Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 - ФЗ 29.12.2012 г.
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
  4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004

  5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373

  7. Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214

  8. Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357

  9. Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
  10. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  11. Устав МБОУ СШ № 85

  12. Положение о внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85

  13. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 85, утверждённая на педагогическом совете - протокол №1 от 28.08.15

  14. Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85 на 2015-2016 учебный год

  15. Приказ МБОУ СШ № 85 « Об организации внеурочной деятельности» от 01. 09. 2015









2) Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика»

Образовательная внеурочная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы начального общего развития. Курс «Занимательная комбинаторика является продолжением учебного предмета «Математика»

3) Актуальность программы обусловлена тем, что, во-первых, младший школьный возраст-это такой период развития ребенка, когда при создании специальных условий наиболее интенсивно развиваются свойства творческого мышления; во-вторых, программа является пропедевтической по отношению к стохастической линии, введенной в настоящее время в содержание математики общеобразовательной школы

Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию технологии развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения математике детей младшего школьного возраста. Программа является естественным дополнением начального курса математике в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей

Цель: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами овладения методами решения творческих, эвристических и комбинаторных заданий, математического содержания в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.

ЗАДАЧИ:

-формирование умения применять метод моделирования при поиске способов решения проблем творческого, поискового и комбинаторного характера (с математическим содержанием);

-обучение использованию знаково-символических средств (таблица, направленных и ненаправленный графы, граф-дерево и др.) представления содержания математических заданий для его всестороннего анализа и выработки нескольких способов решения обозначенной проблемы;

- развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализа, синтеза. Обобщения, классификации по родовитым признакам рассматриваемых наборов элементов комбинаторных заданий (перестановок, размещений и сочетаний);

- совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи в содержании комбинаторных заданий; на основе практического опыта строить рассуждения в обобщенном виде для выработки рациональных приёмов системного перебора как основы дальнейшего введения комбинаторных формул;

- уточнение, дополнение и обобщение знаний учащихся о множествах, отношениях между множествами, операциями над множествами (объединения, пересечения, вычитания, декартова произведения), а также об элементе множества и отношениях между элементами множества;

- обеспечение условия ряда понятий теории множеств и математической логики, понимания смысла союзов - связок «и», «или», частицы «не». И других, применения этих знаний при решении практико-ориентированных комбинаторных заданий;

- подготовка мышления учащихся к изучению тем стохастической линии курса математики старших классов

4) Общая характеристика курса

Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельном подходе.

На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).

Способы определения результативности: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня развития приемов умственной деятельности.

Тема раздела

Количество часов

Примечания

Раздел1. Решение комбинаторных задач с помощью предметного моделирования

9


Раздел 2. Обобщение рациональных приёмов систематического перебора

25

Итого

34

Формы реализации:

  1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

  2. Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования.

Психологическое обеспечение включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии;

- организация рефлексии деятельности детей на занятии;

- применение парных и групповых форм обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Программа обеспечена учебным пособием для детей «Занимательная комбинаторика"

5) Планируемые результаты УУД (универсальных учебных действий):

Личностные универсальные учебные действия

Курс «Занимательная комбинаторика» является формирование следующих умений:

- Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

- Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения

- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося

- Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности

- Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве(этические нормы общения и сотрудничества)

-В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Метапредметными результатами

-Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне)

- Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач

- Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения

- Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему

Самостоятельно предлагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов

- Осознанно строить речевые высказывания в речевой форме

- Применять знания и способы действий в измененных условиях

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления

- Определять причины явлений, событий

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Предметными результатами изучения курса «Занимательная комбинаторика» является формирование следующих умений:

- Результаты первого уровня ( приобретение школьником математических знаний, понимания практической направленности математики в повседневной жизни)

- Результаты второго уровня (формирование позитивного школьника к математической деятельности и к творческому саморазвитию в процессе ее выполнения)

- Результаты третьего курса (приобретение школьниками опыта интеллектуального саморазвития

Формы представления результатов внеурочной деятельности.


  1. Индивидуальные и групповые проекты по теме «В мире задач».

  2. Выставка работ учащихся

  3. Творческий отчет курса перед родительской общественностью в форме КВН по матиматике.



Праздник «Числа, которые меня окружают». Конкурсы «Знаки вокруг нас», «Математические знаки». Познавательное мероприятие «Газетная информация, факты, события и отношение к ним». Развлекательное мероприятие «Вечер этикета».

Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая

Используемые методики диагностики:
1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышлениям о жизненном опыте»

2. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/ Е.И. Игнатьев.- М., 1994.

3. Игры и занимательные упражнения по математике для 4 класса четырехлетней школы/ Составители: Д.С. Фонин, И.И. Целищева, Н.В. Яблокова, О.Ю. Ермакова; под ред. Д.С. Фонина.- Иванолво,1996.

Список литературы для учителя:

  1. Белокурова, Е.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач/ Е.Е. Белокурова // Начальная школа.- 1994.- №12.- С.43-47

  2. Белокурова, Е.Е. Некотырые комбинаторные задачи в начальном курсе математики / Е.Е. Белокурова //Начальная школа.-1992.-№1.-С.20-22

  3. Валеева, И.А. организация мыслительной деятельности младших школьников при решении эвристических задач: методические рекомендации И.А. Валеева, И.И. Целищева.- Шуя,1996.

  4. Виленкин, Н.Я. Индукция. Комбинаторика/ Н.Я. Виленкин.- М.,1976.

  5. Грин, Р. Введение в мир числа / Р.Грин, В. Лаксон.- М., 1982

  6. Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет/ Е.С. Ермакова,И.Б. Румянцева, И.И. Целищева//Начальная школа.-2005.-№11.- С.83-91

  7. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/ Е.И. Игнатьев.- М., 1994.

  8. Игры и занимательные упражнения по математике для 4 класса четырехлетней школы/ Составители: Д.С. Фонин, И.И. Целищева, Н.В. Яблокова, О.Ю. Ермакова; под ред. Д.С. Фонина.- Иванолво,1996.

  9. Стойлова, Л.П. Способы решения комбинаторных задач/Л.П. Стойлова//Начальная школа.-1994.-№1.- С.72-76

  10. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников. Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6-10 лет/Щеглова, Т.М. - Шуя, 1995.

Список литературы для учащихся:

  1. «Занимательная комбинаторика» /авторы И.Б. Румянцева, И.И. Целещева/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)





Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Занимательная комбинаторика» /авторы И.Б. Румянцева, И.И. Целещева/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечания

Раздел1. Решение комбинаторных задач с помощью графического моделирования (9 ч)

1-3

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц

3

4-6

Решение комбинаторных задач с помощью граф-дерева

3

7-9

Решение комбинаторных задач с помощью ориентированного и неориентированного графов

3

Раздел 2. Обобщение рациональных приемов

систематического перебора (25 ч)

10-13

Обобщение приёма определения числа размещений из n элементов по m элементов

4

14-17

Обобщение приёма определения числа перестановок из n элементов

4

18-21

Обобщение приёма определения числа сочетаний из n элементов по m элементов

4

22-27

Эвристические задачи

6

28-32

Комбинаторные задания, связанные с вычислительными приёмами

5

33-34

Резерв

2





© 2010-2022