Программа внеурочной деятельности Мой край - Сахалин

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гастелло


Рассмотрено Руководитель МО ________Митрохина Л.Н.
Протокол № ______ от «____» _____________ 2013г. Утверждаю Директор МКОУ СОШ с.Гастелло ___________ Илющенкова Г.А.
Приказ № ____ от «____» _____________ 2013 г.






Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования.


Мой край - Сахалин.

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.











Автор - составитель:

Трусковская Елена Олеговна

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ с Гастелло






2014

Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и направлена на обеспечение полноты и цельности образования личности, основанной на взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования. Актуальность. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитаниепатриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа. Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению края, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств,этики поведения, именно это составляет базу для духовно- ценностной и практической ориентации ребенка. Фенологические наблюдения вооружают обучающихся информацией о родном крае, о малой Родине. Программа «Дом, в котором я живу» имеет познавательную направленность, является основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи, общественных организаций села. Программа направлена на формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его развития и самовоспитания, формирование его патриотических чувств, чувств гордости за родной край, любви к острову, формирование знаний и представлений об окружающем мире острова, его истории, традициях живущих здесь народов.
Тип образовательной программы: Образовательная программа ориентирована на достижение результатов интеллектуального уровня развития по духовно-нравственному направлениювне учебной деятельности младших школьников.
В реализации данной программы участвуют обучающиеся начальных классов в возрасте 6-7лет. Цель программы: Формирование знаний о живой и неживой природе острова Сахалин, воспитание любви к родному краю, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Содержание данной программы предусматривает возможность её реализации в личностно ориентированном режиме. Для этого необходимо направить внеурочную деятельность на решение следующих педагогических задач:

  1. Формирование первоначальных представлений и понятий о Сахалинской области как среде обитания.
  2. Формировать познавательный интерес обучающихся к изучению природных и культурных объектов Сахалинской области и воспитывать истинных патриотов - сахалинцев.
  3. Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности, истории развития своего села и Сахалинской области.
  4. Развитие потребности к активной практической деятельности по охране природы острова Сахалин и овладения знаниями, необходимыми для бережного отношения к нему.
  5. Развитие личностной зрелости учащихся: осмысление ими своего места в мире, стремление к раскрытию своих способностей, использованию потенциала общения с природой для своего личного развития и самосовершенствования.
  6. Формирование практических навыков в изучении природного и культурного населения Сахалинской области.
Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы- идея развивающего и воспитывающего обучения, которая содержит важные положения о саморазвитии личности школьника. Комплексное изучение родного края позволит наиболее полно использовать самостоятельные и исследовательские работы для реализации этой идеи. Это идея экологического краеведческого образования реализуется путём изучения истории и современных взаимоотношений человека и природы в родном крае. Виды внеурочной деятельности для реализации программы «Дом, в котором я живу»: -игровая; -проблемно-ценностное общение; -художественное творчество; -социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность); -познавательная. Формы внеурочной деятельности, позволяющие активизировать различные способы восприятия и усвоения информации: -передача информации от учителя к ученику с использованием методов устного изложения материала: познавательные беседы, объяснения, рассказы -профилактические беседы; -организация практической работы обучающихся под руководством учителя. -занятия с использованием ИКТ; -экскурсии; -тестирование; -игры. Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. В основу программы «Дом, в котором я живу» положены следующие психолого-педагогические принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника; - принцип гуманистической направленности воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому обучающемуся, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка; - принцип системности, устанавливающий взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности, основными компонентами организуемой деятельности - целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным. - принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. Срок реализации программы «Дом, в котором я живу»: 2014-2015 учебный год. Режим занятий. Программа рассчитана на 33 часа (один час в неделю). Занятия проводятся по учебному расписанию с 1240 - 1315
Планируемые результаты реализации программы. В результате изучения программы «Дом, в котором я живу» обучающиеся должны: -знать и объяснять особенности этапов истории Сахалинской области; -знать основные профессии, имеющиеся в родном крае. -проявлять интерес к изучению окружающего мира родного края. Обучающие узнают: - основных представителей животного и растительного мира Сахалинской области; - какую пользу приносят представители животного и растительного мира Сахалинской области; - названия народов, населяющих Сахалин, основные виды их занятий, традиции - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; -названия водоёмов Сахалинской области; -названия возвышенностей Сахалинской области; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся научатся: -узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами, культурными растениями; -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -видеть и ценить красоту природных объектов;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, описаний, выводов.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами изучения данного курса являются:
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства любви к Родине, справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты Регулятивные УДД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты
  • Анализироватьтекст: ориентироваться в тексте, выделять главное;
  • Искать и выбиратьнеобходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделироватьситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструироватьпоследовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать)выполняемые и выполненные действия.
  • Сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализироватьпредложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оцениватьпредъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности. Оценка достижения результатов внеурочной деятельности отражает результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
  • рост активности обучающихся;рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии;
  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами оценки достижения планируемых результатов программы являются: диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения, тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности (приложение1).
Формы подведения итогов реализации программы -игра «Сахалинская регата» (приложение1) -защита проектов «Моя малая родина».

