- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Раздельное написание предлогов со словами (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Раздельное написание предлогов со словами (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова Т.А. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка
- Фамилия, имя, отчество учителя: Кожевникова Татьяна Анатольевна
- Учебно-методический комплект: «Школа России»
- Предмет: русский язык
- Класс: второй
- Раздел учебника: Части речи. Предлоги.
- Урок в системе уроков: второй
Тема: Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Форма проведения: классно-урочная
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель: Развивать умение писать предлоги с другими словами
Планируемые результаты:
-
узнавать предлоги в устной и письменной речи
-
правильно употреблять предлоги в речи
-
раздельно писать предлоги со словами
- оценивать свои достижения
- пользоваться орфографическим словарем
- находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари,
- участвовать в презентации подготовленных заданий
Оборудование:
1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса в 2 ч. - М.: Дрофа, 2013 2. Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. 2 кл.: Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» М.: Дрофа, 2015
3.Электронное приложение к учебнику, слайды с весенней природой, портрет С.Я. Маршака
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты - Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Личностные: самоопределение
2. Проверка домашнего задания
Вспомним, какое задание выполняли дома? Какое правило надо знать, чтобы правильно вставить предлоги?
«Цепочкой» читаем с места по одному предложению, называем предлог, остальные внимательно проверяют. Если есть ошибки, аккуратно исправляем.
Рефлексия: Оцените себя, как вы подготовились дома к уроку русского языка, поднимите смайлики.
Проверяется, как выполнено домашнее задание
Повторение правила о предлоге
Фронтальный опрос учащихся с самоконтролем.
(Выявление уровня знаний обучающихся. Определяет типичные ошибки.)
Рефлексия. Просит оценить детей свои знания. Учитель сравнивает свои оценки с детскими и подводит итоги. Просит детей, которые показали красный смайлик, рассказать, что они должны повторить -Надо было в предложения вставить предлоги. Учащиеся хором повторяют правило.
Учащиеся по очереди прочитывают предложения, называют предлоги, остальные ученики проверяют себя и исправляют ошибки по необходимости.
Дети оценивают свои достижения и показывают соответствующий смайлик (желтый улыбающийся - «отлично», зеленый серьезный -«хорошо», красный сердитый - «удовлетворительно» Ребята, которые оценили себя на «3», делают вывод, что им надо повторить Личностные Коммуникативные Познавательные
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
3. Актуализация знаний А) Словарная работа
Б) Каллиграфическая минутка
В) Развитие речи
1. Словарная работа.
А) Послушайте внимательно загадку и отгадайте. -Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. « Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех … (На экране фотография весенней природы) - Правильно я выбрала фотографию или нет?
Б) Каллиграфическая минутка: Пропишите каллиграфически: ап, ре, ль, апрель Проверьте, правильно написаны буквы? Проговорите слово орфографически и орфоэпически.
в) Составьте и запишите предложение со словом апрель. Проверьте в паре «Цепочкой» прочитайте свои предложения. Представьте себя в весеннем лесу. - Чьё предложение понравилось?
А) Учитель загадывает загадку, подводит к повторению словарного слова апрель. Просит доказать, по каким признакам определили месяц весны?
Б) Показывает на доске соединения букв: ап, ре, ль, слово - апрель
в) Просит составить и записать предложение со словарным словом и проверить с товарищем по парте. Оценить. Просит зачитать свои предложения. Проанализировать.
А) Дети внимательно слушают загадку, анализируют и отгадывают (Это апрель) Дети выделяют признаки весны, которые соответствуют именно апрелю: поют птицы в лесах, просыпаются звери, которые спали зимой, тепло. - Рассматривают фотографию, доказывают, что она соответствует отгадке.
Б) Дети каллиграфически прописывают соединения букв: ап, ре, ль, слово - апрель Сравнивают, как пишется и как слышится слово. Выделяют орфограммы.
в) Дети самостоятельно записывают предложения, проверяют в паре, оценивают. Дети по очереди читают предложения, анализируют и делают вывод, какое самое красивое предложение.
4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
На доске запись Выходить … дом Идти … лес Заботиться ... щенок -Объедите слова. -Какая часть речи помогла вам выполнить задание? - Что мы уже знаем о предлоге? -Спишите словосочетания, подчеркните предлоги. Обратите внимание на имена существительные. Что с ними надо сделать? Проверка на доске.
Оцените себя.
- Назовите тему урока.
Откройте страницу учебника 110 и проверьте, правильно ли мы сформулировали тему урока.
- Чему мы должны научиться на уроке?
Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. Повторение знаний о предлоге, об изменении формы имени существительного.
Организует самостоятельную работу учеников.
Активизирует внимание на проверке задания
Просит проанализировать задание и предположить тему урока, поставить перед собой учебные задачи.
- Анализируют задание, определяют, что вставить надо предлоги и изменить окончание имени существительного, записывают словосочетания, проверяют, выделяют предлоги
Один ученик вставляет красным мелом предлоги, подчеркивает их, изменяет окончания существительных
Остальные проверяют, корректируют.
