Урок литературного чтения во 2 классе. Анатолий Алексин

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области



Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе - тема урока:

«А. Алексин «Первый день»



подготовила

учитель начальных классов

Путина Анна Викторовна

г. Энгельс

2015



Тема урока: «А. Алексин «Первый день».

Дидактическая цель:

  • Формирование у учащихся способностей к рефлексии.

Тип урока: урок рефлексии.

Задачи:

образовательная:

  • формировать умение анализировать поступки людей;

  • обогащать читательский опыт детей;

  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

развивающая:

  • развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, оценивать.

воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и

родителям.

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • парная;

  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение»;

  • рабочая тетрадь «Литературное чтение» Э. Э. Кац;

  • карточки со словами «птица », «рада », «весне», «а дитя», «матери»;

  • карточки со словами «ближе», «матери», «друга», «нет»;

  • карточки «!», «?», «+ , - »;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация к уроку.

Ход урока:

(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

  • Подарите своему соседу улыбку, ведь как известно

из детской песенки- хмурый день - становится светлей….

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация.

Высказывание о детях написано на доске….

Наши дети - это наша старость: правильное воспитание - счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе.. А\. Макаренко

Как вы думаете, почему я выбрала это высказывание эпиграфом нашего урока?

Ученики читают и высказывают свои мысли.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.


- Какой раздел мы изучаем?

  1. О чем произведения?

  2. Собери два слова: (Слайд 1,2)

Как вы думаете - судя по названию - о чем это произведение?

Тема урока - рассказ Алексина «Первый день»

Какие цели поставим на уроке?

-Писатели о детях и для детей

- Получилось -первый день.

Ответы детей:



3.

Локализация затруднений

2)- К какому жанру относится это произведение? - стр.124

Посоветуйтесь с соседом по парте

Это рассказ - ученики аргументируют свои ответы

Коммуникативные:

Управление поведением

товарища.



4.

Построение проекта

выхода из затруднений.

- Кто автор рассказа?


  • Биография автора (Слайд - 3).

- .Анатолий Алексин (Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве Окончил Московский институт востоковедения. Произведения Алексина переведены на 48 языков и тираж превысил 100 млн. экземпляров. В 1978 г - Государственная премия СССР. Сейчас живет в Израиле.


  • Произведения Алексина (Слайд - 4).

- А какие произведения Алексина вы знаете?

- Вот эти произведения я советую вам - прочитать.

- В тексте встретятся трудные слова

Словарная работа (Слайд - 5)

Блистало

Бесчисленные

Первичное восприятие текста :1 -часть читает учитель, 2- хорошо читающий ученик, а ваша -задача: уловить нужную интонацию.

- Понравилось это произведение?

- Что понравилось?

- Какой момент вам показался самым волнующим?

ФИЗМИНУТКА: зрительная гимнастика по тренажеру

Базарного В.Ф.

Автор рассказа - Анатолий Алексин.

Дети вспоминают, что на уроке внеклассного чтения уже знакомились с произведением автора - «В стране вечных каникул»

Прочитывают слова все вместе

Ученики рассказывают о своих впечатлениях от рассказа

Работают по тренажеру

-.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.




1) Самостоятельная работа - перечитать текст и выбрать задание по карточкам, которые лежат на ваших столах.

1.) - Найти отрывок, который подходит к описанию

иллюстрации на стр. 125 учебники

2.) -выполняет задание к тексту № 2 стр.126 учебника.



Взаимопроверка.

Самоанализ.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: чувство сопереживания.

5.

Этап реализации построенного проекта

1) Анализ по вопросам к тексту.

- Кто главный герой?

- Почему не Саша, не Александр?

- Каким вы представляете Шурика?

2) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый и 2 -ой абзацы текста.

3) возьмите в руки карточки - оцените чтение товарищей.

Почему не хотел, чтобы его мама пошла с ним вместе?

- Что почувствовал он, когда увидел маму из окна?

3) Деление на части и составление плана (Слайд - 6).

- Сколько будет частей?

- Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.


  • Пересказ по плану.

- О чём будете рассказывать в 1-ой части?

во 2-ой части?

5) Чтение по ролям.

- Давайте определим действующих лиц.

- Орлов Шурик.

Дети отвечают, что он еще

маленький….

- Самостоятельный, смелый.

- оценивают чтение

-хотел быть взрослым..

План:

1. Чудесное осеннее утро.

2. Шурик в школе.

2) Творческая работа.

- Составьте план рассказа в рисунках (устно)

- Ответы детей.

- Ответы детей.

Ученики читают текст по ролям.

Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Обобщающая беседа.

- Вспомните свое 1 сентября, свои чувства и переживания.

Рассказы детей о своем 1 сентябре ….

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Индивидуальная работа (Слайд - 7 и 8).

- Собери пословицу из слов - «нет» «ближе», «матери», «друга »

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Мама- самый дорогой и самый близкий вам человек на свете. Вы конечно же все любите своих мам, но еще не

Забывайте беречь ее, доставлять ей радость. Общение с мамой не только вам приятно, но и ей.

- Чем можно порадовать маму?

-Какие другие пословицы знаете о маме?

- (Слайд - 9)

- Оцените нашими карточками - свое общение с мамой

сегодня утром. ( ! ? - )

Получилась пословица: «Ближе матери -друга нет»

Самое главное слово - мама


Оценивают карточками: ( ! ? - )

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения.

- Кто автор?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- ответы детей.

9.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Оцените свою работу на уроке (Слайд - 10)

!

- справился

?

- сомневался

-

- не справился

_

?

!

- У кого ? ? ?

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание (Слайд - 11 ):

  • подготовить подробный пересказ текста;

  • выполнить в тетради задание № 1 к рассказу;

  • прочитать рассказ А. Алексина «Важный звонок ».

Дети оценивают свою работу карточками-знаками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Используемые источники:

Э.Э. Кац-Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательство «Астрель», 2013г.

Э. Э. Кац-. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательство «Астрель», 2013 г.


© 2010-2022