Конспект урока по литературному чтению, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» Цели: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; отгадывать загадки; подбирать пословицы. Оборудование: портреты К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, карточки с пословицами.

1.Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение.

У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

- Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты

1.Вступительная беседа:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.

- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?

(В книгах, в мультфильмах, кино)

- Любите ли вы читать сказки? Почему?

(Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)

-А почему говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»?

(Потому, что сказка - это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

2. Литературная викторина «Узнай сказку».

- Ребята, а много сказок знаете вы?

- Отгадайте, о какой сказке идёт речь?

1. «Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный общий труд».

(«Репка»)

- На партах лежат карточки с пословицами, в которых тоже заключена народная мудрость.

Найдите и прочитайте пословицы, которые относятся к данной сказке.

(Вместе любое дело спорится. Без труда не выловить и рубку из пруда.)

2. «Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом».

(«Лиса и журавль»)

-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?

(Остался ни с чем, нечего не получил)

- Какая пословица соответствует сказке?

(Каков гость, таково и угощение.)

3. -Из какой сказки этот отрывок?

«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и обронил …»

(«Рукавичка»)

-Какую пословицу можно подобрать?

(В тесноте, да не в обиде)

5. «Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто тут в домике живет,

Дружно песенки поёт»?

(«Теремок»)

(В тесноте, да не в обиде)

-О каких сказках шла речь? Перечислите их.

(«Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).


3. Закрепление и обобщение знаний. -Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки) -Какие еще русские народные сказки вы знаете? («Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Снегурочка»)
-А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные) -Каких писателей сказочников вы знаете? (А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.) Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок. - Давайте вспомним другие русские народные и авторские сказки.

У ЦАРЕВИЧА печаль,

Он стрелу отправил вдаль.

И теперь его забота -

В жёны взять красу болота.

Козлёнком ИВАНУШКА скачет,

Сестрица Алёнушка плачет.

Ведь братец напился водицы,

Застывшей в козлином копытце.

Повезло Емеле Крупно -

Щуку выловил он утром.

ЩУКА эта не проста,

Может делать чудеса.

А теперь давайте вспомним. Что такое небылицы? Приведите примеры небылиц (2-3 человека).

- Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока. Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58. - Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский) (Вывешивается портрет автора. Краткая история из жизни). ЧТЕНИЕ учителем. - Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать, что - нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) - Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!») -Почему журавль назвал гуся «глупой птицей»? -Как нужно читать слова гуся - громко или тихо? Почему? (Чтение детьми про себя и вслух)
Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой. (Вывешивается портрет автора. Краткая история из жизни) Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. (ЧТЕНИЕ сказки учащимися) - На что жаловались зайцы? - Как они преодолели свой страх? (ЧТЕНИЕ по цепочке) -Чему научила вас эта сказка?
V. Итог урока. - О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках) -Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.
Всем спасибо за старанье, За задор, за прочность знаний И за сказок всех познанье.

Вместе любое дело спорится.

Без труда не выловить и рыбку из пруда.

Каков гость, таково и угощение.

В тесноте, да не в обиде.



МОУ «Разуменская средняя школа №2»









Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

(конспект урока)





Подготовил:

учитель

начальных классов

Краснокутская В.Н.





















2015 год

© 2010-2022