- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование проектно-задачной технологии обучения на уроках математики в начальной школе
Использование проектно-задачной технологии обучения на уроках математики в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свиридова Л.С. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование проектно-задачной технологии обучения на уроках математики в начальной школе
Свиридова Л. С.
МАОУ «Белоярская СОШ №1»
Аннотация Автор представляет, как реализовать деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе школы через решение проектных задач. В статье раскрывается технология обучения младших школьников решению проектных задач на уроках математики через формирование личностных, метапредметных, предметных образовательных результатов.
«Знания только тогда становятся знаниями,
когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».
Л. Н. Толстой «На современном этапе перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду, умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей, приверженный гуманистическим ценностям. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности. Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающего, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность». При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника - «проект». Полноценная проектная деятельность, по мнению учёных, не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» её решения. Cвоё название «проектные», задачи получили, т.к. проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных. Педагогические эффекты проектных задач:
- Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.
- Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
- Анализ проблемы.
- Планирование своих действий.
- Постановка цели действия.
- Перевод проблемы в задачу.
- Выбор средств решения проблемы.
- Решение проблемы (моделирование).
- Анализ полученного результата.
- Представление окружающим полученного результата.
1. Создает мотивацию у учащихся на деятельность. 2. Помогает сформулировать: - проблему проекта; - цель и задачи. 3. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей задач. 4. Наблюдает, контролирует. 5. Консультирует учащихся. Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в рабочие группы. Личностные УУД - у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные УУД -учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. Коммуникативные УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли 2 этап. Выполнение заданий (деятельностный) Цели и задачи: 1. Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта). 2. Анализ получен ного результата. 1. Сохраняет мотивацию у уча щихся на деятельность. 2. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников) в создании «продукта». 3. Фиксирует все идеи. 4. Наблюдает, контролирует. 5. Заполняет оценочный лист
Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи
Личностные УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД -формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. Коммуникативные УУД -учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. 3 этап. Представление результатов (рефлексивно- оценочный)
Практическая помощь (по необходимости) Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам) продукт деятельности, рефлексия
Личностные УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера. Регулятивные УУД -учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД -учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Структура проектной задачи: 1.Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. 2.Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проектной задачи означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей). Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т. к. нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрении, способа описания и представления результатов работы. Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся - работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.
Необходимые условия для эффективной проектной деятельности обучающихся.
-
Провести подготовительную работу:
- Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися.
- Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
- В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
- Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
- Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
- Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
- Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
- Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
- Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
-
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
- кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
- информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).
- информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
- отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
-
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей - мотивацию.
- Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
-
Создавать группу не более 5 человек.
- Опасности при решении проектных задач:
-
При выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
-
Переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.
ПРОЕКТ 1.Тема Выбрана учеником или предложена учителем (предмет, основное содержание, рассуждение, изложение и т.д.). 2.Цель Звучит лаконично, отражает тему проекта (написать, составить, сделать, узнать, доказать). 3.Задачи Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели (изучить, описать, установить, выяснить, привлечь). 4.План действий и его выполнение Последовательность и сроки выполнения работы: - подобрать и изучить литературу; - изучить информацию в сети Интернет; - подобрать фотографии, иллюстрации, фильмы; - провести наблюдение, опыт, опрос людей; - выполнить рисунки, макеты, модели, схемы; - сравнить полученные результаты; - оформить результаты; - подготовить презентацию. 5. Форма проекта Продукт проектной деятельности: - макет, модель; - газета, журнал, буклет; - атлас, карта, справочник, фотоотчет, фильм; - игра, праздник, экскурсия; - ремонт, помещения, площадки. 6. Защита проекта Демонстрация полученного продукта: - выставка, аукцион и т.д.; - спектакль, концерт, праздник; - демонстрация презентации, видеофильма, модели. Литература: [1] Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011. [2] Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя./Под ред. А.Б.Воронцова М.: Просвещение, 2011. [3] Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б. под ред. Воронцова А.Б.. - М.: Просвещение , 2011. [4] Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: М: Ба ласс, 2012. [5] Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. М.: Баласс, 2013. [6] Хиленко Т. П. Типовые задачи по формированию УУД: работа с информацией 1 - 4 класс. М.: Просвещение,2014.
8