Урок внеклассного чтения по теме Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»

Цели: Познакомиться с русской народной сказкой «Петушок - золотой гребешок».

Формировать правильное осознанное чтение целыми словами. Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.

Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса), умение читать сказку по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.

Воспитывать коммуникативные умения работать в группах. Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование: карточки - задания для работы в группах, презентация к уроку.

Ход урока

1.Создание коллаборативной среды. Музыкальная зарядка.

-Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас, дети!

С добрым утром, с ясным днём!

Я надеюсь: интересно

Мы урок наш проведём.

Вы друг другу улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Определение темы урока, постановка целей.

- Разделите строки на слова. Что заметили? О чём сегодня поговорим на уроке?

Жилибыли Внекоторомцарстве Житьпоживать

2. Проверка разноуровневого домашнего задания

От каждого ряда ученики пересказывают кратко сказки, прочитанные дома, не называя названия.

Слушатели угадывают название сказки и оценивают выступления.

3. Актуализация знаний

Литературная викторина.

Я по амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

На окошке стужен. (Колобок)

Не плачь, дед,

Не плач, баба!

Я снесу вам яичко не золотое,

А простое. (Курочка Ряба)

Битый небитого везет,

Битый небитого везет! (Лисичка-сестричка и серый волк)

- К какому жанру относятся прослушанные произведения?

- Почему так думаете, докажите.

- Как появлялись сказки? (В сказках заключена народная мудрость, мечты простых людей о справедливости, добре, безбедной жизни)

- Кто автор сказок?

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг)

-Рассмотрели ли вы книги, которые выставлены у доски? Какие это книги?

Иллюстрации в этих книгах выполнены известными русскими художниками-иллюстраторами: Ю. А. Васнецовым, Н.Г. Афанасьевым, Е. М. Рачевым и др. Действительно, можно сказать, что «у книги два автора. Один из них - писатель, другой - художник» (С. Я. Маршак).

Народом создано столько красивых и мудрых сказок! Среди них сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. Сказки о животных - самые древние. В них нет особого волшебства, но их герои-животные, наделенные человеческими характерами.

- Что объединяет все сказки, представленные на нашей книжной выставке?

(Это все сказки о животных)

4. Изучение нового материала

Работа над сказкой «Петушок - золотой гребешок».

- Сегодня познакомимся со сказкой «Петушок - золотой гребешок». Мы познакомимся с характерами персонажей этой сказки, подумаем над тем, чему нас учит эта сказка. Продолжим работу над выразительным чтением.

В сказке попадутся не всем знакомые слова, прочтите с доски, попробуйте объяснить их значение

а) Словарная работа

НАТРЕНЬКИВАТЬ (играть, бренчать на музыкальном инструменте)

НАКАЗЫВАЛИ (два значения - приказывали, поучали)

ДОМОВНИЧАТЬ (работать дома)

ЛУКОШКО (небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробка, используемая для грибов и для ягод)

ГУСЕЛЬКИ (Гусли - старинный русский струнный инструмент; древние сказители рассказывали сказки под сопровождение гуслей)

-Какие ещё народные струнные музыкальные инструменты вы знаете?

(Учитель демонстрирует балалайку, домру.)

ЛИСАФЬЯ (лисичка)

ПРОВЕДАЛА (узнала)

- Примета сказки - старинные слова

б) Упражнение «Составь слово»

КА-ГО-ВУШ-ЛО АИСЛ

ДУШ-БО-РО-КА ТКО

ПЕ-ШОК-ТУ ДОРЗД

в) Актуализация знаний - Что вы знаете о дрозде? (Показать иллюстрацию «дрозд»)

г) Постановка целей - Сказку будем читать вместе: песенку за лису читают девочки, песенку за Петушка читают мальчики, остальной текст - я.

«Родное слово» Хрестоматия с. 93-98.

Физминутка

Жили Котик (растопырить пальцы)
с Петушком (махи руками)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(круг головой)
Подкралась к избушке
(сделать руками крышу).
Утащила Петушка
За высоки горы
(потянуться на носочках),

Утащила Петушка
В свою лисью нору
(присесть).
Дрозд и котик в лес пошли
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашли
(присесть).
Кот и дрозд спасли дружка -
(погладить макушку)
Петю-Петю-Петушка
(махи руками).

д) Анализ текста

- Почему сказка называется «Петушок-золотой гребешок»? (Потому, что главный герой сказки - петушок)

- Кто ещё является персонажем сказки? (Кот, дрозд, лиса)

- Почему лисе удавалось несколько раз похитить петушка? (Лиса была хитрая, льстивая, петушок - доверчивый, непослушный)

- Какова главная мысль сказки?

7. Работа в парах: - Задайте по сказке вопросы соседу по парте

8. Работа в группах. Создание постеров, защита своей работы.

Задания:

1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке «Петушок - золотой гребешок»

2. Какой характер у лисы?

3. Какой характер у Петушка?

4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд? Почему так?

5. Чему учит сказка?

- Верные друзья - кот и дрозд - выручили петушка из беды, помогли смекалка, дружба, взаимовыручка, готовность защищать слабого. Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.

-Как вы думаете, а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны?

Работа над пословицей.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- Как вы ее понимаете?

- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

9. Подведение итогов. Рефлексия

(Учитель демонстрирует учащимся рисунки к сказке.)

- Ребята посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки. Что вы заметили? (Иллюстрации не раскрашены)

- Давайте побудем в роли художника - раскрасим рисунки: кому понравился наш урок - рисует яркими красками: жёлтыми, оранжевыми, красными, зелёными, синими. А кому не очень понравилось на уроке - пусть рисует серыми, коричневыми.

(Дети группами по очереди выходят к доске и раскрашивают разноцветными

фломастерами иллюстрации.)

- Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

- У кого были трудности, в чём?

- Что нового и интересного узнали?

1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке?

2. Какой характер у лисы?

3. Какой характер у Петушка?

4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд?

Почему так?

5. Чему учит сказка?

Урок внеклассного чтения по теме Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»Урок внеклассного чтения по теме Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»Урок внеклассного чтения по теме Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»


© 2010-2022