Урок окружающего мира по теме Появление и развитие жизни на Земле (1 класс, система Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: окружающий мир класс: 1 УМК: система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема: «Появление и развитие жизни на Земле».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

  • формировать представления обучающихся об этапах развития жизни на Земле.

Планируемые результаты

Предметные

  • - обучающийся научится определять этапы развития жизни на Земле; описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки с помощью взрослого.

Метапредметные

Регулятивные:

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
    сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
    Познавательные:

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);
    понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий, предложенных учителем;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
    Коммуникативные:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Личностные

  • ценностные представления о своей планете;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, со взрослыми;

  • доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • интерес к учебному материалу;

  • представление о ценности и уникальности природного мира.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Ресурсы урока: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир», 1 класс (2 часть); карточки с заданиями; компьютер, проектор, презентация; плакат с изображением этапов развития жизни на Земле; «Шкала самооценки».

Технология проведения

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Для мотивации учащихся к изучению новой темы использовала стихотворение

- Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!
- Чтобы этого достичь будьте активными и любознательными.

- Ребята, готовы к уроку?

Слушают внимательно учителя. Воспринимают учебную задачу.

Отвечают на вопрос .

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

Создание условия для обсуждения затруднений, проговаривания темы урока, постановки целей урока.

- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира. Давайте вспомним, что же такое окружающий мир? У вас на столах лежат карточки с изображениями объектов окружающего мира. Давайте разделим их на группы. Сколько групп получилось?

- Ребята, вспомните, какие признаки отличают живую природу от неживой природы?

- Ребята, где мы можем видеть все это великолепие окружающего мира?

- Планета Земля - родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Что нашу планету от других отличает? (слайд 1,2)

- Дети, а всегда ли была жизнь на нашей планете?

- Ребята, вот перед нами возникла проблема: «Как и при каких условиях возникла и развивалась жизнь на Земле».

- Предположите, какая сегодня у нас тема урока? (слайд 2)

- Какую загадку планеты должны сегодня отгадать?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лягушата».

- 3 группы: живая, неживая природа, предметы, созданные человеком.

- Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

- На нашей планете.

- На ней есть жизнь.

- Нет, не всегда.

- Появление и развитие жизни на Земле.

- Узнать, как появилась жизнь, с чего всё началось.

Выполняют движения.

  1. Открытие новых знаний






приобретать новые знания с помощью имеющихся знаний.


Выстроить этапы развития жизни на Земле.





-Ребята, давайте вспомним условия необходимые для возникновения жизнь на Земле?

- Существует ряд гипотез возникновения жизни на Земле. Сейчас к доске выйдут два ученика и зачитают сообщение

Гипотеза первая - создание живых существ божеством, вторая - занос жизни из космоса, третья - самозарождение жизни из неживого вещества. Наверно, все три гипотезы имеют право на жизнь, но мы остановимся на третьей.

- Дети, сейчас мы будем работать в группах. Первые парты повернитесь ко вторым, а третьи к четвертым. У нас получилось 4 группы. На столах у каждой группы есть картинка, внимательно рассмотрите ее. И карточка с вопросами, они помогут вам построить правильно свои ответы.

1 группа.

- Где и когда возникли первые живые организмы? ( в воде)
- Какие были первые живые организмы? (очень маленькие, похожи на бактерий).

Вывод: Мы узнали, что первые жители на Земле - микроорганизмы.

2 группа.

- Где развивалась жизнь? (в воде)

- Как усложнялись организмы? (появились первые растения).

Вывод: На Земле появились более сложные по строению животные и первые растения, но они всё ещё были водными!

- Сколько этапов развития жизни на Земле мы выстроили?

3 группа.

- Какие изменения произошли в воде? ( появились рыбы)

- Почему рыбы хорошо плавали? (у рыб образовались хвост, плавники)

- Какое главное изменение произошло в развитии жизни на Земле на этом этапе? (появились первые растения)

Вывод: В морях стали жить рыбы, а на суше появились первые растения. Постепенно у рыб образовались хвост, плавники, они стали прекрасно плавать.

4 группа.

- Где расселились теперь животные? (по суше)

- Что появилось у них вместо хвоста и плавников? ( скелет, передние и задние ноги)

- Что теперь было необходимо им для дыхания? (воздух).

Вывод: Организмы усложнялись, у животных появлялся скелет, передних и задних конечностей, и они расселялись по суше. Животные научились дышать воздухом, вместо плавников у них образовались ноги. В громадных влажных лесах росли папоротники, их высота достигала 45 метров - это дом в 15 этажей! Примерно 225 миллионов лет назад, а это очень-очень много!

- Ребята, как вы думаете, могли ли люди жить в одно время с динозаврами?

ФИЗМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо…»

- Вода, воздух, тепло, свет.

Дети зачитывают сообщения.


Делятся на группы.

Рассматривают картинки.

Читают вопросы, строят на них ответы.

Рассматривают картинки.

Читают вопросы, строят на них ответы.

- Два этапа.

Рассматривают картинки.

Читают вопросы, строят на них ответы.

Рассматривают картинки.

Читают вопросы, строят на них ответы.

- Это возможно только в кино.

Выполняют движения.

  1. Закрепление

Разгадывают этапы развития жизни на Земле.

- Ребята, сейчас вы внимательно посмотрите на слайд и поднимите табличку с номером этого этапа развития жизни на Земле.

- А потом мы все вместе прочитаем вывод каждого этапа развития жизни на Земле.

Поднимают таблички с номером этапа развития.

Рефлексия учебной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Шкала самооценки.

- Сегодня вы узнали о том, как появилась и развивалась жизнь на нашей планете.

- На этом развитие жизни на Земле завершается?

- Происходит изменение климатических условий и всего органического мира.

Ребята, заполните шкалу самооценки. Какое настроение было у кас на уроке? Все ли получилось?

- Нет, организмы и сейчас развиваются и приспосабливаются к новым условиям жизни.

Выполняют и вывешивают на доске.



© 2010-2022