- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: Роль уроков Самопознания на формирование духовно - нравственных качеств личности школьника
Доклад на тему: Роль уроков Самопознания на формирование духовно - нравственных качеств личности школьника
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мусиева С.К. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Общеобразовательная средняя школа
№18 им М.Сатыбалдиева
Учитель предмета «Самопознания»
Мусиева С.К.
г. Кульсары
План
-
Введение.
-
Роль уроков «Самопознания».
-
Цели и задачи учебной программы.
-
Образовательный проект «Самопознание».
4.1. Источники формирования духовно -
нравственного качества человека.
4.2.Разделы «Самопознания».
4.3. Анкетирование родителей и детей.
-
Заключение.
«Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»
Назарбаева Сара Алпысқызы
Во все века люди высоко ценили нравственность, воспитанность. Социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляет нас задумываться о будущем Казахстана и его молодежи. Перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личностей школьника. Замечено, что вопросы, которые не в силах решать взрослые, порой каким-то непостижимым образом открывается детям. К сожалению, современная школа учит принимать на веру то, что должно стать плодом трудных поисков и личного выбора. Нас учат писать, читать, считать, но не учат любить себя, доверять людям, уметь с ними общаться, верить в собственные силы, находить выход из трудных ситуаций. Этому и другому можно научится на уроках самопознания. А уроки «Самопознания» являются неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания. А что же мы называем духовно-нравственным воспитанием? Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Республики Казахстан. Какую цель ставила перед собой автор программы «Самопознания» С.А.Назарбаева? Цель и задачи программы «Самопознания» связаны с приобщением детей, подростков, юношества к миру общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Что это означает? Постепенное (поэтапное) знакомство детей и подростков с нормами человеческого общения, с принципами общечеловеческой нравственности, формирование и развитие у них навыков гражданской культуры, гуманного общения. Нравственно - духовное воспитание и образование поможет стать ребенку подростку оптимистом и быть уверенным в успешности личной судьбы. Образовательный проект «Самопознания» - это уроки самопознания от предшкольного возраста до вузовской подготовки. Этот путь и есть постижение нравственного опыта человечества, приобщение к культурным, духовным традициям старших поколений, своего народа, землян в целом. Суть программы «Самопознания» автор проекта Первая леди страны Сара Алпамысовна Назарбаева видит в том, чтобы детей научили Любить себя и мир вокруг, жить во имя Любви, быть всегда самим собой, не подрожать кому - то, а развивать свои собственные возможности, таланты; обязательно различать что такое «Хорошо» и что такое «плохо»; быть ответственным за свои мысли слова, поступки; всегда помогать людям; жить в ладу с совестью, не предавая своего высшего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества; постоянно совершенствоваться. Все это - основные принципы жизни гармонично развитого Человека. В формирование становления подростка необходимым источником духовно-нравственного воспитания является: общество, природа, искусство и многонациональный народ РК. Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии. Все эти ценности включает в себя разделы на уроках «Самопознания». Я хочу остановится на 4 основных разделах это:
- здоровье
- семья
- труд
- природа
Вот что говорят сами мои ученики об этом предмете. Асланов Асуан, ученик 1 «А» класса Я с нетерпением жду субботы. В субботу у нас урок «Самопознания» на уроке мы играем, а больше всего я люблю песни. На уроках я научился задумываться слушать внимательно стихи и рассказы. После этих уроков я рассказываю своим друзьям услышанное и учу их тоже быть добрыми.
Волкова Яна, ученица 1 «Б» класса Мне нравится предмет самопознания потому, что он интересный. Мы много рисуем и учимся быть добрыми и умными.
Ермеккалиев Максат, ученик 1 «В» класса Я люблю урок «Самопознания». На уроке мы слушаем рассказы и стихи, отвечаем на вопросы и задумываемся. Мне нравятся круги радости и круг «От сердца к сердцу», потому что я научился разным пожеланиям своим друзьям. Предмет «Самопознание» дает возможность усваивать нормы общечеловеческой нравственности, постигать этнокультурные традиции общения, формировать систему ценностных убеждений, обучатся эффективным способом сотрудничества с другими людьми. Дети всегда откликаются на искреннюю любовь и верят нам, взрослым. Образовательный проект «Самопознание» - это подарок каждому ребенку и подростку, это возможность осуществление детской мечты, а значит -счастливого Детства! В результате уроков «Самопознания» перед выпускниками школ выпускаются в общество ЛЮДИ с духовно образным портретом:
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Я надеюсь, что в нашем обществе будут действительно работать и жить с нами настоящие граждане Республики Казахстан. Как сказал великий советский педагог В.А.Сухомлинский
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
Литература.
-
Журнал «Самопознание.kz. №1 стр16. Саинова Л.А. Образовательная программа Самопознание»
-
Журнал «Самопознание.kz. №1 стр12. Самопознание: Вопросы и ответы.
-
Журнал «Самопознание.kz. №2 стр26. Луговая Р.Р. «Содружество школы и семьи - основа самопознания»