- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок ИЗО Декоративное рисование. «Сказочный букет» (3 класс)
Урок ИЗО Декоративное рисование. «Сказочный букет» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тур О.А. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока ИЗО. 3 класс.
Тема урока: Декоративное рисование. «Сказочный букет».
Цели для ученика
1. Познакомиться с жостовской росписью. 2. Узнать основные приёмы жостовского письма.
3.Выполнить на цветном картоне фрагмент по мотивам жостовской росписи с включением крупных, мелких и средних форм цветов. Цели для учителя
Образовательные: продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; ознакомление с особенностями художественного промысла России - Жостово и жостовской росписи, основными приёмами жостовского письма и принципами постороения композиции, формирование умения создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Развивающие: развитие умения ставить учебную задачу на основе соотнесение того, что известно и что ещё не известно, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла;
Воспитательные: развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно - этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры. Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Формы и методы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения; объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, педагогический рисунок, рассказ, беседа, работа с раздаточным материалом, практическая творческая работа. Основные понятия, термины: декоративно-прикладное искусство, хохломская роспись, гжельская роспись, жостовская роспись, композиция, приёмы жостовского письма (замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, уборка).
Наглядно-демонстрационный материал:
мультимедийная презентация; иллюстрации с изображением жостовской росписи; жостовские подносы; образец педагогического рисунка «Сказочный букет»; музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен. Оборудование и материалы:
чёрный картон; кисти; гуашь; ножницы; шаблоны форм подносов.
Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
познакомятся с жостовской росписью подносов; овладеют основными приёмами жостовского письма, принципами построения композиции, научатся создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. научатся ставить учебную задачу, планировать и организовывать собственную деятельность; овладеют способностью с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие русской народной культуры.
Этап урока
Используемые методы, приемы, формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
-
Организационный момент.
1. Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности к уроку.
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Выполняет самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки, -настрой на урок. Личностные:
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: Умеют организовать рабочее место
- Мотивация к учебной деятельности
Беседа Вопросы учителя: - За окном давно зима и всё белым - бело. Глядя на эту однотонность, всё чаще вспоминается лето. Когда говорим о лете, то какие ассоциации у вас возникают?
- Цветы на лугу, в саду, в букете … Цветы - чудо природы. Что привлекает нас в цветах?
- Цветы прекрасны, но недолговечны. Продлить цветение, остановить прекрасный миг - вот задача искусства. Нарисованные или написанные цветы особенно охотно «обживают» предметы быта - произведения декоративно - прикладного искусства. Прялки, мебель, посуда, народный костюм - мало ли изделий, украшенных цветами.
- Я предлагаю сегодня нарисовать сказочный букет для росписи подноса. Чтобы работа была успешной, что необходимо от вас?
Ответы учащихся: - Солнце, тепло, цветы.
- Яркость красок, многообразие форм, запах, красота.
- Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания. Личностные:
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу.
-
Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Беседа с использованием презентации Вопросы учителя:
- Сегодня мы продолжим узнавать тайны народных промыслов. (Слайд 2, 3, 4) - Какие виды народных росписей вы знаете? - Гжель - это роспись по… (керамике). Городец и Хохлома - роспись по … (дереву). А из чего делают подносы? Определение границ знания и незнания. - Отгадайте загадку: Вы встречали, или нет Фантастический букет? Мака, роз, пионов краски В нём собрались вместе, Расцвели они, как в сказке, На листе из жести. Догадаться просто вам - Это роспись…
- Выполните эскиз подноса с жостовской росписью… Почему не выполняете? Каких знаний нам не хватает? - Лакированные подносы с изображением цветов делают в Жостово и Нижнем Тагиле.
(Слайд 5)
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока. Ответы учащихся:
С помощью видеоряда вспоминают народные промыслы, виды росписи: -Гжель, Городец, Хохлома - По керамике - По дереву - Из металла.
- Жостово
- Мы не можем нарисовать в технике жостовской росписи, т. к. не знаем приёмов жостовского письма.
Проговаривают тему: «Жостовская роспись. Сказочный букет на подносе».
Формулируют цели: «Познакомиться с жостовской росписью, её особенностями и узнать приёмы жостовского письма. Выполнить эскиз росписи подноса». Познавательные: Умеют ориентироваться в народных промыслах. Личностные:
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные:
Умеют ставить учебную задачу на основе соотнесение того, что известно и что ещё не известно. Формулируют тему и цель урока.
Коммуникативные:
Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
- Введение в тему урока
Рассказ учителя, сопровождаемый мультимедийной презентацией.
(Слайд 6).
- Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
(Слайд 7).
- Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
(Слайд 8).
- На металлическом листе пишут мастера масляными красками цветы, потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне. Русскими художественными лаками называют живописно оформленные подносы.
Извлекают необходимую информацию из объяснения учителя и просмотра слайдов. Личностные:
Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие русской народной культуры. Познавательные:
Извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.
-
Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.
- Показ слайдов с изображением подносов знаменитых мастеров.
