Конспект урока по литературному чтению Осеева Сторож 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.

Цель: формирование правильной читательской деятельности. Задачи:

  • формировать положительную мотивацию к чтению;
  • совершенствовать эмоциональную сферу.
  • совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;
  • отрабатывать правильное произношение и употребление слов;
  • расширять читательский кругозор;
  • обогащать лексический запас и грамматический строй речи;
  • развивать мыслительные операции и устную речь;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.
.

Планируемые результаты: - личностные: смыслообразование - понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение - иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения. - метапредметные: регулятивные - учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные - учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные - осуществлять смысловое чтение; - предметные: полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какой раздел литературного чтения мы читаем? ( Читая - думаем.)

- Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)

- Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

II. Проверка домашнего задания.

- С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)

- Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)

- Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.

соловей жадный

жук жизнерадостный

медвежонок заносчивый

ёжик мудрый

мечтательный

Заносчивый - высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.

- Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)

- Как вы объясните, что такое жадность?

- В толковом словаре дается следующее объяснение:

Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

III. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

- Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?

- Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.

- Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?

- Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.

- Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)

-А сейчас я прочитаю, как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.

"Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала мама.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных"

- Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?

- Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? ( Надо текст прочитать.)

III. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

- Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?

- Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?

- Поскольку мы будем много читать, размышлять, давайте подготовимся.

2. Подготовительные упражнения.

- А начнем мы с речевой разминки - с.53.

1) «Задание слоговика»

Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем - целыми словами.

Учебник максимально удалён от глаз - на вытянутой руке.

2) «Цепочка слов» 1-й ряд - первое слово и т.д.

- Объясните превращение слов в другие.

3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое - на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.

- Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)

- Почему авторы дают вам такие задания в учебнике? (Чтобы мы не допускали ошибок при чтении слов, различающихся одной или двумя буквами.)

Меняются местами.

3. Комментированное чтение.

- Какие игрушки были в детском саду?

- Как вели себя ребята?

- Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.

- Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)

- Что вызвало удивление у воспитательницы?

- Как мальчик объяснил причину скуки?

- А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?

- Что сказали другие дети?

- Почему дети назвали мальчика сторожем?

- Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

- Какие слова автора помогают нам понять характер мальчика? (Собрал около себя целую кучу игрушек, охранял их, кричал, закрывал игрушки.)

4. Работа в паре.

- Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:

1. Возраст мальчика.

2. Поведение мальчика во время игры.

3. Настроение мальчика.

- Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?

5. Работа с текстом после чтения.

- Почему автор назвала рассказ «Сторож», а не «Жадина»? (Так его назвали дети.)

- Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?

- Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)

- Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.

Советую прочитать рассказы В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье», «Просто так».

Зарядка для глаз.

6. Творческое задание.

- Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?

- Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)

- Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.

- По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? ( удивилась)

- Ребят? (весело, похвалились)

- Мальчика? (кричал)

- Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.

Выслушать 3 пары детей.

IV. Итог урока.

- О каком человеческом качестве мы говорили?

- Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)

- Хочется закончить нашу беседу такими словами:

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Звучит песня «Улыбка»

Домашнее задание: тетрадь с.30-32.

- Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.



© 2010-2022