Урок «Если случилась беда. .. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Если случилась беда…»


Цели: Знакомство с ядовитыми грибами, растениями, некоторыми насекомыми и разработка правил безопасного поведения в лесу. Задачи: 1) систематизировать и обогатить знания детей о ядовитых грибах и растениях; об опасных животных и о грозе. 2) создавать условия для развития: -наблюдательности на основе работы с презентацией, иллюстрациями; - логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки); - умения работать в группе; 3) содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Образовательные задачи: - сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растения и грибами; определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами; познакомить учащихся с первой помощью при отравлениях. Развивающие задачи: - развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растениях и грибах; - развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности; - формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых. Воспитательные задачи: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся; - формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать растения и грибы в природе; - создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Личностная значимость изучаемого для учащегося: живая природа обладает большим разнообразием, одним из которых, являются растения. Знания о растениях нужны каждому человеку, для расширения кругозора, для умения отличать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Образовательные ресурсы:

  1. мультимедийная установка;

  2. презентация;

  3. план для групповой работы;

  4. рисунки с изображением ядовитых растений, грибов и животных;

  5. памятки с правилами поведения во время грозы, при общении с незнакомыми растениями и грибами, как избежать укусов животных, а также правила оказания первой помощи при укусах животных;

  6. учебник - окружающий мир 4 класс Н.Ф. Виноградова;

  7. атлас - определитель по окружающему миру;

  8. толковый словарь;

  9. таблички с названиями групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Представление.

  3. Эмоциональный настрой.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.Никулиной "Русский лес":

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенек.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

-Где же нам предстоит побывать? (на доску картина - лес)

-Чем является лес для человека?

- Представьте, что наступило лето, и мы отправляемся в лес!

4. Проблемная ситуация. Определение темы урока.

- Отгадайте, кто же нам повстречается в лесу. (картинки отгадок крепятся на лес)

Загадки:

1. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(гроза)

2.Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(змея)

3. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.

(Пчела)

4. Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок

Он в лесу не новичок.

(Мухомор)

5. Беленькие горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш)

- Обратите внимание, почему именно эти объекты появились в нашем лесу? Как вы думаете?

-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока? (Лесные опасности, а что может произойти в лесу? беда)

Тема урока «Если случилась беда». (тему на доску)

5. Мотивация.

- На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели - на доску)

Прогнозирование задач урока.

1.Узнаем ядовитые растения и грибы, узнаем ядовитых животных и познакомимся с природным явлением грозой.

2. Разработаем правила поведения при грозе, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и грибами.

Представим эти правила в виде памятки, и результатом нашей работы будет коллективный проект «Чтобы не случилось беды!»

- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор)

6. Изучение нового материала.

1. Заполнение таблицы.

- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания об опасных животных, ядовитых растениях и грибах предлагаю вам рабочие листы с таблицей, которую предстоит заполнить. 1. - Все мы любим, приезжать отдыхать в лес. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Например, можно отравиться ядовитыми ягодами.

- Какие ядовитые растения вы знаете?

- Предлагаю вам на слайдах познакомиться с ядовитыми растениями и записать их в таблицу.

7. Релаксация.

- Закройте глаза и представьте грибную поляну. Какая красота вокруг! Солнышко ярко светит, летают красивые пёстрые бабочки, жужжит трудолюбивая пчела, слышны заливистые птичьи голоса.

2.

- Думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми. Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит?

(Грибы бывают ядовитые.) - Какие ядовитые несъедобные грибы вам известны? - Почти у каждого съедобного гриба есть двойник - ядовитый гриб.

- Посмотрите презентацию и заполните вторую колонку таблицы.

3.

- Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные.

- А знаете ли вы каких-нибудь опасных ядовитых животных?

- Давайте и с ними познакомимся поближе и заполним третий столбик таблицы.

8. Физминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём.

- Игра называется «Опасно - неопасно». Я буду называть растения, грибы и животных.

Если эти объекты опасные - потопайте, если нет - похлопайте!

- Земляника, волчье лыко, белена, клюква, подосиновик, клещ, бабочка, жёлчный гриб, скорпион, лисички, берёза, ландыш, тысячелистник, ложные опята.

Отдохнули и тогда,

За работу нам пора!

- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1 цель)

- Мы достигли этой цели?

9. Работа в группах.

- Переходим к следующему этапу.

- Что нам предстоит выполнить? (разработать правила поведения при встрече с опасностями)

- Для этого вы уже распределились по группам, и нам осталось узнать названия групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи». (раздать названия)

-Изучением каких объектов будет заниматься ваша группа?

- Чем занимаются метеорологи? (Можно обратиться к толковому словарю) Метеорологи, занимаются изучением погодных явлений. И поверьте мне, многие из этих явлений могут быть очень опасными для здоровья и жизни человека, например, гроза, гололёд, метель. Мы поговорим об одном из них о грозе.

- Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. (раздать в группы)

- Группа, которая закончила работу, все вместе, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Договорились?

- Итак, у каждой группы есть план работы, т.е. маршрутный лист, по которому вы будете работать. Прочитайте, пожалуйста, всё ли понятно?

- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.

- Время вышло.

- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит, составленные вами правила поведения при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями, грибами и во время грозы.

- Пока будет идти представление правил поведения мы все должны внимательно слушать и запоминать, т. к. в конце урока мы проведём тест, где вы сможете проверить свои знания и оценить себя.

- Перед тем, как выступит первая группа, определим, что такое гроза.

Рассказ учителя о грозе.

- Гроза - это бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали людей. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они от раскатов грома. А вы знаете, почему сначала сверкает молния, и только потом слышно гром?

(Это происходит потому, что скорость света больше скорости звука.)

- А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

Молния - это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Звук от него мы и называем громом. Гром убить не может, а вот молния - страшная. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Как видите, гроза опасное явление природы.

- Пожалуйста, 1 группа, расскажите, как вести себя, если вы попали в грозу?

- Сравним ваши правила с общепринятыми правилами поведения при грозе и т. д. (показ слайдов, на доску вывешивается памятка уч-ся).

10. Оформление проекта.

- Ребята, скажите, а зачем мы разрабатывали эти правила? (Чтобы не случилось беды).

- Я вам предлагаю оформить весь собранный нами материал в мини-проект и собрать наши правила в одну папку, которую вы сможете пополнять в течение всего учебного года и пользоваться ими, чтобы не случилось беды. (Оформление проекта)

11. Проверка знаний.

- В процессе нашей работы мы обговаривали, что в конце урока мы проверим наши знания.

- Предлагаю вам тесты. Оранжевый цвет листа - если всё выполните без ошибок - зарабатываете 5, жёлтый цвет - 4.

12. Самооценка.

- Оцените свою работу, сверяя свои ответы с листком контроля.

- Поднимите руки у кого 5? Молодцы! А у кого 4? Все эти отметки можно после урока выставить в дневники.

13. Рефлексия.

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Как вы понимаете смысл пословицы «Осторожность - мать безопасности». - Что нужно знать, чтобы избежать любую опасность?
14. Домашнее задание: (дифференцированное, т.е. на выбор) 1. Придумать и нарисовать запрещающие знаки к правилам безопасности, изученным на уроке и дополнить их в наш проект, т. е. пополнить папку. 2. Подготовить рассказ о лесных опасностях.


- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок, успехов вам.

- Кто может похвалить себя? За что?

- Кто недоволен собой? Что не получилось?


© 2010-2022