Презентация по кубановедению на тему Формы поверхности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к уроку кубановедения

«Формы поверхности земли».

1. Информация об авторе.

Коптева Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№2

Староминского района Краснодарского края

2. Информация об уроке:

предмет: Кубановедение

класс: 2 класс

Учебник - тетрадь по кубановедению:учебное пособие для 2 класса автор Е.Н.Еременко

1 час в неделю

Тема: «Формы поверхности земли ».

5-ой урок по программе.

Тема: Формы поверхности земли

Цели:

  1. Познакомить учащихся с формами поверхности Краснодарского края.
  2. Формировать умение анализировать, обобщать, доказывать своё мнение, умение ориентироваться по карте.
  3. Прививать любовь к малой родине, необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование: физическая карта края, Рабочая тетрадь, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, презентация, фотоматериалы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?


  1. Актуализация знаний учащихся

Посмотрите на физическую карту Краснодарского края. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)


III. Работа по теме урока - Сегодня мы продолжим наше путешествие по родному краю и будем говорить о формах поверхности нашего края, научимся находить и различать их на карте.

Слайд 2.

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

Слайд 3.

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) . (Изображение равнины и определение.) Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Само слово «равнина» происходит от слова «ровный», «гладкий». С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать землю. На карте они обозначены зелёным цветом. Слайд 4. Посмотри, какая даль Без конца и края, Речка тихая журчит, В камышах вздыхая. Ширь полей, размах степей - Знакомая картина. Только нет тебя милей, Кубанская …(равнина)
Слайд 5. Говоря и думая о Кубани, мы вспоминаем, прежде всего, степи - хлебные поля, залитые ярким солнечным светом, яблоневые и вишнёвые сады со стройными рядами цветущих деревьев. Да, равнины занимают более двух третей поверхности края. Слайд 6. Самая большая из них, Азово-Кубанская равнина, расположена к северу от реки Кубань и к востоку от Азовского моря. Найдите её на карте. Удивительно ровная, в зависимости от времени года она меняет свою окраску, покрываясь то белым цветом снежной пелены, то чёрным - свежевспаханной земли, то необычным для глубокой осени и зимы пронзительно-зелёным ковром озимых всходов. И нигде не заметно уклона на этой земле, ибо нельзя увидеть глазом плавное повышение Азово-Кубанской равнины от уровня Азовского моря до подножия Ставропольской возвышенности. Слайд 7. Азово-Кубанская равнина включает в себя Прикубанскую низменность, Приазовскую низменность и Закубанскую низменность. Слайд 8. 5-6 сотен лет назад всё это пространство было необъятным морем трав. Азово-Кубанская низменность представляла собой целинную разнотравно-ковыльную степь. Пушистый, как пена, ковыль покрывал необозримые пространства по берегам Кубани и речек. Ныне степи полностью освоены. И только сохранившаяся по обочинам полей, в балках коренная, дикая растительность позволяет сделать выводы о том, какие растения произрастали здесь раньше. Слайд 9. Поверхность равнины пересечена долинами рек. Каких? Покажите их на карте. Слайд 10. На равнине встречаются возвышения в 10- 12м, а иногда и до 200м высотой - это холмы. Слайд 11. Кое-где встречаются курганы - древние надмогильные насыпи…. Слайд 12. Да овраги - глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками. Во время таяния снега или сильных дождей ручейки сливаются вместе и образуются бурные потоки. Вода устремляется по склонам в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не сплетенная корнями растений, рытвина легко размывается, расширяется, превращается в овраг. Каким образом овраги проносят большой вред народному хозяйству? Люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов сажают деревья и кустарники, корни которых препятствуют разрушению верхнего слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.
Слайд 13. На западе к Приазовской низменности примыкает Таманский полуостров. Площадь его - около двух тысяч квадратных километров. - Покажите, ребята, его на карте. Поверхность полуострова холмистая. Слайд 14, 15 Достопримечательностью Таманского полуострова являются грязевые вулканы. Полагают, что их здесь около трёх десятков - больших и маленьких. Слайд 16. Продукт извержения таких вулканов - грязь, обычно светло-серового цвета с температурой +12+200. она обладает необыкновенными лечебными свойствами. Слайд 17. Равнинно-холмистый рельеф, обилие тепла и света, позволяют выращивать высококачественные сорта винограда. Тамань славится своими виноградниками, площадь которых превышает 24 тыс. га.