Учебно-тематический план
№ п\п Название разделов и тем Количество часов Всего Аудиторных Внеаудиторных 1 Здесь начинается утро Родины. 4 3 1 2 Сахалинская область - единственная в Российской Федерации область на островах. 3 2 1 3 Природа Сахалина и Курильских островов 10 6 4 4 Фенология 8 5 3 5 История Сахалинской области 5 4 1 6 Литература. 2

7 Подведение итогов реализации программы 1


Итого: 33 20 10



Содержание учебного материала
  1. Здесь начинается утро Родины (4).
Сахалинская область на карте. Географические названия Сахалинской области.
  1. Сахалинская область - субъект Российской Федерации(3).
Герб и флаг Сахалинской области. Административный центр Сахалинской области город Южно-Сахалинск.
  1. Природа Сахалина и Курильских островов (10)
Растительный и животный мир Сахалинской области. Реки и озёра Сахалинской области. Животный и растительный мир Охотского и Японского морей.

  1. Фенология (8).
Фенология как наука. Сезоны года. Необходимость фенологических наблюдений. Наблюдение за растениями и животными в природной среде. Явления в осенней природе. Разнообразие плодово-ягодных растений. Явления в зимней природе. Следы животных. Фиксация наблюдений. Явления в весенней природе. Явления в летней природе. Ядовитые растения. Лекарственные растения.

  1. История Сахалинской области (5).
Поселения и жилища. Великие открытия древних людей. Способы добывания огня. Одежда. Первые летописи. «Черноногие», «волосатые» и народ «лао». Находки археологов на Дальнем Востоке. История названий населённых пунктов и водоёмов Сахалинской области.
  1. Литература (2).
Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов.














Календарно-тематическое планирование
№ п\п Название раздела, темы Кол-во часов Форма проведения занятия Срок проведения Коррекция Здесь начинается утро Родины (4) 1 Здесь начинается утро Родины. 1 экскурсия 4.09.14
2 Территория, границы, географическое положение. 1 Познавательная беседа 11.09.14
3 Названия на карте Сахалина и Курильских островов. 1 Познавательная беседа, игра. 18.09.14
4 Население области на островах. 1 Викторина-игра 25.09.14
Сахалинская область - субъект Российской Федерации(3) 5 Сахалинская область - субъект Российской Федерации.
1 экскурсия 2.10.14
6 Герб и флаг Сахалинской области. 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ 9.10.14
7 Административный центр Сахалинской области город Южно-Сахалинск. 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ, просмотр видеофильма 16.10.14
История Сахалинской области(5) 8 Поселения и жилища. «Черноногие», «волосатые» и народ «лао».
1 Познавательная игра 23.10.14
9 Одежда. Способы добывания огня. 1 Практическая, профилактическая беседа 6.11.14
10 Великие открытия древних людей. Первые летописи. 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ, викторина 13.11.14
11 Находки археологов на Дальнем Востоке. 1 Экскурсия в краеведческий музей г. Поронайск 20.11.14
12 Проект. «История названий населённых пунктов и водоёмов Сахалинской области». 1 Игра, тестирование, работа над созданием проекта. 27.11.14
Природа Сахалина и Курильских островов(10) 13 Природа Сахалина и Курильских островов Сахалинской области.
1 Экскурсия, профилактическая беседа 4.12.14
14 Многообразие и значение дикорастущих растений. 1 экскурсия 11.12.14
15 Многообразие и значение дикорастущих растений. Подготовка к созданию проекта « Многообразный мир растений Сахалинской области» 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ, профилактическая беседа 18.12.14
16 Грибы Сахалинской области 1 Игра-путешествие 25.12.14
17 Водоёмы Сахалинской области. 1 Интеллектуальная игра, профилактическая беседа 15.01.15
18 Водоёмы Сахалинской области. 1 практическое 22.01.15
19 Животные Сахалинской области 1 практическое 29.01.15
20 Животный и растительный мир Охотского и Японского морей. 1 Игра - путешествие, иллюстрирование. 5.02.15
21 Животный и растительный мир Охотского и Японского морей. 1 викторина, тестирование 12.02.15
22 Красная книга Сахалинской области
практическое 26.02.15
Фенология (8). 23 Фенология как наука. Сезоны года. Необходимость фенологических наблюдений. 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ 5.03.15
24 Наблюдение за растениями и животными в природной среде. 1 Экскурсия в природу. 12.03.15
25 Явления в зимней природе. Следы животных. Фиксация наблюдений. 1 Практическое с использованием ИКТ 19.03.15
26 Явления в осенней природе. Разнообразие плодово-ягодных растений. 1 Практическое с использованием ИКТ 2.04.15
27 Явления в весенней природе. 1 экскурсия 9.04.15
28 Явления в летней природе. Лекарственные растения.Ядовитые растения. 1 Познавательная беседа с использованием ИКТ 16.04.15
29 Заповедники Сахалинской области. 1 Экскурсия в заповедник 23.04.15
30 Обобщающий урок по изучению курса «Дом, в котором я живу». 1 игра 30.04.15
Литература -2 часа 31-32 Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Рассказ, познавательная беседа с использованием ИКТ 7.05.15, 14.05.15
33 Поведение итогов реализации программы
Игра, защита проектов. 21.05.15


Учебно-методический комплекс программы. 1.Образовательнаая программа Н ОО 2.Методические рекомендации по организации деятельности по краеведению. Южно-Сахалинск, 2006 г.
Список литературы. 1. Атлас Сахалинской области. -М.: ГУГК, 1967. 2. Атлас Сахалинской области: « Люби и знай свой край»: для обучающихся начальных классов. - М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. 3.Занимательное краеведение /Составитель Киселёва Н.П. - Южно-Сахалинск, 1994.

© 2010-2022