Рабочая программа по литературному чтению Буду настоящим читателем Внеурочка 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Принято» «Утверждаю»

на заседании Зам. директора

кафедры учителей начальных классов ГБОУ СОШ №2100

Огурцова Г.К.

«_____» ________2015г.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Буду настоящим читателем»

для 3 класса


Программу составила:

учитель начальных классов

Базулкина И.В.




2015 -2016 уч. г.

г. Москва



Пояснительная записка

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «Буду настоящим читателем» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели и задачи программы:

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями(познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации факультативных занятий могут быть различными:

литературные игры,

конкурсы-кроссворды,

библиотечные уроки,

путешествия по страницам книг,

проекты,

уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место факультатива в учебном плане.

Факультатив «В мире книг» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 ч в 3 классе, 2 ч занятий в неделю.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержание программы факультатива «Буду настоящим читателем» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа факультатива - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «Буду настоящим читателем» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.



Содержание программы 3 класс (34 ч)

Раздел 1 История книги. Библиотеки (4 ч)

Роль книги в жизни человека. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Раздел 2. Настоящий читатель (10 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Какой я читатель? Моя любимая книга. Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Надо много читать. Быстрое чтение. Читаем всё, что задано. Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе».

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (16 ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Шаг первый. Чтение до чтения. Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Эмоции и чувства - главное при чтении стихов. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Читаем и думаем, размышляем. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Читаем, мысленно рисуем, представляем. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Шаг третий. Чтение после чтения. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук».

Раздел 4 Богатое наследие России (4ч)

Литературная Москва

По Пушкинским местам. Как жадность может погубить (А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»). Умейте удивляться и слушать (рассказы К. Г. Паустовского). Путешествие во времени с К. Булычёвым. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО «ИНФОРМАТИКЕ, ЛОГИКЕ, МАТЕМАТИКЕ»

в 3 «Е» классе.


Раздел 1 История книги. Библиотеки (4 ч)


1

Роль книги в жизни человека.

Обмен мнениями. Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация

1

2

Первые книги.

Беседа.Презентация

1

3

Летописи. Рукописные книги.

Летописи. Рукописные книги. Презентация.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

Первопечатник Иван Фёдоров. Рассказ учителя. Презентация.

1

Раздел 2. Настоящий читатель (10 ч)


5

Кого можно считать настоящим читателем?

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.

1

6-7

Какой я читатель? Моя любимая книга

Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.

2

8-9

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги «калеки», «лечение книг».

2

10

Домашняя библиотека

Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко- решки книг твоей библиотеки

1

11

Надо много читать

Члены семьи - собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.

1

12

Быстрое чтение

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

1

13

Читаем всё, что задано

Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

1

14

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

1

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (16 ч)


15

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста

Продуктивное чтение - что это? Высказывание предположений. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие - активное включение чело- века в чтение. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев.

1

16-17

Шаг первый. Чтение до чтения

Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений

2

18

Шаг второй. Чтение во время чтения

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения

1

19

Читаем и воображаем

Читаем и воображаем.

1

20

Читаем и чувствуем

Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет.

1

21

Эмоции и чувства - главное при чтении стихов

Эмоции и чувства - главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль.

1

22

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула»

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя.

1

23-24

Читаем и думаем, размышляем

Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение.

2

25

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное

1

26

Читаем, мысленно рисуем, представляем

Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на про- читанное: грустим, удивляемся, радуемся - испытываем эмоции. Технология - последовательность этапов (шагов) при чтении...». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения.

1

27

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках - подсказки и комментарии.

1

28

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет»

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

1

29

Шаг третий. Чтение после чтения

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при- думать продолжение, помечтать, сделать выводы.

1

30

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. 1.Знакомство Мафина и паука 2.О чём печалился паук 3.Суть Мафина и паука 4.Зачем ослик так настойчиво и терпеливо созывал всех друзей 5.Чудо на собрании

1

Раздел 4 Богатое наследие России (4ч)


Литературная Москва

31-32

По Пушкинским местам.

Как жадность может погубить (А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Литературная география России. Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Выставка книг, сказки А.С.Пушкина Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

2

33-34

Умейте удивляться и слушать (рассказы К. Г. Паустовского)

К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос».

2

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.


© 2010-2022