• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Презентация по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Презентация по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Открытый урок по литературному чтению

по теме:

Д.Н. Мамин -Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

3 класс.


УМК «Перспектива»











учитель начальных классов

Бреева Яна Васильевна










Тема: Д.Н. Мамин -Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Цель урока: Продолжить ознакомление детей с жанром русской народной сказки и признаками ее построения; понятием «авторская» (литературная) сказка, познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина -Сибиряка, формировать понятие литературная сказка, учить работать с повествовательным текстом, определять тему, основную мысль, содержание произведения; находить жанровые особенности сказки; учить работать в паре, продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы: называть героев произведения, объяснять их поступки; выделять основную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, давать характеристику героев произведения.

Личностные: оценивать свою работу на уроке, осмысление понятий добро и зло.

Оборудование: Мультимедийная установка, выставка книг по теме урока, портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, раздаточный материал, аудиоприложение изучаемого произведения с музыкальным сопровождением к учебнику Л.Ф.Климановой (издательство «Просвещение»). Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный. Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные; практические.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой

Ну - ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке -
Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».

II. Речевая разминка. Слайд 1

- Прочитайте медленно. Определите жанр.

Ежу на ужин жук нужен-

Жутко жуку жить на суку.

(Это чистоговорка)

- Причитайте медленно (с ускорение; грустно; весело; скороговоркой)

III. Актуализация знаний ( к уроку нужно было прочитать сказки Д.Н.Мамина - Сибиряка. Принести сборник сказок)

Вводная беседа

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка.

- Какие книги вы принесли на урок? Расскажите о своей любимой сказке. (устный опрос 3-4 учеников)

- Давайте рассмотрим обложки книг. Почему они такие разные? Слайд 2

( Их оформляли разные художники.)

- А где мы можем узнать фамилию художника?

(На титульном листе.)

- А что можно узнать, рассматривая переплёт книги?

(Название книги, автора, предположить, о чём будет книга.)

- Что ещё помогает нам узнать содержание книги, не читая её?

( Иллюстрации, название.)

- Как называется книга, которую вы читали?

("Алёнушкины сказки")

- Что можно сказать о содержании этой книги по названию?

( В книге будут собраны сказки.)

- Как вы думаете, для кого они были написаны?

( Для Алёнушки).

-Давайте предположим, кто такая Алёнушка?

( Наверное, его дочка.) Слайд 3

- Да, вы правы. Писатель сочинял эти сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. Как он относится к ней?

( Очень любит, называет ласково.)

IV. Самоопределение к учебной деятельности .

Разговор об авторе. Слайд 4 - Посмотрите на портрет писателя. Обратите внимание на взгляд. Какой он? Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный? - Каким он вам представляется по характеру?

( Добрый, умный, грустный.)

- А теперь мы послушаем о жизни Д.Н.Мамина - Сибиряка (звучат 3 сообщения заранее подготовленных учеников).

Сообщения учеников: Слайд 5 1.Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина - Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин - Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка - её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное». 2. Мамин - Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым - Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии. После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина - Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь. 3. Детские произведения Мамина - Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум. Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц. - Сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича? (Мамин) - Какой псевдоним он себе придумал? (Мамин - Сибиряк) - В какой семье он родился? (В семье священника и учительницы начальной школы. ) - Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери? ( «Алёнушкины сказки»)

V. Формулирование темы урока, постановка цели.

- Итак, какой раздел мы с вами изучаем? (Литературная сказка)

- Вспомните и назовите признаки сказки. Слайд 6

- Прочитайте с доски тему урока. Определите тему и задачи урока.

( Называть героев произведения, объяснять их поступки, выделять основную мысль в изучаемом тексте, учиться находить жанровые особенности сказки)

- Прочитайте на с. 86 учебника название произведения. - Что вы из него узнали?

(Жанр произведения- сказка, Перечислены герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович и веселый трубочист Яша)

VI. Первичное чтение произведения

(прослушивание записи из электронного приложения к учебнику)

VII. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть

VIII.Словарная работа Слайд 7

- как вы понимаете выражения:

ДУША В ДУШУ - жить с кем-нибудь - дружно, согласно, любовно.

ДЕЛО ПРАВОЕ - употребляется как выражение уверенности в правоте какого-либо дела, позиции, предприятия.

IX. Вторичное чтение текста.

- Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича?

- Какими чертами характера наделены эти герои?

- Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича.

- Как жилось героям зимой и летом? Какие неприятности и трудности были у друзей? Подтвердите свой ответ примерами из текста. - Из скольких частей состоит сказка? (Из двух частей)

- Озаглавьте части сказки. ( 1. Дружба героев 2. Кто прав?)

X. Определение некоторых художественных особенностей сказки.

- Кто является главными героями сказок Д.Н.Мамина- Сибиряка?

(Основные герои сказок- животные)

- А где мы можем встретить ещё этих животных?

(В русских народных сказках.)

Какую же особенность творчества мы можем сформулировать? (Народность сказок)

- Посмотрите, а как написаны названия животных и почему?

(С большой буквы).

- Какую же ещё особенность мы можем назвать? (Под животными подразумеваются люди)

- В каких ещё жанрах используются животные для описания различных качеств человека?

(В баснях.)

XI. Моделирование обложки. (работа в парах)

- Из конверта достаньте листочек белого цвета и смоделируйте обложку этого произведения.

- Расскажите, что вы изобразили? ( Жанр, сказка, авторская, литературная, название, тема о животных, иллюстрацию)

XII. Рефлексия Слайд 8.

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял(а), что…

5. Теперь я могу…

6. Я приобрел(а)…

7. Я смог (смогла)…

8. Меня удивило…

9. Урок дал мне для жизни…

X. Домашнее задание.

С 86- 89 выраз. чт, подготовить пересказ сказки от имени Аленушки.

© 2010-2022