- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Осеева Сторож 2класс
Конспект урока по литературному чтению Осеева Сторож 2класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фадеева С.Ж. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.
Цель: формирование правильной читательской деятельности. Задачи:
- формировать положительную мотивацию к чтению;
- совершенствовать эмоциональную сферу.
- совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;
- отрабатывать правильное произношение и употребление слов;
- расширять читательский кругозор;
- обогащать лексический запас и грамматический строй речи;
- развивать мыслительные операции и устную речь;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.
Планируемые результаты: - личностные: смыслообразование - понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение - иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения. - метапредметные: регулятивные - учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные - учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные - осуществлять смысловое чтение; - предметные: полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какой раздел литературного чтения мы читаем? ( Читая - думаем.)
- Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)
- Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
II. Проверка домашнего задания.
- С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)
- Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)
- Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.
соловей жадный
жук жизнерадостный
медвежонок заносчивый
ёжик мудрый
мечтательный
Заносчивый - высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.
- Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)
- Как вы объясните, что такое жадность?
- В толковом словаре дается следующее объяснение:
Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.
III. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация.
- Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?
- Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.
- Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?
- Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.
- Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)
-А сейчас я прочитаю, как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.
"Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась:
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала мама.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных"
- Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?
- Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? ( Надо текст прочитать.)
III. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное восприятие текста.
Читает учитель.
- Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?
- Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?
- Поскольку мы будем много читать, размышлять, давайте подготовимся.
2. Подготовительные упражнения.
- А начнем мы с речевой разминки - с.53.
1) «Задание слоговика»
Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем - целыми словами.
Учебник максимально удалён от глаз - на вытянутой руке.
2) «Цепочка слов» 1-й ряд - первое слово и т.д.
- Объясните превращение слов в другие.
3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое - на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.
- Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)
- Почему авторы дают вам такие задания в учебнике? (Чтобы мы не допускали ошибок при чтении слов, различающихся одной или двумя буквами.)
Меняются местами.
3. Комментированное чтение.
- Какие игрушки были в детском саду?
- Как вели себя ребята?
- Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.
- Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)
- Что вызвало удивление у воспитательницы?
- Как мальчик объяснил причину скуки?
- А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?
- Что сказали другие дети?
- Почему дети назвали мальчика сторожем?
- Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?
- Какие слова автора помогают нам понять характер мальчика? (Собрал около себя целую кучу игрушек, охранял их, кричал, закрывал игрушки.)
4. Работа в паре.
- Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:
1. Возраст мальчика.
2. Поведение мальчика во время игры.
3. Настроение мальчика.
- Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?
5. Работа с текстом после чтения.
- Почему автор назвала рассказ «Сторож», а не «Жадина»? (Так его назвали дети.)
- Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?
- Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)
- Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.
Советую прочитать рассказы В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье», «Просто так».
Зарядка для глаз.
6. Творческое задание.
- Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?
- Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)
- Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.
- По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? ( удивилась)
- Ребят? (весело, похвалились)
- Мальчика? (кричал)
- Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.
Выслушать 3 пары детей.
IV. Итог урока.
- О каком человеческом качестве мы говорили?
- Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)
- Хочется закончить нашу беседу такими словами:
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Звучит песня «Улыбка»
Домашнее задание: тетрадь с.30-32.
- Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.