюстрация серпа) - А какая современная с.-х. машина предназначена для уборки зерна? (иллюстрация-комбайн) (слайд) Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- Читаем четвертый абзац и думаем о его секрете.
- О чём этот абзац? Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»)Объясните значение слова залегли. (слайд) Исаак Левитан «Осень. Туман» Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- Перечислите по порядку осенние месяцы.
Вывод: - Что за птицы вылетали из рукава старика - годовика? (12 месяцев)

- Почему птицы вылетали 4 раза? И на слайде записаны варианты ответов. Проверьте их!

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» (Лишнее слово - март, т. к. это месяц, а осень, зима, весна, лето - это времена года) Чтение последнего абзаца. -Вы заметили, что в последнем абзаце есть подчёркнутые выражения. О том, что они означают, попробуйте догадаться, объединившись в группы.

Обсуждение в группах. Ориентация на календарь.

1 группа. - Что такое «по 4 крыла у каждой птицы»? (4 недели)

2 группа. - «по 7 перьев в каждом крыле»? (7 дней недели)

3 группа. - Одна половина пера белая, а другая - чёрная. (день-ночь = сутки)

4 группа. - Каждое перо со своим именем. (…..) Вы знаете названия дней недели? Проверьте слайд!

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» Проверка (слайд с ошибкой, а затем - верный).

3) Ответы на вопросы, зафиксированные на доске.

Что за птицы вылетели из рукава старика - годовика? (месяцы времён года)

Какие это 4 крыла у каждой птицы? (недели)

Какие 7 перьев в каждом крыле? (дни недели)

Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная? (день-ночь)

Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

Физкультминутка

Дети изображают действия Старика-годовика.

Рукавом махнем мы раз -
И зима летит тотчас!
Рукавом махнем мы два -
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем -
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз -
Осень радует уж нас!

V. Продолжение работы по теме.

- Вернёмся к вопросу о жанре. Вы полагали, ….

Вы уже знакомы с некоторыми приметами волшебных сказок. Что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)

- Почему старик - волшебник в сказке назван годовиком? (В его рукаве 4 времени года, составляющие целый год.)

- А что же в нём загадочного?

Слайды Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения» Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

- Это - сказка. - Это - загадка.

Вывод: - Может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой и загадкой? Где мы можем получить подтверждение данному факту? (В учебнике.) - Найдите в содержании страницу учебника, на которой расположен текст.

- Да, может. Теперь вы об этом знаете.

Слайд Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

- А сейчас я задам вам очень важный вопрос: почему Даль решил объединить 2 этих жанра в одном произведении?

(Через загадку он учит нас быть наблюдательными и внимательными в жизни. Сказочным изложением вызывает интерес, развивает воображение. О простом и всем известном (что природа изменчива, что все времена года связаны между собой, год- круглый) он смог так необычно и интересно рассказать, совместив 2 жанра в 1 произведении.

  1. Применение знаний. Работа с таблицей.

- Запишите в таблице автора и название произведения, и обозначьте соответствия в таблице знаком «+». Проверка: 1 ученик выходит к доске, называет то, что выделил, остальные показывают согласие-несогласие.

Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

VII. Домашнее задание:

- перечитать родителям сказку-загадку;

по желанию:

- рисунок старика-годовика;

- придумать к ней продолжение.

VII. Итог: - Что стало новым?

(Познакомились с новым произведением, его жанровой особенностью.)

Рефлексия:

- По карточкам самоконтроля оцените свою деятельность на уроке, выберите по цвету птицу, соответствующую вашей деятельности (в каком цвете больше «+», того цвета птицу и выбрать).

Дети выходят с птицей и магнитиком к доске.

Но вот и всё, урок к концу подходит

Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз!

(Слайд)

Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Черты сказки и загадки в произведении В.И. Даля «Старик - годовик». Жанровое своеобразие произведения»

КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ

ЗАДАНИЕ

СПРАВИЛСЯ

СПРАВИЛСЯ С ОШИБКАМИ

НЕ СПРАВИЛСЯ

1. Литературный диктант. Шифровка.

2. Мини-викторина о писателе.

3. Разгадывание «секретов» текста.




4. Определение жанра.

5. Итоговое задание. Работа в таблице.


Формируемые УУД





Предметные УУД:

учащиеся вспоминают произведения, их авторов.

Формирование литературной грамотности и читательской зоркости.

Выполнение умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, рассуждение, установление причинно-следственных связей)

Личностные УУД:

понимать границы того, «что я знаю» и того, «что я не знаю», стремиться к преодолению этого разрыва. Мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»



РегулятивныеУУД

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

уметь формули-ровать цель на уро-ке с помощью учи-теля; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

.


Коммуникативные УУД:

умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти.




Личностные УУД:

умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Понимать границы того, «что я знаю» и того, «что я не знаю», стремиться к преодолению этого разрыва.

Предметные УУД: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания; отвечать на вопросы

Коммуникативные УУД: умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти,



Познавательные УУД:

определять синонимы в тексте;

осознавать роль названия произведения;

выполнять первоначальный анализ художественного текста;

осуществлять поиск нужной информации в учебнике, других источниках.




Познавательные УУД:

обобщать и классифицировать учебный

материал; формулировать несложные выводы.


Предметные УУД:

использование памяток-опор,

выполнение умственных действий.






Регулятивные УУД:

планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: уметь общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Регулятивные УУД: проверить предположение и результат; уметь

самостоятельно работать с учебником.

Предметные УУД:

использование памяток-опор,

выполнение умственных действий (анализ, сравнение и сопоставление, обобщение, рассуждение, установление причинно-следственных связей).

Регулятивные УУД:

научить перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умение общаться, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог


Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свою деятельность.









© 2010-2022