Слайд 18.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Слайд 19.

«Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал» - знаменитые строки из песни принадлежат В.Высоцкому. Сколько стихов и песен посвящено им. Горы возникли миллионы лет назад. И сейчас еще идут горообразовательные процессы. А теперь давайте направимся в удивительную горную страну - Большой Кавказ, который занимает южную треть территории края. Работа картой: Посмотрите на карту. Каким цветом на карте обозначены горы? Чем выше горы, тем более темный цвет. Найдите на карте Кавказские горы . Слайд 20, 21 Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды. К югу от реки Кубань Закавказская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает 1/3 площади края. Многие вершины Кавказских гор покрыты снегами и ледниками.
Слайд 22.

О, горы Кавказа! Величие, мощь!
Мне с вами навек породниться пришлось.
Отроги Кавказа всем силы дают,
А путник найдет там хлеб и приют.

Зарема Макиева


Слайд 23. Самая высокая из них - Цахвоа. Её высота - 3345 метров. Снеговые вершины холодные и величавые, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы. Слайд 24. Только альпинисты могут покорить вершины. Но для этого нужно быть сильным, выносливым.
Слайд 25. Высокими считаются Фишт, который возвышается над уровнем моря на 2852 метра.
Слайд 26. Чугуш - 2240 метров.
Слайд 27. Горы намного живописнее, красочнее равнин. У них третье измерение - глубина и высота. А горные озёра! Они словно изнутри светятся голубизной, в зеркальную гладь их смотрятся заснеженные шапки вершин. Воздух здесь чист и свеж, умиротворённо журчат ручьи, и ничто другое не нарушает девственной тишины… Пожалуй, нигде в другом месте не дышится так легко и свободно, как на берегах горных озёр. И нигде больше не встретишь такого дивного согласия между водой и небом, горами и землёй. Всё это исконное богатство кубанской земли, всё это достойно внимания человека и не должно исчезнуть из памяти. Это наш родной дом, который мы должны сохранить и передать по наследству будущему поколению. Слайд 28.

Посмотрите на карту. Через всю территорию протянулись Кавказские горы. Ниже начинаются субальпийские луга, которые покрыты высокими травами. Слайд 29. Еще ниже - леса. Сначала хвойные, которые потом переходят в смешанные и лиственные. Кавказские горы ученые считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. Раньше люди считали , что горы вечны и неизменны. Так ли это? Дожди и ветры помогают разрушать горы. Слайд 30. А сейчас мы отправимся вдоль берега Чёрного моря, от основания Таманского полуострова до реки Псоу, пограничной с Грузией. Здесь тянется Причерноморье. Найдите на карте. Это узкая полоса земли между горами, заросшими густым лесом. Слайд 31. Тёплое Чёрное море согревает и увлажняет его территорию, а горы защищают от холодных ветров зимой и от знойных суховеев летом. Вся эта полоса отличается от других районов края особенной красотой и роскошью природы и является курортной зоной всей страны. Слайд 32. Побережье пересекается то отрогами хребтов, то узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Чёрное море. Побережье и горная часть богаты красивыми пейзажами. IV.Закрепление изученного материала

  1. Раскрась картинку, на которой изображена форма поверхности местности, в которой мы живем. работа в Рабочей тетради (стр. 11)
  2. Какая часть Краснодарского края (горная или равнинная) изображена на картине художника Анатолия Серенко «Кубанский пейзаж»?
  3. Рассмотри картины на стр. 11и 12. Какой пейзаж тебя больше привлекает? Почему?
Слайд 33. V. Итог урока - Какие формы поверхности в нашем крае? - Какая поверхность в северной части края? - Что образует равнину Краснодарского края ? - Что включает в себя Азово-Кубанская равнина? - Дайте характеристику поверхности Таманского полуострова. - Какая поверхность преобладает в южной части края? Покажите. - Покажите зону Причерноморья - Чем можно объяснить особенный климат побережья? VI. Домашнее задание: к какому виду относится поверхность твоей местности, понаблюдай и докажи. Подберите фотографии либо картины кубанских художников с изображением различных форм поверхности, подготовьте рассказ об одной из форм поверхности.


© 2010-2022