(Слайд 9- 17) - Рассмотрим произведения знаменитых жостовских мастеров. Восхитительны лаки тончайшими нюансами сложнейшей техники исполнения, чистотой и искренностью цвета! От поколения к поколению передаются нравственно-эстетические ценности, воплощенные в лаковых изделиях теплом и добротой рук мастера-творца, силой его духа и вдохновением!
Рассматривают образцы подносов с росписью знаменитых мастеров. Личностные:
Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие русской народной культуры. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из просмотра мультимедийной презентации.
- Ответы на вопросы
-
Обобщение учителя.
- На каких предметах рисуют мастера из Жостово свои сказочные букеты?
- Определим и назовем полевые и садовые цветы в работах народных мастеров. Какие крупные цветы вы узнали в работе мастеров?
- А какие цветы являются более мелкими?
- В чем их роль в композиции букета?
- Посмотрите, как выглядят живые цветы, которые любят изображать жостовские мастера. Обратите внимание на разницу между декоративным и живым цветком. В чем она заключается? (Слайд 18).
- Какие цвета использовали мастера для росписи этих подносов?
- На каком фоне чаще красуются эти цветы?
Ответы учащихся:
- На жестяных подносах.
- Главными и самыми крупными цветами являются роза, мак, георгин, тюльпан, пион.
- Более мелкие цветы - колокольчик садовый, ромашка полевая,
василек. - Верно, они оттеняют крупные цветы и вносят равновесие в букет.
- Верно, в декоративном цветке более интересная форма, приукрашенная расцветка ведь этот цветок стилизованный.
- Разноцветные
- Чёрный, красный.
Коммуникативные: Умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Регулятивные: Сохраняют учебную задачу.
-
Работа над новым материалом
- Выполнение основы подноса из чёрного картона.
- Самостоятельное знакомство с приёмами жостовской росписи.
- В конвертах вы найдёте таблички с названиями приёмов жостовского письма. Составьте последовательность использования этих приёмов.
- Давайте сверим с эталоном. (Слайд 20)
1. Замалёвок - в неполную силу краски, обобщённо - пятном прорисовка силуэтов будущих цветов и листьев.
2. Тенёжка - прокладка теней, прописка затенённых мест тем же цветом, но более тёмным.
3. Бликовка - прокладка бликов белилами, оживки на выступающих частях цветов, подчёркивая объёмность и многослойность письма.
4. Чертёжка - введение тонкой травки, стебельков, усиков между цветами и листьями, смягчая переход от росписи к фону.
5. Уборка - украшение изделия орнаментальной рамкой, изящной линией, обводкой. Уборки подчёркивают форму изделия.
- Назовите приемы жостовского письма.
- В чём особенность каждого приёма? (Слайд 21)
Размечают по шаблону основу. Вырезают основу эскиза.
Составляют, свои варианты последовательности приёмов.
Сверяют с эталоном.
- Замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, уборка.
Зачитывают по карточкам. Личностные: Сориентированы на плодотворную работу. Регулятивные: Умеют выбрать форму изделия для осуществления своего замысла его росписи. Умеют действовать по инструкции учителя.
Коммуникативные: Умеют договариваться друг с другом, работать в парах. Познавательные:
Самостоятельно устанавливать последовательность приёмов росписи. Соотносить результаты своей работы с эталоном.
Извлекают необходимую информацию из составленного текста.
- Физкультминутка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Выполняют движения. Личностные:
Положительно относятся к здоровьесбережению.
- Педагогический рисунок.
1. Выполню в центре королеву всех цветов - розу, для этого намечу круг в середине подноса.
2. Дополнят композицию более мелкие цветы - ромашки и колокольчики. Эти цветы изображаю около розы.
3. Выполню еще более мелкие цветы и листики, они как бы прячутся в глубине букета.
4. Выполним тонкой кистью мелкие детали и обводку - контур некоторых цветов, затем украсим поднос тонкой «золотой каймой», идущей вдоль его края. Рисунок закончен.
Наблюдают за выполнением композиции учителем.
- Начинать работу надо с крупных цветов, а после изображать мелкие, добиваясь равновесия в композиции Познавательные: Умеют анализировать информацию. Регулятивные: Умеют следовать инструкции, данной учителем. Планируют свою деятельность.
-
Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Знакомство с формами композиций в жостовской росписи.
- Самостоятельная творческая работа.
- Какие основные формы композиций используются в жостовской росписи? Использует звуковой ряд: русские народные песни
- Букет собранный, Букет враскидку, Венок, Ветка с угла. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение эскиза росписи подноса.
Регулятивные: Способны к самостоятельной творческой деятельности. Придумывают композицию. Личностные: Сориентированы на плодотворную работу.
-
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Ответы на вопросы.
- С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
- С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
- Из чего состоит композиция жостовской росписи?
- Почему это народное искусство много лет живёт и не умирает.
- В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла.
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
- Кто доволен своей работой на уроке? Вывешивают работы на доску.
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Ответы учащихся:
- Жостовская роспись.
-
Приёмы жостовской росписи: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, уборка.
-
Цветы, букеты
Регулятивные:
Сравнивают полученный результат с заданным эталоном. Обладают первичными умениями оценки работ одноклассников и самооценки.
Личностные:
Сориентированы в сфере нравственно - этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 21, г. Кунгур
Тур Ольга Александровна