- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения «В. Астафьев «Капалуха» (3 класс)
Конспект урока литературного чтения «В. Астафьев «Капалуха» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Усеинова Э.Э. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»
(конспект урока литературного чтения в 3 классе) Цель - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты: Предметные:
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль;
- умение определять жанр произведения;
- умение составлять план произведения;
- умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
- умение понимать цель и задачи учебной деятельности;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- сравнение поступков героев со своими собственными.
Ход урока 1. Оргмомент. Психологический настрой. Чтобы настроится на урок, давайте вспомним наше стихотворение: На уроке не болтать, Время даром не терять. Надо многому учиться- Это в жизни пригодится! 2. Проверка д/з - Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое) - Какое произведение вы читали дома? (Мышонок Пик) - Какой жанр этого произведения? (рассказ) - Кто его написал? (В. Бианки) - Назовите главного героя произведения? - Домашнее задание мы проверим с помощью теста. (Приложение 1)
(учащиеся работают с тестом) - Взаимопроверка. Обменяйтесь листочками. Я называю варианты правильных ответов. Оцените работу: Без ошибок - 5 1-2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3 5 и более - 2 3. Актуализация знаний, формулировка темы и задач урока - А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква - такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква - такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква - в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква - такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква - в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква - такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква - стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово - это название нашего сегодняшнего произведения. - Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев. - На доске вы видите годы жизни писателя: 1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») - Сформулируйте цели урока. (собираем цветок) - Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать. - Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку. 4. Речевая разминка Прочитайте загадку, записанную на обратной стороне вашего теста: Рано-рано по утру, Я танцую на току. Брови алые вразлёт, Потеснись лесной народ, Хвост как веер у меня, И обут в ботфорты я. Правда, всё вокруг, друзья, В тот момент не слышу я! - Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев)
(на доске вывешивается изображение) - Прочитайте в парах через строчку. - Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку? - В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения. 5. Работа над произведением - Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха) - Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет) - Почему (незнакомое и непонятное слово) - Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха) А) Словарная работа В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём
- альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга - это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
- валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
- коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
- просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
- черничник - заросли черники;
- пастьба - луг, где пасут скот.
- Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.
Мама - это значит нежность,
Мама - это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Мама - это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Мама - это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Мама - это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Мама - это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!
5. Подведение итогов урока - Итак, наш урок подходит к концу, давайте скажем какие задачи мы сегодня решали. (разбор цветка) 6. Рефлексия - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Что больше всего понравилось? - За что вы хотели бы похвалить себя? - Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока. 7. Домашнее задание - Прочитать рассказ «Капалуха», ответить на вопросы, 1 ряд - подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Астафьева, 2 ряд - сообщение о глухаре. Оценки за работу на уроке… Урок окончен!
Тест по произведению В. Бианки «Мышонок Пик»
-
Мышонок в самом начале рассказа был:
-
два дня отроду
-
две недели отроду
-
два месяца отроду
-
-
Мальчик хотел убить мышонка за то, что:
-
мыши кусаются
-
разносят болезни
-
воруют хлеб
-
-
Кораблик был
-
сосновый
-
еловый
-
дубовый
-
-
Первыми заметили Пика на кораблике
-
чайки
-
вороны
-
коршуны
-
-
Мышонок не утонул, потому, что:
-
поплыл
-
его спасли
-
ухватился зубами за кораблик
-
-
Лягушонка съела:
-
птица
-
змея
-
другой зверёк
-
-
Находить пищу Пик научился
-
через день
-
через 2 дня
-
в первую ночь на берегу
-
-
По тоненьким веточкам лазать помогали мышонку
-
лапки
-
хвост
-
зубки
-
-
Певчая птичка, которая охотилась на мышонка, - это
-
соловей
-
дрозд
-
жулан Оценка ________
-
Ф.И.__________________________________
Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и
выполните предложенные задания 1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? _______________________ 2. Какие деревья росли в тайге? _____________________________________________________________ 3. Какое растение очень подробно описывает автор ___________________ 4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста. _____________________________________________________________ 5. Сколько яиц было в гнезде? _______________________ Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. Отметьте их цифрой 1. 6. Найдите в тексте и прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? Простым карандашом в этих строчках отметьте образные слова и выражения. 7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха? _____________________________________________________________ 8. Найдите в тексте и прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Найдите образные слова, которые использует для описания автор и подчеркните их. 9. Подчеркните слова, которые характеризуют капалуху: Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная.
10. Попробуйте определить главную мысль.
_____________________________________________________________
11. Какая пословица больше всего подходит к этому произведению?
Материнская ласка конца не знает
Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт. Оцените свою работу ___________________
Дополнительное задание
Попробуйте сочинить синквейн о капалухе 1) одно существительное - Капалуха 2) два прилагательных ________________________________________ 3) три глагола _______________________________________________ 4) предложение ______________________________________________ 5) Существительное (ассоциация с первым словом)________________