План – конспект урока «Мастер – класса», литературное чтение, Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта Н. Некрасова; формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя; развивать навыки правильного выразительного чтения, четкую дикцию; совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях; заинтересовывать учащихся чтением произведений Н. Некрасова. Оборудование: портрет поэта; выставка книг Н. Некрасова; иллюстрации Д.А. Шмаринова к произведениям Н. Некрасова; компьютер; учебник «Литературное чтение», 3 класс, автор Н.А. Чурикова.

Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков учащихся к сказочной повести С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Ответы на вопросы: Когда же началось превращение Нильса в человека; когда он произнес заклинание или много раньше? Изменился ли Нильс за время путешествия? Какие изменения считаете самыми важными? III. Подготовка к восприятию. Слово учителя. - Сегодня мы будем знакомиться с творчеством поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Назовите произведения этого автора, которые вы читали? - «Дедушка Мазай и зайцы». - Я очень рада, что вам нравится это стихотворение. Когда я была маленькой, то очень любила стихотворение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Некрасов в свободное время всегда уезжал из Петербурга и скитался с ружьем по костромским, ярославским, новгородским лесам и полям - он любил охотиться (слайд 1). Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый крестьянин Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи (слайд 2). - Понравился ли вам поступок деда Мазая? Слайд 3. - Посмотрите на портрет поэта. Как вы думаете, это серьезный человек или озорник. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов провел свое детство в деревне, близ Волги. Слайд 4. В детстве Н.А. Некрасов был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Отец Некрасова, запрещал дворянскому ребенку, водится с детьми крестьян. Но мальчик, улучив свободную минутку, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят, он купался с ребятами в речке, собирая вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил на Волгу - кататься с крутых берегов на салазках. Некрасов любил детей и написал о них много стихов. Он дружил с крестьянскими ребятами. Ему нравилось, что они такие смышленые, способные, работящие, смелые. IV. Сообщение темы и цели урока.
У Н.А. Некрасова есть большое стихотворение «Крестьянские дети», где он с любовью рассказывает об этих ребятах. Слайд 5. Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из этого стихотворения, будем учиться читать его выразительно, определим художественные приемы, которые использованы при создании образа лирического героя. V. Чтение и анализ стихотворения, составление структурной схемы. 1. Обсуждение названия стихотворения. Откройте учебники на стр. 105 и прочитайте название стихотворения. Как вы считаете, в заглавии отражена главная мысль стихотворения, его тема? 2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Что вы можете сказать о прочитанном? Поделитесь мыслями. 3. Выразительное чтение стихотворения учителем. Какие чувства вызвало это стихотворение? 4. Словарно-лексическая работа. В стихотворении Н.А. Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова. Объяснить значение этих слов нам сможет консультант Кот Ученый. Слайд 6. Чинный - степенный, сохраняющий достоинство, подчеркнуто соблюдающий порядок, правила поведения. Уздцы - «узда» - ремни с удилами и поводьями сшитые таким образом, чтобы их можно было надеть на голову лошади. Взять под уздцы - взять за узду (иллюстрация Д.А. Шмаринова); Шествуя - идти, двигаться, торжественно, важно; Вестимо - (народное) ведомо, известно, верно, само собой, разумеется; Кой - (устаревшее: какой, который); Миновая - прошел; Басом - самый низкий мужской голос; Рванул - дернул резко. 5. Чтение стихотворения и беседа. 1. Как бы вы озаглавили этот отрывок? (этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок».) О чем говорит это название? (скрытый контраст: взрослый, хотя и очень маленький.) 2. Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Покажите, обращаясь е тексту, что среди этих чувств есть и удивление и уважение. 3. Когда вы читали это стихотворение, то в какой ритм попадали? Чтение первых двух строк. У вас не появилось ощущение, что, каждое слово выделено особо, после каждого - небольшая остановка? Найдите ту строчку, которая точно характеризует этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору…»). Почему поэт выбрал такой ритм стихотворения? (Поэт рассказывает о сцене из крестьянской жизни, избрав интонацию добродушной неторопливой беседы, прибегая к диалогам, что усиливает повествовательность этого стихотворения). 4. Что у вас вызывает улыбку? 5. Можно ли образ «мужичка с ноготок» называть комичным? Нет. (Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что шестилетний мальчик вынужден выполнять совершенно взрослую работу: он чувствует огромную ответственность за то, что он, как и его отец мужчина). 6. Чтение по ролям 7. Обобщение структурной схемы (демонстрация таблицы на доске).

«Крестьянские дети» План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 классПлан – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс

лирический герой

(автор)


мальчик

«мужичок с ноготок» План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 классПлан – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 классПлан – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс

1. Изображение чувств

  • удивление
  • уважение
2. Описание (прием контраста)
  • в больших сапогах
  • в полушубке овчинном
  • в больших рукавицах
  • а сам с ноготок
3. Движение (ритм)
  • шествуя важно, в спокойствии чинном
  • лошадку ведёт
  • рванул под уздцы
  • быстрей зашагал

Какой прием лежит в основе этого образа? (контраст) Какие чувства вызывает у каждого из вас этот мальчик? (Передача чувств, требует особых средств художественной выразительности: прием контраста и неспешного ритма). VI. Итоги урока. С отрывком, из какого произведения сегодня вы познакомились? (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети») (слайд 7). Заинтересовало вас это произведение? Все произведение вы прочитаете в книге «Крестьянские дети». Некрасов - поэт истинно народный. Многие его стихи стали песнями, его произведения вдохновили многих художников, композиторов. На уроке познакомились с иллюстрациями к произведениям Некрасова - народного художника Дементия Алексеевича Шмаринова. VII. Домашнее задание стр. 105, отрывок наизусть.

1. Лирический герой



2. Мужичок с ноготок

План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс

4План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс. Движения (ритм)

- поднимается медленно в гору лошадка;

- шествуя важно;

- лошадку ведет.

План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс

План – конспект урока «Мастер – класса»,литературное чтение,Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,3 класс

5. Описание (прием контраста)

- в больших сапогах;

-в полушубке овчинном;

- в больших рукавицах;

-а сам с ноготок.

3. Изображение чувств

- удивление;

- уважение.









План - конспект урока


«Мастер - класса»



учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения

«Гимназия № 13»

Доценко Валентины Ивановны





Предмет:

литературное чтение

Класс:

3 «А»

Тема:

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Дата:

15.04.2013, 2 урок, 12 часов 40 минут




© 2010-2022