Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО Заседание МО учителей гуманитарных предметов МКОУ «Боровская СОШ» Протокол № 1 от « »сентября 2014 г.

Руководитель МО Молоцило Л.Н.

СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Боровская СОШ» Протокол № _____ от «____» сентября 2014 г. Зам. директора по УВР Казакова Л.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»сентября 2014 г.

Директор МКОУ «Боровская СОШ»

МО «Братский район»

Непомнящая Т.Е







Рабочая программа

учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» модуля « Основы светской этики»


для учащихся 4 класса


на 2014-2015 учебный год






Разработала:

Молоцило Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы второй

квалификационной категории.

п.Боровской

2014 г.



Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы светской этики» для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2012» в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ. Образовательная область и предмет изучения «Основы религиозных культур и светской этики». Функции данного курса: культурологическая, этическая, гуманистическая, психологическая ,воспитательная. Отличительной особенностью данной программы является наличие 35-ти часов вместо 34-х в авторской программе.

Цели, задачи программы

Цель: формирование нравственных качеств личности.
Задачи:
-знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
-развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

-обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

-формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета


Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, политкультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываются содержанием этого курса. Описание места и роли учебного предмета в учебном плане ООП ОУ.

Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 час в неделю в течение 35-ти учебных недель. 1 ч- инвариативная часть УП ОУ. Для изучения в 4 классе родители учащихся выбрали модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимодействие с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Сроки реализации рабочей программы 1 учебный год.























Учебно-тематический план.

.

Разделы, темы

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля

По программе

По рабочей программе 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

Беседа, лекция

Устное сообщение 2 Основы светской этики.


28

28

Урок-лекция, практикум, самостоятельная работа с учебником, групповая работа.

Устное сообщение, тестирование, эссе, рассказ, развёрнутый ответ на вопрос, сочинеие-миниатюра. 3
Духовные традиции многонационального народа России

5

5

Урок-лекция, практикум, самостоятельная работа с учебником

Устное сообщение, тестирование, письменная работа, рассказ, развёрнутый ответ на вопрос. 4 Итоговое занятие

1

Создание презентации

Презентация
Итого

34

35





























Содержание программы

Россия-наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.


























Планируемые результаты обучения за курс ОРКСЭ:

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:



Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Формы контроля:

- тематический ( тестирование, устное сообщение, развёрнутый ответ на вопрос, сочинение, письменная работа)

-итоговый ( презентация, тестирование)

Критерии оценивания: безотметочная система.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы : 1.Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.

4-5классы.А.Я.Данилюк.Москва.«Просвещение»2012г.

2.«Основы светской этики»,пособие для учащихся М.Просвещение 2010

3.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012



Технические средства обучения (средства ИКТ): -компьютеры -принтеры -сканеры -мультимедиа















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ уроков

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты (базовые понятия)

Виды контроля

план

факт

1

Россия-наша Родина

1

04.09

Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Устное сообщение «Традиции нашей семьи»

2

Что такое светская этика

1

11.09

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Светская этика. Религиозная этика

Тестирование.

3-4

Культура и мораль

2

18.09

25.09

Культура. Культура - вторая природа. Мораль.

Ответить на вопрос: « Что такое мораль?»

5-6

Добро и зло

2

02.10

09.10

Добро. Зло. Поступки.

Развёрнутый ответ на вопрос: «Почему важно бороться со злом?»

7-8

Добродетель и порок

2

16.10

23.10

Добродетель. Порок. Нравственный человек. Моральное развитие человека. Ценности людей

Сочинение «Какого человека можно считать добродетельным?»

9

Свобода и моральный выбор человека

1

30.10

Свобода. Моральный выбор. Нравственное поведение. Безнравственное поведение. Интересы людей.

Рассказ о своих поступках, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные

10

Свобода и ответственность

1

13.11

Ответственность. Ответственное поведение. Преднамеренность

Устное сообщение «Что значит быть ответственным?» или « Примеры ответственного поведения в моей жизни»( на выбор)

11

Моральный долг

1

20.11

Долг. Моральный долг. Моральные обязанности. Моральные нормы. Благодарность

Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

12

Справедливость

1

27.11

Справедливость

Сочинение « Сложно ли быть справедливым?»

13

Альтруизм и эгоизм.

1

04.12

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм

Развёрнутый ответ на вопрос : «Как вы понимаете слова «Быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма.

14

Дружба

1

11.12

Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Взаимная симпатия. Общие интересы.

Устное сообщение: «Что значит быть настоящим другом», « Друг в беде не бросит»

15

Что значит быть моральным?

1

18.12

Мораль. Моральный человек. Правила морали.

Ответить на вопрос: « Что значит быть моральным?»

16-17

Подведение итогов

2

25.12

15.01

Основные понятия по разделу.

Сочинение:

1. Россия - Родина моя.

2. Всюду добрые люди вокруг…

3. Я хочу вам рассказать об одном добром человеке.

4. Добро и зло в русских народных сказках.

5. Вот что значит настоящий, верный друг.

18

Род и семья-исток нравственных отношений

1

22.01

Род. Семья. Фамилия. Родословная

Ответить на вопрос «Какие обязанности в семье вы выполняете?»

19

Нравственный поступок

1

29.01

Поступок. Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка

Высказывание на тему: «Цель оправдывает средства». Обоснуйте свою точку зрения.

20

Золотое правило нравственности

1

05.02

Золотое правило нравственности

Устное сообщение « Как я понимаю золотое правило нравственности».

21

Стыд, вина и извинения

1

12.02

Стыд. Вина. Извинение

Сочинение «Как вы понимаете пословицы: «Стыдливый из-за стола голодный встает», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел».

22

Честь

1

19.02

Честь. Достоинство

Ответ на вопрос : «Какие поступки героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?»

23

Совесть

1

26.02

Совесть. Понятия «стыд» и «совесть».

Письменная работа: «Приходилось ли мне испытывать муки совести?»

24-25

Образцы нравственности

2

05.03

12.03

Идеалы. Правила честного поединка. Верность.

Устное сообщение «Как вы думаете. Рыцарем, джентльменом или леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник?»

26

Образцы нравственности в культуре Отчества

1

19.03

Культура России. Нормы-образцы нравственного поведения. Труженик. Патриот. Воин.

Ответить на вопрос: «Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников?»

27

Этикет

1

02.04

Этикет. Нормы этикета.

Составьте правила этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

28-29

Семейные праздники

2

09.04

16.04

Праздник. Семейный праздник. Подарок

Устное сообщение « Праздники в нашей семье»

30

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

1

23.04

Ценности. Жизнь человека. Нравственные ценности.

Развёрнутый ответ на вопрос : «Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения».

31-32

Любовь и уважение к Отчеству

2

30.04

07.05

Отечество. Родина. Любовь.

Сочинение «За что я люблю свою Родину»

33-34

Обобщение

3

14.05

21.05

Основные понятия по курсу «Основы светской этики

Устные сообщения по выбранным темам.

35

Итоговое занятие

1

28.05

Презентация по любой теме курса.



1

© 2010-2022