Оценивают себя и ученика
- Сегодня продолжим изучать предлоги. Рассматривают, анализируют учебник и делают вывод.
- Узнаем больше о предлогах. Научимся писать предлоги с именами существительными другими словами.
Повторим, с какой частью речи предлоги не пишутся. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение проблемы.
овладение логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: умение вести диалог, определение общей цели и путей ее достижения. 5. Работа по теме урока. 1. Наблюдение за предлогами в речи. Упр. 187. Прочитайте внимательно задание. -Что видите в упражнении? - О ком текст? - Определите тему и придумайте заголовок. - Определите, правильно ли художник нарисовал ситуацию? - Определите тип текста и докажите.
- Самостоятельно найдите в тексте предлоги и выпишите их вместе с именами существительными, выделите предлоги.
- Проверим, как выполнили задание.
- Оцените себя.
- Почему мы подчеркнули предлоги?
- Сравните свои выводы и правило учебника Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий. Фронтальная работа: - Подводит детей к повторению, что такое текст, проводится анализ текста, определяется тема текста и дается заголовок, определяется тип текста, приводятся детьми доказательства, сравнение текста и иллюстрации. Самостоятельная работа: выделение в тексте предлогов и существительных, связанных с ними.
Производится проверка на доске (Цепочкой)
Самоконтроль. Оценка своей работы.
Подводит к выводу урока
Помогает сделать вывод. Знакомит с правилом.
Находят задание, знакомятся с ним. Дети определяют, что они прочитали текст о лисе. Проанализировали его и озаглавили. («Лисица и бельчонок») Сравнивают текст и иллюстрацию, правильно ли художник изобразил ситуацию. Определяют тип текста ( повествование)
Находят в тексте предлоги и выписывают вместе с именами существительными (На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к березкам, около березы, из травы, в ветвях, с носом) Проверка на доске, дети выходят по очереди, записывают предлог с существительным. Самоконтроль. Самооценка.
-Предлог - это орфограмма, его надо писать отдельно от имени существительного. Дети читают правило и определяют, что они сделали правильный вывод Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ, сравнение, выводы. Коммуникативные: умение вести диалог
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
5.1. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. Физминутка (Игра) Игра: «Узнай предлог - сделай прыжок» Вы должны внимательно слушать меня и прыгать на каждый предлог. Надеюсь, у вас все получится. Снег уже теперь не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днём Стежки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. - Назовите автора стихотворения. - Почему я выбрала его? ( На экране портрет С.Я. Маршака).
Вернемся к нашей фотографии, походит она к стихотворению Маршака? - Кто запомнил предлоги и слова, с которыми они связаны? Учитель читает стихотворение.
На каждый предлог дети прыгают. Активизация внимания, развитие быстроты реакции, закрепление пройденного о предлоге в игровой форме, снятие физического напряжения.
Связь с чтением.
Активизация внимания и памяти Дети внимательно слушают стихотворение и, услышав каждый предлог, прыгают
- Это стихотворение С.Я. Маршака. - Оно о весне, в нем есть предлоги. В поле, на озёрах, на крыше, с каждым днём, на вербах. Предлоги могут писаться и с другими словами, помимо существительных. Сравнивают фотографию и стихотворение. Делают вывод. Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение вести диалог
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
5.2. Самостоятельная работа
Работа в рабочих тетрадях Упр. 114 -Проверим. Всё ли вы запомнили о предлоге. Прочитайте внимательно задание. Что будете делать?
Коллективная проверка (комментирование с места по очереди) Оцените себя. Что надо повторить? - Что вам помогло правильно выполнить задание?
Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий.
Работа в рабочих тетрадях Ученики самостоятельно читают задание Вставляют самостоятельно пропущенные буквы, повторяют изученные орфограммы и вставляют нужные предлоги.
Дети по очереди рассказывают орфограмму, предлог, остальные слушают, проверяют, корректируют. Оценивают себя. - Знание изученных орфограмм: словарные слова, жи, ши, разделительный ь Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
6. Рефлексия деятельности
Перед вами карточки, изучите задание Выполняйте внимательно. Каждый делает самостоятельно. Если кто-то забыл, что он знает о предлогах, повторите правила по учебнику. Желаю успеха!
На экране правильный вариант. Проверьте и оцените себя. -Что скажите о нашем уроке? Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий.
Организует рефлексию.
Учащиеся выполняют самостоятельно работу на карточках. (Раскрывают скобки и определяют предлог, с какой частью речи он стоит рядом, вставляют пропущенные буквы) (В) л.сах цветёт орешник. (По)опушкам л.сов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Это апр.л. . Л.са (до)бралась (до) кур.
Дети проверяют, исправляют ошибки, оценивают (Смайлики), - дают характеристику уроку
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод
Личностные: самоопределение
- Итог урока
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение вести диалог
- Домашнее задание
Повторим правила на стр.109-110 о предлоге Будем вставлять предлоги, работать с текстом, определять части речи. Личностные: самоопределение Познавательные: анализ
5